Красненькая-Кутсайоки-Тумча, 2013 (июнь), рук-ль Мусин М.Д.

Главная » Отчеты о походах » Мурманская обл. и Кольский п-ов » Красненькая-Кутсайоки-Тумча, 2013 (июнь), рук-ль Мусин М.Д.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Кольский п-ов
Нитка маршрута: г. Москва - г. Кандалакша - р.Красненькая - р.Кутсайоки - р.Тумча - Иовское вдхр. - н.Кандалакша - г. Москва
Сроки похода: 11 июня 2013 года - 23 июня 2013 года
Руководитель: Мусин Марат


Отчёт о водном походе по рекам Красненькая - Кутсайоки - Тумча в Мурманской области 11-23 июня. Категория III (V). Руководство - Мусин М.Д.

видео тут

Маршрутная книжка ¼-316
Руководитель: Мусин М.Д.
тел. +7(916) 510-82-26;
e-mail: marat.musin@gmail.com

 

Паспорт спортивного похода

Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области при РООСРМТ «Туристский клуб» (т/к «Перово»); адрес Клуба: г.Москва, ул.Металлургов, д.5, сайт www.tk-perovo.ru. Руководитель группы Мусин М.Д., телефон +7(916)510-82-26, e-mail: marat.musin@gmail.com.

 

Место проведения

Российская Федерация, Северо-Западный федеральный округ, Кандалакшский район Мурманской области.

 

Общие сведения

Вид туризма Категория сложности Протяжённость активной части похода Продолжительность, дней

Сроки

проведения

Уровень воды
Водный третья с элементами пятой сплав 106 км общая активная  11.06-23.06

Красненькая, Кутса - низкий;

Тумча - высокий

13 8

дробная нитка маршрута

г.Москва - г.Кандалакша - пос.Алаккурти - р.Красненькая (сплав) - р.Кутсайоки (сплав) - р.Тунтсайоки - р.Тумча (сплав) - Иовское вдхр. - г. Кандалакша - г. Москва

 

Принятые обозначения

ПБ -Правый берег

ЛБ - левый берег

ПП - правый поворот реки

ЛП - левый поворот реки

 

Определяющие препятствия маршрута

Вид пре- пятствия

Название

Категория трудности

Характеристика препятствия
 (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

р.Красненькая (уровень воды низкий)

порог

Короткий

IV

Две ступени. Первая ступень - 2 слива в скальном сужении, вторая ступень - два слива чеоез всю реку с россыпью острых камней

порог

Прыжок

III

Плотина камней высотой ~1.5 м

порог

Щёчки

III

Заходная шивера на ПП, скальное сужение с основным сливом, прижим к ЛБ.

порог

Кавказский

IV

Цепочка сливов, валов и бочек. В низкую воду множество камней-"зубов"

порог

Горка

IV

Две ступени. Первая ступень - ряд сливов и бочек с навалом на ПБ, вторая ступень - сливы с большим количеством камней. Конец порога - гряда камней с проходом у ЛБ и выход в оз.Пюхярви

Р.Кутсайоки (уровень воды низкий)

порог

Сомнитель- ный

IV

Косая бочка первого слива, затем основной слив с навалом на камень по ПБ, затем большое улово по ЛБ и третий слив на ПП, по низкой воде в третьем сливе близ берегов выступают острые камни.

порог

Муравей

III

Порог распололжен на ЛП в месте сужения реки за островом. Первый слив с камней - основной, затем выходная шивера. В большую воду есть навал на камень по ПБ.

порог

БСТ

III

Большой камень на заходе и множество мелких камней задают множество возможных траекторий прохождения. В конце порога ближе к ЛБ массивный камень с подводным карманом, от которого и произошло название порога. По низкой воде выходная часть порога превращается в мелкий перекат.

вдп

Оба-На

V

Водоскат в левой (основной части) русла и маловодный водопад в каменную чашу в правой части. Отбойный вал по центру от камня в основной плите (катамаран проходит поверх камня), отбой от двух камней по ЛБ - один в середине плиты, другой в самом конце. По низкой воде отбой несильный, и при неправильном заходе есть опасность налететь катамараном на второй камень.

вдп

Маманя

непроходим

Две отвесные ступени, внизу каждой острые камни. Обнос вещей по ПБ за скалой.

порог

Тесный

IV

Камень на входе, делящий русло и три камня на выходе, на которых можно расклинить катамаран. По низкой воде заход только справа (после первого слива навал на скалу по ПБ).

порог

Ступенька

IV

Длинный порог на ЛП реки. Заход от левого берега, много слалома, неожиданные бочки в конце.

порог

Водопадный

IV

4 ступени, каждая ступень, это ряд мощных сливов и бочек. Первые две ступени находятся в более узком месте – мощь воды больше, 3-я и 4-я ступени тянутся через всё русло – есть множество камней.

р.Тунтсайоки (уровень воды высокий)

порог

Яма

II

Прямой слив в сужении реки, за ним ряд бочек и валов.

порог

Котёл

III

Мощный слив на выходе в озеро. Косой вал в левой части русла.

р.Тумча (уровень воды высокий)

порог

Карниз

IV

Русло разделено каменистым островом. Левая протока - маловодный слив с бочками, правая протока - основной слив с мощной бочкой и второстепенными валами.

порог

Шляпа

III с эл.IV

Ориентир - лесистый остров по центру русла. Основная протока - левая, на ЛП река слив с прижимом на камень по ПБ и сильным противотоком. В нашу воду бочка почти полностью залита водой и навал не сильный.

 Отчёт хранится в библиотеке МГЦКТ (Москва, ул.А.Солженицына, д.17), будет размещён на сайте ТК Перово (http://www.tk-perovo.ru).


Состав группы и распределение по судам

Экипажи и суда перечислены в походном порядке.

Первым в экипаже указан капитан судна.

Штатный экипаж катамарана №2 состоял из 3 человек, на определяющих препятствиях  дополнялся четвёртым человеком.

Фамилия, Имя, Отчество

Обязанности в походе

Туристическая подготовка (водный туризм)

Распределение по судам

Мусин Марат Дамирович

адмирал

5У Башкаус-Чулышман

2Р Мста                                

5У Китой-Онот

Катамаран №3 (К3)
Белрафт
«2T»
объём: 1200 л

Титов Александр Серафимович

завхоз

4У Ока б/с Красненькая-Кутса-Тумча

3(4)У Аксаут-Б.Зеленчук-Маруха-Уллу-Кам-Кубань

3aботина
Евгения
Владимировна

штурман

5У Башкаус-Чулышман                                              5У Жомболок-Ока                                   3(5)Р Красненькая-Кутсайоки

Катамаран №2 (К2)
«Рафтмастер»
 «Fox-802»

объём: 1350 л

Самыкин Антон Вячеславович

медик

4У Урик, 3У Уксунйоки – Тохмайоки

3У Аксаут – Б. Зеленчук – Теберда

2 с эл. 3 Р Кодор

Никитин
Андрей
Васильевич

реммастер

3(4)У Лоймола-Уукса

4У Урик

3У Ч.Черемош-Б.Черемош-Прут-Свича

Катамаран №1 (К1)
«Рафтмастер»
 «Fox-2Т»

объём: 1200 л

Новиков Дмитрий Александрович

фото-2

4У Ока  3(5)У Красненькая-Кутсайоки

3(4)У Аксаут-Б.Зеленчук-Маруха-Уллу-Кам-Кубань

Гончар Андрей Евгеньевич

хрономерист-1

5У Башкаус-Чулышман                                              5У Жомболок-Ока                                   3(5)У Красненькая-Кутсайоки

Катамаран №1 (К1)
«Рафтмастер»
 «ГоШа-2»

объём: 1100 л

Малофеева
Татьяна
Валерьевна

снаряженец

3(4)У Лоймола-Уукса

4У Урик

3У Ч.Черемош-Б.Черемош-Прут-Свича

Тюков
Илья
Александрович

хронометрист-2

3(4)У Лоймола-Уукса

4У Урик

3У Ч.Черемош-Б.Черемош-Прут-Свича

Стапель-пор.Водопадный - матрос К3; пор Водопадный-Иовское вдхр - матрос К2.

Покровченко Владимир Владимирович

Видео-2

5У Башкаус-Чулышман                                              5У Жомболок-Ока                                   3(5)У Красненькая-Кутсайоки

Каяк-2

Мармазов Михаил Валерьевич

фото-1, финансист

5У Башкаус-Чулышман                                              5У Жомболок-Ока                                   3(5)У Красненькая-Кутсайоки

Каяк-1

Общая смысловая идея похода 

Поход начал планирваться примерно за 3 месяца. Изначально выбор региона был обусловлен следующими требованиями:

  • относительная близость региона, чтобы успеть провести поход в течение 2 недель

  • уровень сложности похода не должен превышать III с элементами - ряд участников ещё не имеют достаточного опыта, чтобы ходить мощные алтайские реки.

  • достаточно простая организация похода - большинство участнико вгруппы были в этом регионе 3-4 раза и все необходимые шаги (регистрация в МЧС, получение пропусков, организация заброски/выброски) совершаются быстро и без трудностей.

  • Насыщеный водными препятствиями маршрут, в то же время изобилующие рыбой озёра и готовые стоянки с большим количеством дров - такой план подходил всем участникам группы, как желающим больше спорта, так и приехавшим с более созерцательным настроением.

  • Локальный характер препятствий позволил более эффективно страховать каякеров. У большинства участников похода было мало (или вообще не было) опыта страховки каякеров и перед будущими походами было необзодимо отработать этот элемент.

  • Руководитель похода не обладал достаточным опытом для проведения более трудных походов, так что выбор знакомых речек Мурманской области был оправдан.

         Отдельно стоит отметить отказ от рассмотрения региона Кавказа. В связи с ухудшением ситуации с безопасностью (в прошлые годы некоторые участники группы подерглись нападению местных жителей) было решенов обозримом будущем отказаться от походов на столь популярные раньше речки Аксаут, Лаба, Уруштен, Зеленук, Белая и др.

          Из минусов выбранного маргрута можно отметить отсутствие пеших маршрутов-радиалок или наличия каких-либо культурных или природных достопримечательностей, выходом к которым можно было бы сбалансировать чисто-спортивную составляющую похода.

 

Справочные сведения о районе похода

Маршрут проходит по юго-западной части Мурманской области, вблизи с границей с Карельской областью, по нагорью Манселькя, которое расположено на севере и востоке Финляндии, частично на севере Норвегии, в западной части Республики Карелия и на юго-западе Мурманской области. Непосредственно на маршруте нагорье представлено в виде сопок (на небольшом отдалении от реки есть сопки до 624 метров высотой). Маршрут расположен в 18-28 км за Северным Полярным Кругом, в 150 км к востоку находится Кандалакшский Залив Белого моря. Это объясняет особенности климата - поздняя весна, ледоход в начале-середине мая, половодье в середине-конце мая и в начале июня, а в отдельные годы и в середине июня, заморозки в конце августа, достаточно короткое лето. Немалое влияние на климат региона оказывает и Баренцево море. В середине июля неделями не переставая могут лить дожди. Растительность представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория изрядно заболочена, много ягод - черника, голубика, брусника, морошка. Однако, голубика и морошка появляются только в конце июля- начале августа, черника чуть позже, брусника - во второй половине августа- начале сентября. Однако на пор. Водопадный мы натолкнулись на целые поля прошлогодней брусники - чрезвычайно сладкой и вкусной. Грибы в больших количествах тоже появляются во второй половине августа. Притчей во языцех для походов в этих краях стали тучи кровососущих: гнуса, мошки (в особенности на р. Красненькая), комаров. Во многом поэтому большинство групп становится на уже подготовленные стоянки - они изначально выбирались так, чтобы территория продувалась ветром и хоть немного избавляла от насекомых. Кроме того есть зайцы, олени, лоси, ондатры, есть медведи, однако они уже давно не подходят в район маршрута - слишком много народу. Максимум, что можно увидеть - это удирающий в лес мишка, когда едешь на стапеле на машине. На маршруте нет клещей и змей - слишком холодный климат не дает им здесь обжиться. В реке водится много рыбы - хариус, форель, щука, кумжа.

 Сам маршрут проходит по рекам Красненькая, Кутсайоки, Тунтсайоки и Тумча. Местные далеко не всегда правильно представляют, какая из речек как называется, поэтому договариваясь о заброске, необходимо обговаривать детали, глядя в карту. Итак, река Красненькая (в ряде отчетов фигурирует слово ручей - действительно, глядя на небольшой расход хочется сказать, что это ручей, однако с географической точки зрения это не так: ручей не может вытекать из озера) - вытекает из озера Юрхямяярви - имеет длину около 8 км, уклон до 10 м/км, в отдельно взятых каньонах - до 20 м/км. По сути, технически наиболее сложный и интересный участок маршрута. Начало сплавной части на этом участке - Чертов мост (сам мост снесло в 2008/2009, но название места по-прежнему используется для обозначения места стапеля), окончание - небольшое озеро за порогом "Горка". В него же впадает и река (опять-таки, в ряде отчетов фигурирует слово "ручей") Онтойоки. На него можно заброситься, не доехав до Чертова моста примерно 40 минут. В этом месте находится автомобильный брод через реку, справа по ходу движения видны остатки старого моста. Это место местные еще называют "Голубыми озерами". Примерно 3 часа хода по спокойному участку и озерами Пюхалампи, Пюхяярви и Ниваярви с парой перекатов - и Вы попадете начало реки Кутсайоки. Сначала на реке несколько порогов (Сомнительный, Муравей, БСТ), разделенных непродолжительными (до 1 км плесами), затем изюминка маршрута - 2 водопада - Оба-На и Маманя, за ними еще в получасе порог Тесный. Уклон этого участка порядка 5 м/км, основное падение приходится на водопады. Далее находятся несколько шивер, за ними продолжительный плес, на котором есть несколько отдельных порогов, из которых один достаточно сложен (Ступенька), остальные не должны составить какую-либо техническую трудность для группы с соответствующим опытом. В конце участка находится порог Водопадный - один из самых сложных на машруте, еще пара порогов, разделенных плесами, и Кутсайоки сливается с рекой Тунтсайоки, образуя реку Тумча. Обычно группы, идущие с реки Кутсайоки заходят на 2 нижних порога реки Тунтсайоки - Котел и Яму. Это не самые технически-сложные пороги на маршруте, но крайняя лёгкость обносов позволяет катать эти пороги смешаными экипажами, а прекрасная туристическая стоянка (или лучше казать "музей" на ЛБ за порогом Яма считается прекрансым место для днёвки и юани. На Тумче же остаются несколько порогов, из которых интерес практически в любую воду представляют Карниз и Шляпа. Далее река впадает в Иовское водохранилище (Тумчозеро). Есть группы, предпочитающие идти по нему своим ходом (в первую очередь из-за рыбалки), ряд групп выбрасываются через водохранилище на катере. Расход первого участка (р. Красненькая) невелик, порядка 10 куб. м/с, в половодье - до 15-17 куб м./с, р. Кутсайоки - 22-25 куб. м/с, в половодье - до 35 куб. м/с, р. Тунтсайоки - 25-35 куб. м/с, в половодье - до 45 куб. м/с, р. Тумча - около 50 куб м/с, в половодье - до 70 куб. м/с. Питание этих рек осадочное, пик половодья приходится на 18-28 мая (в зависимости от года), как правило, дальше вода только падает, однако, бывают и исключения: так, в 2007 году у групп, ходивших в августе, судя по фотографиям, воды в Кутсайоки было несколько больше, нежели у нас.

 

Варианты подъезда и отъезда, другие полезные сведения

Заброска на маршрут и выход с маршрута

Обычно группы, проходящие данный маршрут, добираются до г. Кандалакша поездом, который идет до Мурманска. В этом году мы воспользовались возможностью покупки билетов через интернет, что сильно облегчило задачу.

В Кандалакше уехать в сезон с вокзала на автотранспорте особой проблемы не составляет, постоянно присутствует масса таксистов, готовых везти Вас хоть на край света. До поселка Алакуртти идет вполне качественная асфальтированная дорога, однако, за Алакуртти начинается грунтовая дорога, с большими лужами и ямами. Легковая машина или "Газель" там, скорее всего не пройдет. В принципе, водители легкового транспорта, как правило, знают, где в Алакуртти можно найти ГАЗ-66. Вот уже который год мы пользуемся услугами Валерия Васильевича Красавина (+7 921 275 8229), который везёт на до Аллакурти (и забирает на машине с катера после выброски с Иовского вдхр), и Виктора (+7 911 322 8580), который на своём ГАЗ-66 довозит на от Аллакурти до места стапеля. Заброска обошлись на в 6000+6000 рублей. В последнее время наблюдается тенденция к облегчению доступа граждан в приграничные районы. В прошлом, 2012 году, был убран КПП по дороге, однако всё равно группам следует зарегистрироваться у погранцов в Аллакурти. Для этого достаточно предоставить им список группы с паспортными данными (желательно, с шапкой от Федерации Спортивного Туризма) и паспорта для сверки. После краткого инструктажа вам пожелают доброго пути.

Отдельно стоит отметить, что маршрут проходит по территории государственного природного заказника регионального значения "Кутса" и поэтому стоит согласовать маршрут группы (мы это делали по электронной почте kpr@kpr-murman.info,  но можно воспольщоваться и телефоном (815-2) 21-00-40) и получили согласование за подписью Первого замминистра минестерства природных ресурсов и экологии Мурманской области.

Выброска с маршрута начинает ся у пор. Шляпа. Катер перевозит группу через Иовское вдхр до г.Зареченск за фиксированню сумму в 13000 рублей с группы. Таким образом имеет смысл объединиться нескольким группам (максимальное число людей не должно превышать 18). В туристский сезон у пор.Шляпа постоянно стоят 2-3 катера, так что можно заранее не договариваться с капитаном. Но на всякий случай - Алексей 8(921)660-56-48, 8(911)320-83-17.

По слухам, мобильная связь работает в нескольких километрах от бани (час сплава от пор.Тесный, около разрушенного моста), если подняться вверх по тропе по ПБ. Но в целом мобильная связь на маршруте отсутствует вплото до г.Зареченск.

 

Аварийные выходы с маршрута

 Первый аварийный сход с маршрута возможен после окончание р. Красненькая - через Голубые озера. Второй вариант возможен примерно через 8 км после водопадов (1 час сплава от пор. Тесный) в месте, где на реке сохранись остатки моста, есть небольшой магазин, работающий в сезон, а на север уходит дорога в сторону нежилой деревни Вуоярви и поселка Алакуртти - зачастую группы изначально планируют завершать здесь маршрут и уезжают отсюда, предварительно заказав сюда транспорт. Кроме того, возможна выброска после пор.Водопадный (примерно 1 км ниже порога на ПП реки) - на ЛБ перед чёрной скалой есть болотистый приток, поднявшись по которому можно найти тропу. Если пройти по ней около 2 км, то можно дойти до хорошей наезженней дороги, по которой группу может забрать ГАЗ-66. Если это не было обговорено заранее, то во время похода организовать выброску можно будет только с помощью спутникого телефона.

 

Изменения маршрута и их причины

Запланированный график движения был выдержан. Отличие от заявленного графика — изначально незапланированная полуднёвка на бане за пор.Тесный, а так же ряд участников решили не заходить на пор.Яма и Котёл, предпочёв рубалку сплаву.

 

График движения

Дни пути Число Участок пути Способ передвижения

Протяжённость,
км

Ходовое время* Определяющие препятствия на участке
 1-3  11.06-13.06  г.Москва - г.Кандалакша  поезд  ~1700  -  -
 3     13.06     г. Кандалакша – пос.Алакуртти  авто  ~110  3 ч  -
 пос.Алакуртти - Чёртов мост  авто  ~50  2 ч  -
 Стапель  -  -  -  -
 Чёртов мост - пор.Короткий - стоянка на мысу на озере  сплав  2  33 мин  пор.Короткий
 4  14.06  200 м ниже пор.Короткий - остров в оз. Пюхярви за пор. Горка  сплав  3.5  1 ч 15 мин  пор.Прыжок, Щёчки, Кавказский, Горка
5       15.06  остров в оз. Пюхярви за пор. Горка - пор. Маманя  сплав  3.5  1 ч 15 мин  пор.Сомнителный, Муравей, БСТ, Оба-на
 пор.Маманя  обнос  1  1 ч 25 мин  грязная грязь
 пор.Маманя - баня за пор.Тесный  сплав  8  1 ч 15 мин  пор.Тесный
 полуднёвка с баней  -  -  -  -
6 16.06 Баня - вторая ступень пор.Водопадный  сплав  26.2  5 ч 30 мин  пор.Ступенька, Малый Каньонный, 1-я ст. Водопадного
7 17.06 Днёвка - - - -
8 18.06 2-я ступень пор.Водопадный - пор.Карниз сплав 14.2 3 ч 55 мин 2-я ст.Водопадного, пор.Котёл, Яма
9 19.06 Днёвка, баня - - - -
10 20.06 пор.Карниз - пор.Шляпа

сплав

18.1 1 ч 50 мин

пор.Карниз, Шляпа

Антистапель - - - -
11 21.06 пор. Шляпа - пос. Зареченск катер 35 3 ч 10 мин -
пос. Зареченск - г.Кандалакша авто 100 2 ч -
11-
-13
21.06-23.06 г.Кандалакша - г.Москва поезд ~1700 - -
* Ходовое время: на сплаве и пешком — время прохождения участка пути всей группой без учёта времени остановок, просмотра препятствия, организации страховки, постановки фото-видео, проведения ремонтных и спасательных работ (как если бы группа шла без единой остановки); для движения на поезде, машине, катере, обносов — время от начала до конца преодоления участка.

 Расстояния для перемещения на автотранспорте указаны по дорогам, а для сплава – по воде. Время на перемещение на автотранспорте зависит, собственно, от транспорта.


Техническое описание

 Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

Для описания препятствий использованы выдержки из отчётов, список которых приведён в соответствующем разделе, и наши собственные впечатления. 

Дата

Время

Событие

6/13/2013

5:45

Выехали с вокзала Кандалакши после загрузки в машину. Особо стоит отметить, что к приходу каждого поезда из вокзала вызодит полицейский и следит за тем, чтобы все переходили жд только по переходу. Любителей срезать 10 метров сразу штрафуют.

6/13/2013

5:57

Проехали мимо поста ГАИ и остановились для пересадки 3-х человек из легковой машины в багажник нашего автобуса - часто практикуется водителями, чтобы не платить штраф гашникам. Все участники группы сидят на рюкзаказ, а пассадирские сиденья всё равно не обороудованы ремнями безопасноти, так что мы считаем, что безопасность пассажиров не пострадала.

6/13/2013

7:20

Остановились зарегистрироваться у пограничников, заодно делаем перекус. В последнее время пограничники очень приветливые, слушать их инструктаж- одно удовольствие. Всем рекоммендуем. Перегружаемся в ГАЗ66.

6/13/2013

8:10

Тронулись в путь. Уровень воды явно ниже среднего.

6/13/2013

8:25

Тех. чалка на 10 мин.

6/13/2013

9:50

Тех. чалка на 10 мин.

6/13/2013

10:32

Прибыли на стапель. За нами должны приехать 2 группы комерсов, поэтому стараемся отстапелиться быстро: во-первых, места  тут не много, а во-вторых, надо успеть занять хорошую стоянку.

6/13/2013

15:03

Вышли на воду. Прошли разрушенный мостик примерно в пятидесяти метрах от стапеля, еще через 50 м. маленькая шивера, и затем озерцо.

6/13/2013

15:15

Прошли первый порожек (на некоторых лоциях он вообще не обозначен, на некоторых проходит под номером "1").

6/13/2013

15:18

После шиверы небольшой остров слева, река поворачивает налево, потом сразу направо и начинается шивера длиной около 200 м. В самом ее конце ощутимый перепад, в котором под самым левым берегом бульник с небольшим навалом, на него лучше не попадать.

6/13/2013

15:21

После шиверы озерцо, чалка ПБ для просмотра порога "Короткий".

6/13/2013

15:41

Порог "Короткий" . Состоит из двух частей, разделенных шиверой с крупными камнями. Вода ниже среднего. Первая часть состоит из двух ступеней. В первой ступени русло делится на два слива (слева - основная, справа - бьет в берег, мелко). Основная струя идет под самым левым берегом. На выходе можно попасть на обливной камень (едва заметен). Метров через 10 второй слив, также ближе к ЛБ, зажат между двумя каменистыми берегами, прямо при входе в него по центру струи торчит зуб, который сверху не видно. Слив - точный габарит, внизу промывная бочка. Порог завершается шиверой.

6/13/2013

15:45

Из-за малой воды и большого количества камней решили разгрузить катамараны и идти без вещей. Заносим вещи за вторую ступень порога.

6/13/2013

15:54

1-я ступень порога пройдена всей группой в следующем порядке:

Кат-3, затем кат-2. Два катамарана встали в улово по ЛБ для страховки каякеров. После их прозода первую ступень прошли кат-1 и кат-4. Вриативность прохождения незначительная в силу малой воды - габариты скал определяют траекторию :) Каяки прошли сразу обе ступени. Страховка каякеров - морковками с берега.

6/13/2013

16:00

             

Вторая часть порога "Короткий" состоит из трех сливов. Первый слив высотой ~1,5 м. под ЛБ, под ПБ ~1 м. Из-за малой воды единственное место где можно идти это под ПБ. Сам слив: косой, начинается сразу за маленьким островком, за сливом бочка, выносящая под ПБ на зуб, из-за этого после проходения бочки нужно отгребать на центр русла и обойти справа обливник и проходить следующий слив (~0,5 м) под правым берегом и попасть в габарит между двумя камнями, один из которых по центру русла, а второй - под ПБ. За зубом есть небольшая бочка. Третий слив (~1м.) находится между ПБ и ЛБ, в центре слива торчит зуб, за сливом приличная бочка. За бочкой выход в озеро. Длина всей второй части порога ~50 м.

6/13/2013

16:10

Пошел кат-2 за кат-3.

6/13/2013

16:23

Вторая пара катамаранов: кат-1 и кат-4

6/13/2013

16:28

Все экипажи прошли порог "Короткий".

6/13/2013

16:50

Встали на стоянку на мысу озера сразу после порога..

6/13/2013

18:30

Обед

6/13/2013

20:30

Ужин

6/13/2013

22:40

Формальный отбой, но посиделки у костра еще продолжаются.

6/14/2013

7:30

Подъём группы.

6/14/2013

10:00

Все вышли на воду, как и было спланировано. Это так всех удивило и расслабило, что ни разу больше за время похода группа не вставала на воду менее чем ч получасовым опазданием. Через 50м. выходим из озера, на выходе довольно большой остров. Мы идем по левой протоке. Протока заканчивается сливом высотой в метр, сложностей с прохождением нет. Порядок прохождения следующий: кат-3, кат-4, кат-2, кат-1, каякеры.

6/14/2013

10:10

Вышли в озеро длина которого ~200м. За озером начинается довольно крупная шивера. Заход в шиверу по ЛБ, затем перемещаемся под ПБ и около 50м. двигаемся по ПБ, затем при повороте реки направо нужно переместиться под ЛБ, т.к. справа поперёк всей реки идет гряда крупных камней. И под ЛБ проходим последний слив. Дальше ~50 м. плёс. И начинается вторая часть шиверы: два слива, оба сильно каменистые по всей ширине русла. Большая часть экипажей прошла первый слив по центру русла, второй слив под ПБ. Кат-2 прошёл оба слива под ПБ.

6/14/2013

10:26

Прошли порог "Островной": Заходная шивера ~30 м., затем слив высотой ~0,5 м. Слив делится на 4 протоки тремя большими камнями, мы походили по второй справа протоке. Самая правая почти сухая, вторая слева кажется вполне проходной, хотя говорят, что в прошлые разы группы там дрались. Самая левая-негабарит.

6/14/2013

10:30

Метров через 100 после порога начинается S-образная, почти всю длину шиверы прошли по центру русла, держась струи, никаких особых опасностей нет.

6/14/2013

 

Метров чарез 30-50 улово и начинается порог "Прыжок", ЛБ-крутой скалистый высокий, ПБ- пологий скалистый высокий.  В среднюю воду виден зуб, но через него моно слиться, в нашу же воду это становится опасно. Из-за этого проход только слева. Заход из-под. В целом порог выглядит так: в начале порога лежит небольшой камень примерно в центре русла. Справа от камня весь слив усеян камнями и прохода там нет. А слева от него более пологий слив, самый правый край слива так же усеян большими камнями. Порядок прохождения: Кат-3 прошёл слева от заходного камня, и впритирку к большим камням, немного зацепил бочка. Все остальные экипажи идут тем же маршрутом. Кат-2 так накрыло в бочке, что он чуть-ли не скрылся в ней с головой. Каякеры прошли без проблем.

6/14/2013

10:46

Все экипажи закончили прохождение порога "Прыжок".

6/14/2013

10:50

Метров через 100 после порога "Прыжок" чалка ПБ для просмотра порога "Щечки" с заходной шиверой. По нашему уровню воды прохождение заходной шиверы не предаставляет трудности, основной слив стал уже, но скорость воды перед ним меньше и можно спокойно маневрировать

6/14/2013

11:20

Кат-2 и кат-3 прошли порог.

6/14/2013

11:50

Все экипажи прошли порог. Чалка ПБ метров через 100 для просмотра порога "Кавказкий". Решили для безопасности обнести вещи в конец порога "Горка"

6/14/2013

12:30

Закончили обнос вещей порога. Описание порога снизу-вверх: Последняя ступень - широкое русло, из-под ПБ россыпь камней поперек всего русла, остается рпоход (габаритный) под самым левым берегом. Примерно то же самое представляют из себя еще три слива идущие выше каскадом. Все сливы сопровождаются небольшими бочками. В начале этой последней ступени в центре русла лежит большой камень и чуть левее обливной камень проход между этими двумя камнями. Затем нужно уходить под левый берег и по ЛБ проходить остальные сливы. Следующая часть порга (вторая снизу) начинается с большого камня по центру русла от левого берега идет гряда камней, проход по ПБ ближе к центральному камню, после слива высотой ~1 м. высотой довольно большая бочка. Просле бочки в центре русла идут несколько обливняков. И метрами 20 выше еще один крупный слив высотой (ориентиры:два камня напротив друг друга на правом и левом берегах) ~1 м., косой, русло немного поворачивает направо, слева прохода нет, дальше струя делится на две: правая часть идет косым сливом на камень, левая струя льет мощной прямой струей, образуя бочку. Следующая, выше по течению, часть находится на нектором удалении (несколько десятков метров) - это два слива, первый из которых образован обливными плитами, с торчащим по центру слива зубом. Проход по ПБ. Ниже слива в центре струи лежат два камня, между которыми габарит, но в центре этого габарита есть обливник, который может представлять опасность. И начальная порога - еще один довольно крупный слив, проходится либо у ЛБ, либо по центру и после него нужно успеть выровнять катамаран к следующему сливу, ориентиром служит начало вертикальной стены на ЛБ. Выше заходная слаломная шивера. После первых сливов на уровне окончани вертикальной скалы по ЛБ улово с чалкой и возможностью просотра второй части всего порога.

6/14/2013

13:00

Пошли кат-2 (идёт гружёным) и кат-3. Начало сильно слаломное. Оба экипажа удачно преодалели торчащий зуб. Проходили, как и предполагалось, справа от плиты, зуб оставляя между баллонами.

6/14/2013

13:50

Первые два экипажа (смешанные) Марат-Таня и Андрей-Володя прошли вторую часть порога. Первые прошли слив точно, близко к камням, второй слив прошли в доль центрального камня и сразу ушли налево, по левой протоке и вышли в последнюю бочку. Второй экипаж первый слив прошёл примерно в метре правее камня и в сливе одним баллоном свалились в косую бочку, их навалило на береговой камень на выходе и второй слив прошли по прямой, т.е. центральную плиту обошли справа, затем перестроились налево на струю и прошли конечную бочку.

6/14/2013

14:00

Вторая пара катамаранов Женя-Антон, Андрей-Илья готовятся идти вторую часть порога.

6/14/2013

14:40

Закончено прохождение порога и вещи перевезены на остров, на котором предполагается стоянка. Этот остров (после прохождения "Горки" надо уйти в озеро слева, на месте стоянки есть глинистый спуск к воде) в последнее время стал популярным местом стоянок, поэтому есть проблемы с дровами. Мы дошли на катамаранах чуть дальше по озеру - там есть замечательные сушины, которые мы и привезли в лагерь.

6/14/2013

15:40

Перекус.

6/14/2013

22:30

Отбой. Весь день льёт дождь.

6/15/2013

7:30

Подъём.

6/15/2013

8:30

Завтрак

6/15/2013

10:30

Вышли на воду, сразу после выхода небольшая шиверка между двумя озерами. Дождь - мы его давно ждали. Как же это - уже три дня на реке и всё ещё солнечно. Температура воздуха +14С.

6/15/2013

10:43

Проходим остров по правой протоке.

6/15/2013

10:46

Прошли еще один полуостров, река немного повернула направо, чалка ЛБ под знаком "Прочие опасности" для просмотра порога "Сомнительный". ПБ-скалистый высокий большей частью обрывистый. ЛБ - скалистый, невысокий, пологий. Порог состоит из 3-х сливов, после второго слива русло круто поворачивает направо, образуя большое улово слева, и после третьего слива круто поворачивает налево. Первый слив высотой больше метра, в сливе видны скальные плиты, которые образуют несколько зубьев, самые опасные находятся в метре от правого берега, и еще два зуба в трёх метрах от левого берега. Слив узкий и интенсивный, образуется большая бочка. Метров через 5 после первого слива находится второй. Его высота также больше метра, в метре от ЛБ торчит острый камень. Слив узкий и интенсивный, образует большую бочку, проходится по центру, немного смещаясь левее, чтоб не вынослило на камни у ПБ после бочки. И через несколько метров третий слив, после поворота русла направо. В правой части струи камень. Левая струя скатывается с плиты, слева виден зуб, основная чась струи образует бочку. На выходе из порога маленькая выходная шиверка. Проход по центру струи, после прохождения нужно отгребаться влево от прижима. По центру самого слива есть камень, но он обливной и скорее всего не опасный. Морковки и фото выставляются по левому берегу.

6/15/2013

11:20

Кат-3 начинает прохождение порога. Первый слив прошли между двух зубьев, из бочки вышли правее и уткнулись в камень перед вторым сливом. Кат немного развернуло и второй слив проходили лагом, после второго слива вымыло на камни у ПБ. К следующему сливу успели выровнять кат и прошли его, как и планировалось. Следующим пошёл кат-2: первый слив прошли у самомго ЛБ, обойдя самый левый зуб слева. Пройдя бочку попали на струю и на большой скорости прошли второй слив, но т.к. направление движения было в сторону ПБ их сильно вымыло на камни у ПБ ниже второго слива. Т.к. пришлось сниматься с камней, не успели выровнять кат к третьему сливу и его начало проходили кормой, но затем развернулись.

6/15/2013

11:40

Проходит каяк-1 (Миша): почти полностью повторил траекторию ката-2, но его не вымыло на камни, т.к. после того как он воткнулся во вторую бочку и чуть было не кильнулся, она почти полностью погасила его скорость.

6/15/2013

11:45

Прошел каяк-2, он держался той же траектории. Зашел под ЛБ, затем по диагонали под ПБ по струе, но там удалось не воткнуться в бочку, как это вышло  у каяка-1, а проскочить по верхам и, не теряя скорости, пройти дальше. На выходе из третьего слива зацепил какой-то камешек так, что его развернуло, но никаких проблем это не создало.

6/15/2013

12:08

Прошли все экипажи. Все старались повторить ту же траекторию - заход под ЛБ, по диагонали по струе к ПБ и далее проход третьего слива. Ниже порога по ЛБ в нескольких десятках метров, за скалой находится удобное и большое улово - там стоял кат на случай отстрела каякеров. Страховка во время прохождения также обеспечивалась двумя морковками сразу после первого слива с тем расчётом, чтобы выдернуть человека из бочки и затянуть его в улово.

6/15/2013

12:21

Прошли метров 150 от конца порога, чалка ЛБ перед маленьким островом для просмотра порога "Муравей". Ориентир - большой остров, покрытый деревьями, в центре реки. Правое русло при нашем уровне воды непроходимо. Сам порог - это каскад сливов, основной - это первый, высотой ~2м. В центре слива большой камень. В большую воду все эти камни закрываются и там стоит большая бочка. Камни видны, но они роли не играют, т.к. сносит по струе и идет навал на большую стенку по ПБ. А в нашу воду заходим под ЛБ, идем по струе, смещаемся ближе к центру, оставляя всю груду камней справа. Выходим на центр русла, там где сливаются две протоки, и проходим второй слив в конце порога. За сливом на струе обливной камень.

6/15/2013

12:42

Все экипажи прошли порог. Все шли по одной траектории. Каяки страховались двумя катамаранами, стоящими в уловах справа и слева от второго слива.

6/15/2013

12:51

Чалка ПБ, в нескольких сотнях метров от "Муравья". ЛБ после низкого лесистого стал скалистый и крутой. В цетре русла островок, и на уровне, где ЛБ становится скалистым порог "БСТ".

6/15/2013

13:02

Первые три ката прошли порог, ждем каякеров. Кат-2 - замыкающие.

6/15/2013

13:09

Три экипажа в целом удачно прошли порог. Описание порога: река круто поворачивает направо и сразу дугой налево (S-образно), в повороте реки налево по правому берегу образуется отмель с большим кол-вом камней, пройти невозможно только перетаскивать . Струя, по которой возможно пройти, находится у самого ЛБ. В конце левого поворота два слива, оба проходятся под ЛБ, в конце сливов струя бъет в большой камень, который желательно обходить справа. Первые три экипажа после первого правого поворота вышли на отмель и левый поворот реки, сели на камни и долго пытались стащить каты на воду.

6/15/2013

13:13

Чалка ЛБ, метров через 100 от порога перед порогом "Оба-На". Отвязываем и заносим вещи, перекусываем, просматриваем порог, готовимся к прохождению без вещей.

6/15/2013

13:22

Перекус.

6/15/2013

14:14

Порог "Оба-На": Русло широкое, никаких особых ориентиров начала порога нет. На входе в порог примерно в центре русла лежит камень, который делит русло на две части, правее него - это водопад высотой ~8 м. Левее - это наклонная плита по которой скатывается вода. За камнем образуется небольшая (в нашу воду) бочка на входе в слив по плите. За бочкой яма, создающая отбойный петух. Дальше от ЛБ идет большой камень, который задает ширину ямы по которой с воды можно целиться на плиту. Наклонная плита имеет большую длину, довольно большой уклон и большую скорость воды. Примерно через треть длины в плите есть разлом и часть плиты торчит зубом в центре струи. Дальше струя идет в сторону ЛБ и в двух местах образует сильные отбойные струи. обычно эти камни не представляют опасности, так как отбойная струя очень сильна и катамараны на камни не налиетают, но по малой воде силы воды не хватает. Экипаж кат-2 идет первым, траектория движения следующая: попытатьтся попасть в яму левее камня, пройти правее петуха (образованного разломом плиты), и попытаясь не прижаться до конца к ЛБ (чтоб не попасть в фонтаны) скатиться до конца плиты.

6/15/2013

14:35

Кат-2 начинает прохождение "Обаны". Прошли как планировали, немного левее прошли по первому петуху (от разлома плиты), пройдя по нему обоимим баллонами. А изначально планировали идти правее, зацепив петуха только левым боллоном.

6/15/2013

14:53

Прошел кат-3. Планировали идти так же, как кат-2, но прошли первых петухов еще левее, т.е. сильно левее, чем планировали.

6/15/2013

15:08

Кат-4 начинает прохождение порога.

6/15/2013

15:34

Все катамары прошли порог. Каякеры обносились. Последний экипаж прошёл нижнюю часть порога слишком слева и зацепил на выходе камень у левого берегп, вырвав люверс. Это стоит учитывать при прохождении Оба-Ны в малую воду - отбой отнижнего камня недостаточен, надо изначально заходить правее. Прошли ~150м. Чалка ПБ под знаком "Стоп" для обноса "Мамани".

6/15/2013

16:55

Закончили обнос "Мамани" за скалой по ПБ. Перечалились с правого берега на левый для фотографирования на фоне водопада.

6/15/2013

17:08

Закончили фотосессию.

6/15/2013

17:24

Река повернула налево, за поворотом перекат.

6/15/2013

17:40

Чалка ПБ, просмотр порога "Тесный". ЛБ обрывистый скалистый. ПБ низкий лесистый. Порог "Тесный": на входе большой камень, 3 слива, по центру первого слива большой камень, габарит есть и справа и слева. Третий слив: по центру опять же несколько крупных камней (мышеловка), проход по правой стороне, т.к. по центру левой виден камень, которым можно повредить судно. За вторым сливом сильный прижим на скалу у ПБ. Сразу за прижимом в центре струи большой камень, котрый нужно обходить справа, т.к. при обходе слева может затащить в левую протоку третьего слива. Идеальная траектори - это превые два слива пройти по правым протокам, после второго слива отгрестись от прижима, но не выскочить на центр струи, и камень обойти справа, и слиться в третий слив по правой протоке.

6/15/2013

18:07

Прошел кат-3. Они прошли по начально запланированной траектории, единственное зацепили камень перед третьим сливом, но успели обойти его справа и дальне прошли без проблем. Вторыми шли Андрей-Дима, они прошли камень слева, но почти успели загрести в третий слив и их одним баллоном навалило на камень "мышеловки" об него разварнуло и они слились в слив кормой. Кат-2 - они так же прошли левее камня, и не моли решить в какую протоку им идти, и их затащило в "мышеловку". Но довольно удачно расклинило между камнями, что они оба смогли выбраться на большой камень, вытащить туда катамаран и с "тюленьего старта" свалиться в левую протоку третьего слива.

6/15/2013

18:11

Пошел последний экипаж кат-1. Первые два слива проходили стандартно, но после второго слива, после прижима даже не стали пытаться попасть в правую протоку, а сразу направились в левую, и без проблем там слились.

6/15/2013

18:19

Прошли порог оба каякера. Михаил обошел камень после второго слива слева, но без проблем успел прострелить в правый слив. А Володя после второй ступени сделал телемарк и прошел справа от камня, чем обеспечил себе беспроблемное прохождение третьего слива.

6/15/2013

19:35

Прибыли к бане. Чалка соответственно ПБ. А т.к. на бане оказалось пиво группа решила дальше не идти, а адмиралу ничего не оставалось как согласиться с этим решением. Баня готова всегда, 300 р. с носа за весь вечер. Установка палаток, пользование костравищем, топором и дровами - бесплатно.

6/15/2013

20:18

Наконец-то поймали первую большую щуку! Ура!!! Готовим обед, ставим лагерь.

6/16/2013

2:00

Отбой.

6/16/2013

10:30

Подъем

6/16/2013

12:00

Завтрак

6/16/2013

12:50

Вышли от бани

6/16/2013

13:11

Река круто поворачивает направо и влилась в большое озеро. В конце озера по ЛБ остров. И начинается шивера. Оба берега низкие и лесистые.

6/16/2013

13:14

Прошли шиверку, оказалась довольно веселая, с поворотом реки направо, с крупными валами.

6/16/2013

13:21

После первой части шиверки по ПБ большой отлом скалы и река поворачивает направо, за поворотом остров, мы пошли по правой протоке, которая заканчивается мелким перекатом, по которому кат пришлось проводить. После этого река еще раз повернула направо, за поворотом еще один мелкий перекат с проходом по струе.

6/16/2013

13:23

Проходим очередной осторов по левой протоке.

6/16/2013

13:24

Приток слева напротив трех островов, расположенных в ряд.

6/16/2013

13:46

Дошли до развилки реки образовавшейся из-за большого кол-ва крупных островов. Пошли по правой протоке (довольно мелкая).

6/16/2013

14:46

Прошли порог №16. Ничего интересного небыло, всё читается с воды. Метров через 500 порог "Ступенька", который смотрим по правому берегу.

6/16/2013

14:50

Чалка ПБ, просмотр порога "Ступенька".

6/16/2013

15:51

Все экипажи прошли "Ступеньку", на ПБ встали на обед, ниже выходной шиверы. Все, кроме экипажа кат-1 проходили ступеньку разгруженными, боясь продрать каты на камнях.

6/16/2013

17:47

Закончили обнос вещей, обед, привязали вещи и пошли дальше. Теоретически, в этом месте можно сократить расстояние, проходимое на веслах, если от стоянки ниже выходной шиверы пронести вещи и каты на другую сторону мыса. Ширина мыса невелика и от стоянки на другую сторону ведет хорошо натоптаная тропинка.

6/16/2013

18:27

Река круто повернула напрво, сразу за поворотом началась шивера - это был порог "малый каньонный". Один крупный слив, проходится по струе, никаких особых опасностей замечено не было. Шли без просмотра - это оправдано малой водой, а также тем, что большинство участников группы уже были тут, и не раз.

6/16/2013

18:36

Прошли приток справа, река поворачивает налево.

6/16/2013

19:00

Продолжается плес, прошли маленький приток справа.

6/16/2013

20:23

Прошли а/м брод

6/16/2013

20:53

Прошли правый приток и через 100 м. поворот налево с большим островом, видна шивера и начинается порожек (на схеме обозначен как препятствие №19). Описание порога: два небольших слива под прямым углом друг к другу; после первого слива довольно большой остров, река делится на две протоки, посреди левой протоки гряда камней, поэтому пошли по правой протоке. После второго слива небольшая бочка, в ней несколько обливников. Метров через 50 третий слив с бочкой. Закончились острова и стала видна левая протока, похоже, что она считается основной, т.к. при входе в порог, после первого слива она течет как бы по прямой, а правая находится опять же под прямым углом. Заканчивается левая протока сливом побольше 0.5м., похоже что проходимым. В струе есть камни, но и габарит тоже с воды виден.

6/16/2013

21:09

Чалка ПБ, для просмотра порога "Водопадный. Прошли ~100м

6/16/2013

22:10

Закончен осмотр порога. Идём парами катамаранамов, страховка с воды тандемом, с берега - двумя морковками сразу после основной бочки второй ступени.

6/16/2013

22:20

4 ката и один каяк прошли "Водопадный". Правая протока не проходима для катамаранов из-за отсутствия воды. Левая: первая ступень - это большой широкий язык по центру ближе к ЛБ, за ним большая бочка. Справа сливчики, непроходимые из-за камней. Вторая ступень: большая бочка, скорее, котёл, но промывной. Кат-3 первый слив прошёл практически по языку, чуть правее, но в бочке у Саши Титова выбило плечо, из-за этого во вторую ступень кат зашёл не совсем ровно и не смог быстро уйти со струи. Чтобы не уйти в третью ступень было принято решение уйти в улово по ЛБ. Второй экипаж (кат-2) прошёл хорошо, капитан доволен: первый слив прошли по язычу, выстрелили оттуда как пробки и зашли во второй слив по центру бочки. После прохождения второй ступени кат тоже зачалился на ЛБ и сборным экипажем перевезли С.Титова на ПБ к месту стоянки. Третьими шли Андрей-Таня (кат-1) - прошли обе бочки по прямой, зачалились справа. Последний кат (сборный экипаж Андрей-Илья) прошли по языку, вторую ступень прошли левее правым баллоном по бочке, вторым по канализации, зачалились налево. Каяк-1 после всех прошел по обеим ступеням, чётко выдерживая принятую линию движения. Во второй ступени каяк прошёл чуть правее, не суясь в котёл.

6/17/2013

 

Дневка. Катали первую и вторую ступени порога "Водопадный" смешанными экипажами.

Отправили Антона Самыкина домой - это изначально обговаривалось, поэтому на утро 17-го июня была заказана а/м УАЗ 452 (буханка). Это ещё один способ аварийно покинуть маршрут, но надо иметь спутниковую связь. Чтобы выйти на дорогу, надо идти на вёслах после пор. Водопадный до правого поворота реки с чёрной скалой на ЛБ. Там есть болотистый приток, поднявшись по которому можно найти тропу. Если идти по ней (тропа пересекает речку, там есть деревянные мостки) и идти около 2 км, то можно дойти до Т-образного перекрёстка (ярко выраженная возвышенность, тропа сразу становится сухой), куда может доехать "Газель" или "Буханка". Вместе с Антоном мы передали около 20 кг мусора, собранного на стоянке.

6/18/2013

11:30

Подъем

6/18/2013

12:00

Завтрак

6/18/2013

14:24

Собираемся проходить третью и четвертую сливы "Водопадного". Третья ступень - это широкий слив, слева вода падает вертикально, под ПБ хороший слив с языком. Четвертая ступень - это также широкий слив из-под правого берега к центру русла идет гряда камней. Проход левее камней, по языку.

6/18/2013

14:47

Все экипажи прошли оставшуся часть порога. Привязываем рюкзаки, котоыре мы обнесли к концу порога.

6/18/2013

15:05

Вышли со стоянки. Идем по плесу оба берега низкие, лесистые. Встречного ветра почти нет.

6/18/2013

15:44

Река поворачивает направо. За поворотом слив высотой меньше 0.5 м. Никакой сложности прохождения нет, в сливе и ниже него никаких камней не заметно. Проходится по струе. После слива река поворачивает налево, проходим остров и большое улово по ПБ, за поворотом начинается порог со сливом. Слив сливается с выступающей плиты из-под ЛБ торчит плита. Проходим по центру русла. За сливом косая бочка.

6/18/2013

16:16

Прошли порог, обозначенный на схеме как "Препятствие 21". Перед порогом река круто поворачивала нелево, оба берега низкие лесистые. Сам слив высотой ~1м., по центру русла в конце струи косая бочка бьющая в сторону ЛБ, а сам слив круто поворачивает направо и за ним следует второй слив высотой ~0.5 м. за ним так же есть бочка. Сложность в том, что после первого слива бочка отбивает налево, а русло поворачивает направо, а в центре русла торчит камень на котороый наваливает катамаран бочкой. Мы слились в первый слив повернули и пройдя прим. в 1м. от камя слились во второй слив.

6/18/2013

16:30

Пришли на стрелку р.Кутсайоки иТунтсайоки

6/18/2013

16:50

Чалка ПБ. Разгрузили катамараны, перекусываем и пойдем в верх по реке для катания двух порогов. Часть экипажей (кат-4 и каяк-2) решили сразу идти до стоянки на пор.Карниз и ловить рыбу, остальная часть группы идёт катать пороги на Тумче.

6/18/2013

17:55

Пришли на порог "Яма". Каждый из трёх катамаранов и каяк прошли порог не меньше 4 раз. Вода в Тумче высокая (что странно, мы думали, что питание у рек тут одно и то же и ожидали увидеть мало воды), оба порога залиты, ни одному катамарану не удалось задержаться в бочке - их сразу же вымывает.

6/18/2013

18:56

Прошли порог "Котел".

6/18/2013

19:20

Вернулись к соянке, где оставили вещи.

6/18/2013

19:30

Закончили сборы, пошли дальше в сторону порога "Карниз".

6/18/2013

20:23

Пришли на порог "Ночной". Почти не гребли, поэтому потратили больше времени, чем обычно пишут в лоциях.

6/18/2013

20:30

Чалка ЛБ перед порогом "Карниз". Ставим лагерь, тут же будет дневка и баня.

6/19/2013

 

Дневка. Готовим баню (лучшее для неё место - на небольшом песчанном пляже в 100 м ниже основной стоянки). Сожгли полиэтилен, оставленный какой-то предыдущей группой. Вообще, полиэтилен, остающийся после бань - это бич всех хороших стоянок в наше время. Мы решили с этого похода пользоваться многоразовой баней от фирмы "Тритон". Из плюсов - не нужно строить каркас, она растягивается на вёслах, к тому же сухая она легче полиэтилена.

6/20/2013

10:00

Подъём дежурных

6/20/2013

11:30

Завтрак

6/20/2013

13:36

Проходим порог "Карниз". К этому моменту экипажи ката-3 и ката-1 по два раза прошли порог. Первый проход оба ката делали по левой протоке (лучше просматривается с берега и явно меньше воды) второй раз по правой. Порог выглядет так: река делится на две протоки скальным остромов, левая протока по-уже, правая по-шире. Левая протока делится на две части: самая левая часть шириной метров 5 - это водопад с вертикальным падением воды. Проход по правой части. При входе в неё стоит косая бочка, дальше широкий слив с бочкой на выходе. Заходили из-под острова, дальше шли по языку, пробивали на скорости бочку и чалимся в левом улове. Правая протока: широкая, при заходе на порог, на расстоянии примерно одной трети ширины всей протоки от острова торчит большой камень. Слева от него (ближе к острову) порог имеет более пологий и менее опасный слив (несколько валов и на выходе большой вал); справа же более опасно, более кусачие бочки по всей длине порога, а также есть большая бочка на выходе из порога. Первое прохождение ката-1: обошли камень справа, дальше с разворотом удалось отгрестись в левую часть струи и дальше пройти через бочку и встать в улове за островом. Первое прохождение ката-3: заходили по нашей же траектории, но не успели сместиться влево и попали в основную бочку, баллон Марата оказался на гребне бочки, и катамаран перевернуло через Сашин баллон. Страховку осуществлял кат-1. При спас работах в первое (маленькое) улово запихать кат не удалось, слились через шиверу ниже по течению, и зашли в следующее большое улово.

6/20/2013

13:49

Все 4 ката прошли порог. Кат-1 второе прохождение:Зашли также, но влево смещались меньше и в бочку зашли правее. После прохождения зашли в улово у ПБ для страховки каякеров. Кат-2 прошли слева от заходного камня и вдоль острова скатились по порогу. Кат-4: немного правее, зацепив большой вал на выходе из порога.

6/20/2013

13:55

Прошли каякеры

6/20/2013

14:02

Привязали вещи и тронулись в сторону "Шляпы".

6/20/2013

15:42

Прошли каскад шивер. После первой части шиверы река поворачивает налево, за поворотом остров, делящий реку на два русла, мы пошли по левой протоке. В протоке есть слив ~1м. Высотой с прижимом на ЛБ.

6/20/2013

15:52

Чалка ЛБ, просмотр порога "Шляпа". Каякеры катают правый и левый слив Шляпы (только по левой протоке), катамараны проходят только по левому (основному) сливу. Порог прошли всё участники группы, в том числе смешанным экипажем, отдельным личностям удалось посидеть в бочке.

6/20/2013

17:20

Закончилась водная часть нашего похода. Встали на ЛБ выше порога "Шляпа". Приступили к Антистапелю. Ставим лагерь.

6/20/2013

19:00

Баня на катере. Там же продаётся чай, пиво, есть хорошая сушёная/вяленая рыба.

6/21/2013

9:00

Подъем

6/21/2013

10:02

Завтрак

6/21/2013

12:20

Отплыли на катере, перед тем забрав дружественную группу с острова. Капитаны всех катеров очень просят отправляться не позже 12 часов дня. Видимо, это связано с тем, что им надо вернуться обратно. Поэтому группам надо ограничивать себя в отмечании окончания похода.

6/21/2013

15:30

Пришли в "Зареченск", перегрузили вещи с катера в машину.

6/21/2013

15:40

Выехали на автобусе в сторону Кандалакши.

6/21/2013

18:00

Все добрались до Канадалакши. Посменно ходим питаться в знаменитую шашлычную (через ж/д мост, далее 50 м вперёд, здание "под камень" слева от дороги) - тут уже привыкли к наплывам туристов и пахнущая дымом одежда никого не смущает, а шашлыки и алаты здесь всё такие же вкусные.


Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1) В случае высокого уровня воды требуют обязательного осмотра и выставления страховки следующие препятствия: пороги «Щёчки», «Кавказский» и «Горка» на реке Красненькая, пороги «Сомнительный», «БСТ», «Оба-На», «Ступенька», «Водопадный» и «Карниз» на реке Кутсайоки.

2) В случае низкого уровня воды (как у нас) шиверы на реке Красненькая превращаются в перекаты, а пороги потребуют навыков слалома.

3) Маршрут популярен на июньские праздники, в том числе среди коммерсов. Следует распланировать график движение, чтобы иметь свободные стоянки.

4) Несмотря на популярность маршрута среди туристов, он проходит в автономных условиях, что накладывает на группу дополнительные обязательства по обеспечению безопасности на маршруте.

 

Групповое и личное снаряжение

Групповое снаряжение  

Специальное снаряжение

Наименование

Количество

Кат-2

4

Каяк

2

Спасконец

5

Запасное вёсло 1-лопастн.

6

Насос

3

Ремнабор

1

Аптечка

1

Рация

4

Фотоаппарат

2

Видеокамера

2

Навигатор (GPS)

2

 

Наименование

Вес на группу 11 чел., кг

Специальное снаряжение

197

Бивачное снаряжение

26

Продукты (без упаковки)

70

 

 

Общий вес

293

 

Бивачное снаряжение

Палатки

Тент

Топор

Пила двуручная

Тросик

Каны

Противень

Кухня (половник, доска, скатерть, шуршик, рукавицы)

Термос (4 шт)

 

Обязательное личное снаряжение 

Наименование

Количество

Спасжилет

1/чел

Каска

1/чел

Гидрокостюм

1/чел

Весло

1/чел

Стропорез

1/чел

 

Итоги, выводы, рекомендации

 

1) Маршрут был пройден, запланированный график выдержан. Для уровня подготовки нашей группы он оказался достаточно насыщенным, при этом темп прохождения спокойный, времени достаточно для организации просмотров препятствий, постановки страховки, фото- и видеосъёмки, а также проведения трёх (!) бань.

 2) Пройденный маршрут имеет ряд особенностей. Так, локальный характер препятствий позволяет скатывать новые экипажи, тренировать страховку каяков.

 3) Специфика препятствий маршрута такова, что не даёт возможности отработать слалом. Карелия – не Кавказ, падение выбирается не постепенно, а порогами-ступеньками.

 4) Большинство порогов находится на скальных выходах, поэтому там часто находятся стоянки, что удобно для отработки прохождения препятствий, в то же время скалы острые, так что эти стоянки часто превращаются в места клейки и шитья катамаранов.

 5) Данный регион довольно давно стал очень популярным как среди туристов, так и среди (особенно, в последнее время) коммерческих групп, поэтому на стоянкахместами очень грязно. Если со Шляпы усилиями сознательных туристов, а также компанией "Колвица-Тур", большая часть мусора была вывезена, то в середине маршрута полиэтилен от бань, стекло и необожжённые банки попадаются постоянно. Наша группа вывезла около 20 кг мусора с пор. Водопадный, сожгла чужой полиэтилен у пор.Карниз и вывезла около 2 кг мусора с пор.Шляпа. Призываем все группы более внимательно относиться к родной природе, не превращая уникальные места Севера России в мусорные свалки, характерные для маршрутов Кавказа.

 

Список материалов, использованных для данного отчёта

1) www.ru.wikipedia.org популярная on-line энциклопедия, организованная по системе ссылок;

2) http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=121#a8 - отчёт т/к Перово за 2007 год;

3) http://turclub-kostroma.ru/reports/otchet-o-vodnom-pohode-4-k-s-r-krasnenkaya-r-kutsayoki-r-tumcha-kareliya-kolskiy-p-v - отчёт группы APXenergy за 2011 год;

4) http://www.skitalets.ru/water/2006/krasnen_parshakov/ - отчёт группы п/р Паршакова П.В. за 2002 год.

5) maps.yandex.ru - измерение расстояний дневных переходов

 

Другие источники, использованные при подготовке похода

6) www.tlib.ru библиотека туристских отчётов МГЦКТ;

7) www.rzd.ru официальный сайт РЖД, расписание поездов, бронирование билетов;

8) www.tutu.ru расписание поездов (пригородных и дальнего следования);

сплав

Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Мурманская обл. и Кольский п-ов » Красненькая-Кутсайоки-Тумча, 2013 (июнь), рук-ль Мусин М.Д.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.09.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика