Отчет об УТП первого отделения школы БУ 2014 по р. Березайка – р. Мста

Главная » Отчеты о походах » Средняя полоса » Отчет об УТП первого отделения школы БУ 2014 по р. Березайка – р. Мста

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Средняя полоса
Нитка маршрута: г. Москва – г. Бологое – р. Березайка – р. Мста – г. Боровичи – г. Окуловка – г. Москва
Сроки похода: 1 мая 2014 года - 9 мая 2014 года
Руководитель: Самыкин А.В.


Отчет о водном учебно-тренировочном походе 2 к.с. по р. Березайка – р. Мста, совершенном первым отделением школы базового уровня по водному туризму РООСМТ «Туристский Клуб» в период с 1 мая 2014 г. по 9 мая 2014 г.

Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб» (Турклуб Перово)

 

 

ОТЧЕТ

о водном учебно-тренировочном походе

2 категории сложности по р. Березайка – р. Мста,

совершенном первым отделением школы базового уровня

по водному туризму РООСМТ «Туристский Клуб»

в период с 1 мая 2014 г. по 9 мая 2014 г.

 

 

Маршрутная книжка № 1/4-203

Начальник школы: Черняйкина И.А.

Руководитель группы (стажёр): Самыкин А.В.

Зам. руководителя (инструктор): Заботина Е.В.

Адрес, телефон, e-mail руководителя: г. Москва, Турклуб Перово, http://tk-perovo.ru/

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 2 категорией сложности.

 

 

Москва 2014 г.

 

Оглавление

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия). 3

Общие справочные сведения о маршруте. 3

Определяющие препятствия маршрута. 3

Список участников. 3

Общая идея похода (путешествия). 4

Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков. 4

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. 4

График движения. 5

Техническое описание. 6

Координаты мест ночевок и определяющих препятствий. 20

Лоция. 21

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 23

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте. 23

Географическая и климатическая характеристика района. 24

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. 26

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута. 26

Карта активной части маршрута (М 1:200 000). 27

Профиль высот активной части маршрута. 28

 

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

Проводящая организация: Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб» (Турклуб Перово), г. Москва, ул. Металлургов, д. 5, (495) 306-32-73, www.tk-perovo.ru.

Место проведения: Валдайская возвышенность, территория Тверской и Новгородской областей РФ.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности

Протяженность активной части, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Общая часть

Активная часть

Водный

2

113,7

9

6

с 1 мая 2014 г.

по 9 мая 2014 г.

Нитка маршрута: г. Москва – г. Бологое – р. Березайка – р. Мста – г. Боровичи – г. Окуловка – г. Москва.

Карта маршрута, с указанием определяющих препятствий и мест ночевок (М 1:200 000), а также профиль высот в Приложении 1.

Определяющие препятствия маршрута

Вид

препятствия

Категория

трудности

Длина, км

Характеристика препятствия

Порог

1

0,200

пор. Малый, уровень воды низкий

Порог

2

0,300

пор. Большой, уровень воды низкий

Порог

2

0,50

пор. Лестница, уровень воды низкий

Порог

1

0,100

пор. Егла, уровень воды низкий

Список участников

п/п

ФИО, дата рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе, на судне

Распределение по судам

1

Никитин Р.С.

ПВД

Медик

Вольный Ветер Каскад-2

2

Богданова О.Н.

3 У Тумча, 3 У Красненькая - Кутсайоки, 2 с эл. 4 У Теберда - Аксаут

Фотограф, капитан

Вольный Ветер Каскад-2

3

Быков О.А.

ПВД

Реммастер, капитан

Raftmaster ГоШа 2

4

Кравченко А.С.

ПВД

Завхоз

Raftmaster ГоШа 2

5

Нестурх Ю.С.

2 У Мста, 2 У Чирка-Кемь, 3 У Кодор, 3 У Аксаут, 3 У Тумча

Логист

Raftmaster FOX-2T

6

Нестурх С.Ю.

2 У Мста, 2 У Чирка-Кемь, 3 У Кодор, 3 У Аксаут, 3 У Тумча

Фотограф, капитан

Raftmaster FOX-2T

7

Огородникова Е.С.

ПВД

Финансист

Raftservis Григ-ХХ

8

Пушенок С.Т.

3 У Охта (б/с), 3 У Тунтсайоки - Тумча (б/с), 3 У Писта (б/с), 3 У Умба (б/с), ПВД

Реммастер, капитан

Raftservis Григ-ХХ

9

Заботина Е.В.

5 Р М.Нарын - Чон-Кемин, 4 Р Урик, 5 У Башкаус - Чулышман

Зам. руководителя, капитан

Белрафт-2Т

10

Овчинникова М.А.

3 У Чирка-Кемь (рафт, б/с), ПВД

Снаряженец

Белрафт-2Т

11

Никитина Е.С.

ПВД

Штурман

Raftmaster FOX-2T

12

Самыкин А.В.

2 с эл. 3 Р Кодор, 5 У М.Нарын - Чон-Кемин, 4 У Урик

Руководитель, капитан

Raftmaster FOX-2T

Руководитель: Самыкин А.В., г. Москва, Турклуб Перово, http://tk-perovo.ru/

Адрес хранения отчета                                             , в электронном виде на сайте www.tk-perovo.ru

Поход рассмотрен МКК                                                                                                                                         


Общая идея похода (путешествия)

Поход является учебно-тренировочным для слушателей школы базового уровня по водному туризму. В рамках похода запланированы практические занятия по отработке навыков и умений, полученных слушателями за прошедший учебный период.

 

Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков

От Москвы на поезде до станций Бологое, Окуловка или Боровичи, далее на автотранспорте. Автобусы можно заказать в МУП АТП (Бологое), Нина Валентиновна (тел: 48238-2-24-33, e-mail: atp.01@mail.ru); Окуловском ПАТП, тел: 81657-2-46-28; Боровичском ПАТП, Константин Владимирович (тел: 81664-4-30-34, 81664-4-25-09, e-mail: zaitsev.kv@mail.ru), Марина (тел: (921) 697-41-15, e-mail: marina-w@list.ru).

Отъезд в Москву на редких поездах от ст. Боровичи или автотранспортом до ст. Окуловка, затем на поезде.

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Вдоль реки Березайка, до впадения в реку Мста, проходит асфальтированная автомобильная дорога, по ней можно добрать до г. Бологое. На территории Новгородской области, вдоль правого берега реки Мста проходит автомобильная дорога. Она соединяет все населенные пункты, стоящие у реки. По ней можно добраться до г. Боровичи.

Телефоны экстренных служб:

112 – Единая служба спасения (для всех моб. операторов);

103 – Скорая помощь (для всех моб. операторов);

(4822) 39-99-99 – телефон доверия МЧС по Тверской области;

(8162) 69-99-99 – телефон доверия МЧС по Новгородской области.

Список медицинских учреждений:

г. Бологое

Бологовская Центральная Районная Больница, адрес: Тверская обл., г. Бологое, ул. Красная Горка, д. 1, телефон: (48238) 2-24-20, 2-24-30, 2-23-60, 3-34-30, 3-33-63.

Больница, телефон: (48238) 4-13-25, 4-10-41, 3-35-03, адрес: Тверская обл., г. Бологое, Заозерный м-н, д. 21.

Центральная Районная Больница, телефон: (48238) 2-24-89, 3-32-92, (48238) 2-22-71 – регистратура.

дер. Перелучи, Перелучская Врачебная Амбулатория, адрес: Новгородская обл., Боровичский район, дер. Перелучи, ул. Новая, д. 4, этаж 1, телефон: (81664) 9-88-49.

с. Опеченский Посад, Опеченская амбулатория, адрес: Новгородская обл., Боровичский район, с. Опеченский Посад, линия 4-я, д. 54, телефон: (81664) 9-34-76, 9-32-37.

г. Боровичи, Боровичская Центральная Районная Больница, адрес: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1 Мая, д. 2, телефон: (81664) 4-24-36, 4-21-97, 3-41-19, 3-21-97, 3-36-62.

 

График движения

 

Техническое описание

Условные сокращения:

К-2-1 – катамаран двухместный Вольный Ветер Каскад-2, экипаж: Роман, Ольга (капитан);

К-2-2 – катамаран двухместный Raftmaster ГоШа 2, экипаж: Олег (капитан), Александр;

К-2-3 – катамаран двухместный Raftmaster FOX-2T, экипаж: Юлия, Сергей Н. (капитан);

К-2-4 – катамаран двухместный Raftservis Григ-ХХ, экипаж: Евгения О., Сергей П. (капитан);

К-2-5 – катамаран двухместный Белрафт-2Т, экипаж: Евгения З. (капитан), Мария;

К-2-6 – катамаран двухместный Raftmaster FOX-2T, экипаж: Елена, Антон (капитан);

С, В, Ю, З – север, восток, юг, запад;

ЛБ, ПБ – левый/правый (здесь и далее – по течению реки) берег;

ЛП, ПП – левый/правый поворот (по течению реки);

КрЛП, КрПП – крутой левый/правый поворот;

ХВ (ходовое время) – общее время, потраченное на прохождение участка маршрута;

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное на сплав, без учета времени на отдых, просмотр препятствий, организацию страховки, фото/видео съемку и т.п.

Дата: 01.05.14

День пути: 1

Погода, °C (утро/день/вечер):

-

+18…20

+6…8, дождь

г. Москва – г. Бологое

Расстояние: 300 км

ХВ: -

ЧХВ: -

17:00-17:30 – сбор группы на Ленинградском вокзале.

18:30 – отправление поезда. Основную сложность при размещении вещей представляли рамы катамаранов «Рафтмастер», «Рафтсервис» и «Белрафт». Рама «Каскада» была компактно упакована вместе с баллонами. Часть рам разместили по диагонали на третьих полках купейной части вагона, часть – поставлили вертикально к полкам и притянули вплотную веревками, образовав нечто вроде стенки, частично закрывающей доступ к полкам. Последний вариант более удобен при условии, что обе полки занимают свои люди.

23:05 – прибытие поезда на ст. Бологое. Стоянка 2 минуты. Выгружаемся и переносим вещи к ожидающим на привокзальной площади автобусам.

23:40 – группа полностью загрузилась в автобус и готова к отъезду. Ожидаем нескольких участников, которые добираются до Бологого самостоятельно. Идет дождь, переходящий от моросящего в крупный и обратно.

 

 

Дата: 02.05.14

День пути: 2

Погода, °C (утро/день/вечер):

+6…8

+13…15, дождь, снег

+6…8

г. Бологое – р. Березайка, стоянка (3 км выше д. Шляхово)

Расстояние: 52 км

ХВ: -

ЧХВ: -

0:15 – в ожидании опаздывающих участников решили устроить перекус, заложенный в раскладку на это время.

0:25 – приехали оставшиеся участники, отправляемся к месту стапеля. Перекус доедаем во время движения автобуса.

1:28 – остановились на "зеленую" стоянку (5 минут).

1:33 – продолжили движение.

1:45 – остановились для разведки съезда с основной дороги на проселочную в лес (5 минут), поворот оказался нужным, поэтому мы продолжили движение по лесной дороге к месту стапеля.

1:55 – вынужденная остановка, т.к. дорогу перегородило поваленное дерево, которое совместными усилиями оттащили в сторону (3 минуты).

2:00 – примерно в 1 км от конечной точки дорога стала непроходимой для автобусов, и было решено выгружаться и идти к месту стоянки пешком.

2:01 – начали выгружать вещи и топать с частью вещей по дороге в сторону реки.

2:20 – примерно через 700-800 метров стало ясно, что сразу найти боковую тропинку, выводящую на нужную поляну, не получается, и чтобы не тратить время и силы, было решено заночевать на полдороги поблизости, а утром дойти до места стапеля. Участники отделений разделились на группы: одна часть осталась сторожить первую партию вещей, другая отправилась за оставшимся у автобусов снаряжением, третья - выбирать хорошую поляну поблизости

3:05 – вернулись разведчики. Поляну выбрали примерно в 300 метрах назад по дороге, куда все и выдвинулись.

3:19 – все пришли на место ночного лагеря.

3:20 – ставим лагерь и готовимся к ночлегу. Общий подъем назначен на 10 утра.

9:46 – проснулись все участники группы. Сообща начали разводить костер, готовить завтрак и сворачивать лагерь.

10:16 – в ожидании завтрака переносим снаряжение и вещи к месту стапеля.

10:32 – пошел кратковременный снег "крупой", похолодало, завтракаем (20 минут).

10:55 – закончили завтрак, тушим костер, убираем мусор и выдвигаемся на место стапеля.

11:21 – все пришли на поляну к реке, начали разворачивать лагерь, готовимся стапелиться.

Место стапеля (рис. 1) - поляна на ПБ Березайки примерно в 3 км выше по течению от дер. Шляхово. Непосредственно перед поляной небольшая полка, оканчивающаяся крутым спуском к воде (около 2 метров), ниже по течению до поворота реки полка расширяется, спуск к реке становится пологим и удобным для входа в воду. Суда на воду лучше спускать у нижнего окончания полки (примерно 100 метров от поляны), куда ведет тропинка через молодую поросль

11:35 – накануне похода выяснилось, что "Каскад" нуждается в профилактическом ремонте – частично отслоился по шву корд от пленочного покрытия внутреннего баллона судна. Экипаж приступил к ремонтным работам: приклеиванию "горячим" методом заплатки на место отслоения для предотвращения механического повреждения газодержащей пленки. Для проклейки требовалась горячая вода, поэтому был разведен костер, а заодно и приготовлен чай, остальные экипажи начали стапелиться штатным порядком

13:24 - экипаж Богдановой О. закончил ремонтные работы. Для окончательного схватывания клея и продолжения стапеля необходимо выждать минимум 4 часа. В запланированных занятиях в этот день "Каскад" решили не использовать.

13:35 – закончил стапель экипаж Самыкина А. (1 час 55 минут).

13:50 – свободные участники начали готовить обед.

13:57 – закончил стапелиться экипаж Сергея Н. (2 часа 17 минут).

14:30 – закончил стапелиться экипаж Сергея П. (2 часа 50 минут).

14:40 – закончил стапелиться экипаж Заботиной Е. (3 часа).

14:48 – закончил стапелиться экипаж Быкова О. (3 часа 8 минут).

14:55 – сели обедать (25 минут).

15:20 - начали загидриваться и готовиться к занятиям. По состоянию здоровья в занятиях не участвуют Юлия и Сергей Н.

16:14 – вышли на занятия на воде.

16:30 – готовность группы к занятию, сбор на берегу Березайки, начало инструктажа по проведению занятий

16:40 – инструктаж окончен, начало занятий по самосплаву.

На активной страховке на катамаране экипаж Самыкина А. Помогает страховать ниже по течению перед поворотом реки на каяке Фрох Э.

Цель занятия – выйти на струю, осуществить самосплав и самостоятельно добраться до берега

17:00 – второе занятие по самосплаву. Цель – эвакуация из воды человека в сознании экипажем катамарана.

Отделение было разбито на группы по 3 человека на судно, которые по очереди выступали в роли спасателей и спасаемых

17:30 – третье занятие по самосплаву.

Цель – эвакуация из воды человека без сознания экипажем катамарана. Порядок проведения аналогичный.

18:00 – замерзшие участники и два судна были отправлены в лагерь, остальные продолжили занятия по страховке экипажем катамарана байдарочников из других отделений (в сознании).

18:25 – окончание занятий, отделение отправляется переодеваться и готовиться к ужину

18:56 – дежурные начали готовить ужин

19:25 - сели ужинать (20 минут)

20:05 - продолжение стапеля экипажем Богдановой О.

21:24 - закончил стапелиться экипаж Богдановой О.

23:00 - отправились спать последние участники группы.

Дата: 03.05.14

День пути: 3

Погода, °C (утро/день/вечер):

0

+7…10

+5…7

Стоянка (3 км выше д. Шляхово) (стапель) -  место ночевки (5 км выше д. Филимоново)

Расстояние: 16,9

ХВ: 5:23

ЧХВ: 3:20

7:00 – подъем дежурных. Дежурили Антон и Лена. На завтрак была овсяная каша, которая быстро приготовилась и позволила группе быстро позавтракать, чтобы начать сборы и вовремя выйти на воду.

7:50 – Подъем группы. Завтрак.

8:20 – Начинаем сбор вещей. Так как температура ночью была отрицательная, процесс одевания неопрена затягивается. Погода хорошая, относим неопрен и палатки на солнце. Сушимся, одеваемся, собираем вещи.

10:45 – Вышли на воду. Уровень воды низкий, что хорошо видно по берегу. Движемся на юго-запад по р. Березайке.

10:50 – у ПБ бурляшки, ЛБ – родник

10:55 – ПП идем на В.

11:00 – ПП большой обливной камень в середине русла, ПБ – приток

11:05 – шивера. Островок ближе к ЛБ.

11:13 – Провели занятие на струе. Экипажи осуществляли траверс потока от островка в центре к ПБ

11:16 – ЛБ – приток

11:28 – ЛБ – приток

11:30 – ЛБ – Деревня Шляхово. Бывший мост. Экипажи отрабатывают траверс и чалку на струе.

11:34 – Техническая стоянка 10 мин.

12:10 – Движемся на ЮВ, КрЛП. На ЛБ – деревня Корпино.

12:20 – КрПП. На ЛБ – деревня Любитово.

12:36 – Техническая стоянка 12 мин.

12:55 – ПБ – в р. Березайку впадает р. Кемка.

12:59 – КрПП. По ЛБ дер. Устье

13:16 – Обед. Встали на довольно крутом берегу. Поднялись наверх по берегу, нашли отличное место для стоянки. Организовали обед довольно быстро, так как с дровами проблем не было.

14:50 – Вышли на воду, идем на В, по пути река Березайка делает три крутых петли.

15:40 – Плановая чалка. Отдыхаем 10 мин.

16:07 – Немного не доходя до запланированного места встаем лагерем на ночевку на ПБ.  Пилим дрова и ставим тент. Дров много.

16:46 – 18:40 – Занятие по спасательным работам на воде (рис. 2). В роли спасаемого – человек. Выставляем страховку с берега. На пассивной страховке – 6 человек с морковками. На активной страховке катамаран. Группа активно участвовала, как в самосплаве, так и в организации страховки. Течение на этом участке реки было не слишком сильным, но присутствовало, поэтому занятие прошли интересно и безопасно. Почти все спасли сразу.

18:40 – 19:30 – Работы в лагере. Приготовление ужина.

20:17 – Ужин закончен. Тихие игры в лагере.

23:00 – Отбой.

Дата: 04.05.14

День пути: 4

Погода, °C (утро/день/вечер):

+7

+10

+5

стоянка (5 км выше д. Филимоново) – место ночевки (1,5 км ниже д. Избоищи)

Расстояние: 27,6

ХВ: 7:30

ЧХВ: 4:28

7:00 – подъем дежурных.

7:55 – 8:15 завтрак

10:00 – выход на воду, в процессе сплава занятия по ориентированию на реке.

10:09 – сарай на ЛБ.

10:20 – 10:23 – контрольная точка, приток из о. Беленец по ПБ.

10:29 – островок по центру, прошли справа по перекату.

10:50 – 11:00 – самая южная точка излучины поворота, смотрящей на юго-восток.

11:12 – д. Филимоново на ЛБ.

11:23 – узкое место, перекат слева.

11:45 – 11:55 – по ПБ р. Оловенка, отдых.

11:56 – надводный камень слева, полуостров справа.

11:58 – д. Ловница на ПБ.

12:21 – 12:35 – контрольная точка, ЛЭП, слева ручей, текущий с севера, встали на правом берегу.

12:46 – Малое Лошаково.

12:50 – мост.

13:00 – излучина ЛП после Лошаково, остановка на обед.

13:50 - 14:15 – обед.

14:35 – продолжили прохождение маршрута.

14:58 – 15:01 – ЛБ приток из оз. Карботово.

15:10 – 15:18 – контрольная точка, р. Лотовка по ПБ.

15:20 – д. Тугановичи на ЛБ.

15:25 – в начале деревни сливы с остатками разрушенного моста (плотины) и серией валов за ними, довольно опасное место, много торчащих бревен и т.п. Проход по двум центральным сливам, у берегов завалы.

15:45 – д. Березовский-Рядок.

15:50 – перекаты.

15:55 – 16:20 – встали на правом берегу, за 100м до автомобильного моста, чтобы пополнить запасы продуктов в местном магазине.

16:32 – дошли до места впадения Березайки в Мсту, реки не особо отличаются по ширине. Перед впадением русло Березайки разделяет остров, река мелкая и волнующаяся.

16:35 – д. Городок ПБ.

16:54 – д. Избоищи на ПБ, остров, прошли по правой протоке.

17:07 – 17:21 – остановились на поляне по правому берегу, чтобы осмотреться и определиться с выбором места для ночевки. Решили плыть дальше.

17:30 – расположились на ночевку на левом повороте, через 500 м после границы Новгородской и Тверской областей, встали на левом берегу, берега довольно крутые, дров достаточное количество.

19:40 – поужинали.

20:05 – 20:30 – провели учебные занятия и опрос по утоплениям и сердечно-легочной реанимации..

Дата: 05.05.14

День пути: 5

Погода, °C (утро/день/вечер):

 

+5…7, облачно, дождь

 

Стоянка (1,5 км ниже д. Избоищи) – стоянка (2 км ниже д. Полоное)

Расстояние: 17,6 км

ХВ: 4:03

ЧХВ: 3:19

07:00 – подъем дежурных.

08:00 – подъем группы.

08:15 – завтрак.

10:17 – вышли на воду. В процессе сплава, занятия по ориентированию на реке.

10:30 – прошли мимо острова по правой протоке. После небольшой перекат.

10:59 – техническая стоянка, 11 мин.

11:27 – остров между деревнями Бол. Семерицы  и Мал. Семерицы (М. С.) Прошли по правой протоке.

11:29 – деревня М. С.

11:31 – навесной мост в деревне М.С.

11:45 – остров, прошли по правой протоке.

11:47 – техническая стоянка, 23 мин.

12:30 – деревня Бол. Глининец (Б.Г.)

12:33 – навесной мост в деревне Б.Г.

13:20 – техническая стоянка, 10 мин.

13:35 – река меняет направление с севера на запад, справа впадает река Уверь.

14:20 – пришли на место ночлега (2 км ниже д. Полоное). Чалка на правом берегу. Встали тремя группами. Ровные площадки для палаток. Количество дров - среднее. Удобный подход к воде.

16:30 – обед.

18:15-20:00 – зачет по узлам.

20:30 – ужин.

22:30 – отбой.

Дата: 06.05.14

День пути: 6

Погода, °C (утро/день/вечер):

+3, дождь, снег

сильный ветер

+12, ветер

Стоянка (2 км ниже д. Полоное) – стоянка (2 км ниже д. Опочно)

Расстояние: 19,9

ХВ: 6:00

ЧХВ: 4:10

6:55 – проснулись дежурные. Холодно, дождь.

Завтрак с 8:10 до 8:45. Снег, температура +3.

10:20 – вышли на воду. В процессе сплава проводятся занятия по ориентированию на реке, дежурные штурманы, сменяя друг друга, ведут группу по контрольным точкам.

10:50 – точка 1 в 1 км выше д. Горбино по ЛБ впадение ручья, по ПБ опора ЖБ моста. Сильный встречный ветер, на реке "барашки".

11:05 – д. Горбино.

11:10 – подвесной мост.

С 11:20 до 11:35 отдых на ЛБ у ручья под ЛЭП, напротив д. Девкино. По центру реки островок, маленький перекат.

11:55 – Два острова за д. Стрелка.

12:05 – точка 2 впадение ручья по ПБ. Отдых 5 минут. Дождя нет, переменная облачность.

12:30 – за д. Большой Чернец перекат, несколько островов. Сильный порывистый встречный ветер.

13:00 – точка 3 в 2 км ниже д. Малый Чернец, на левом повороте реки, в 600 м от острова, который расположен ниже точки. В этой точке сделали обед.

14:20 – обед окончен.

14:55 – точка 4 расположена на ПБ почти прямого участка реки (река делает лёгкий поворот вправо),  в 1,85 км ниже острова (4 км ниже д. Малый чернец), в 350м выше точки на ПБ впадает речка. Скорость движения группы примерно 2,5 км/ч. Дует сильный встречный ветер.

С 15:10 до 15:20 отдых. Редкое солнце скрашивает движение группы против ветра.

15:25 – перекат.

15:50 – перекат у д. Опочно, высокий обрывистый ПБ.

16:20 – встали на ночевку, в 2 км выше п. Жадины,  на ПБ. Солнечно, температура +12.

Стоянка организована на 300 метров выше по течению намеченной ранее (впадение ручья из маленького озера по ПБ), т.к. место было занято. Возле стоянки по ПБ маленький остров, между ним и берегом маленькая протока, на берегу небольшая травянистая полочка, где можно разместить суда. Сама стоянка в лесу, который вплотную подходит к воде. С дровами проблем нет, здесь следует заготовить их для дальнейшего сплава т.к. на дальнейших стоянках дров мало. В нашем отделении на каждый катамаран было приготовлено по 2 бревна диаметром 20…25 см и длиной около 2-х метров.

19:20 – ужин.

Дата: 07.05.14

День пути: 7

Погода, °C (утро/день/вечер):

+8

+15, сильный ветер

+10

Стоянка (2 км ниже д. Опочно) – пор. Малый – пор. Большой – пор. Лестница

Расстояние: 15,8 км

ХВ: 8:10

ЧХВ: 2:46

8:00 – Завтрак. После завтрака группа берет с собой заготовленные заранее дрова.

11:00 – Вышли на воду. Уровень воды ниже среднего. Ветер С-З с порывами на Ю-З (встречный) до 15 м/с.

11:15 – На ПБ начинается д. Жадины, видны разрушенные здания на ПБ.

11:20 – Острова.

11:25 – На ПБ вышка сотовой связи.  По берегам обжитые дома.

11:30 – Шивера 300м.

11:35 – Проплыли под навесным мостом.

11:45 – Проплыли под ЛЭП.

11:55 – ПБ Опеченский Посад. Остановка на небольшом заросшем пляже под высоким ПБ, 10 мин.

12:10 – Проплываем остров.

12:20 – Остановка в дендропарке села Опеченский Посад на ПБ, отдых 15 мин.

12:50 – Камень по центру  реки.

12:55 – Проплыли под навесным мостом.

13:04 – Проплыли под железобетонным мостом.

13:15 – Проплыли под навесным мостом.

13:23 – Чалка на ПБ возле бетонной водосливной трубы, для просмотра порога Малый. Для организации прохождения порога был назначен дежурный руководитель Роман.

Порог Малый (1 к.т.) Начало порога в конце д. Малый порог, от водосливной трубы по ПБ, протяженность 200 м. Берег высокий (около 8-10 метров), крутой. Дно каменистое, под ПБ каменные плиты. Просмотр по ПБ (рис. 3).

Косой слив от центра к ЛБ, после него по низкой воде в левой части русла каменная плита, затем камни и островки с отмелями, не проходимы. По средней и высокой воде, скорее всего, плита создает ступень, и проход возможен по всему руслу. Далее по центру валы. Основная струя по ПБ. Далее порога перекат. Линия движения – центр по валам или под ПБ.

Для просмотра необходимо подняться наверх – туда ведет бетонная лестница. Просмотр лучше осуществлять, начиная с точки за дорожным знаком «Окончание населенного пункта «Малый Порог». Эта же точка удобна для выставления фото- видеосъемки. При малой воде страховка и фотосъемка возможны с выступающей узкой полоски берега по ПБ вдоль всего порога, там же удобно зачалиться после прохождения определяющего места порога.

Прохождение: 14:04 – Экипаж К-2-6 прошел у ПБ, обходя все препятствия и встал на активную страховку у ПБ (рис. 4), 14:09 – К-2-3 – прохождение по валам, чалка на ПБ в улове за порогом (рис. 5). Экипаж сменяет фотографа и сигнальщика, остальные экипажи прошли по аналогичной траектории 14:13 – К-2-5 (рис. 6), 14:21 – К-2-2 (рис. 7), 14:25 – К-2-4 (рис. 8), 14:30 – К-2-1 (рис. 9).

14:35 – Сбор на ПБ. Выход на берег затруднен из-за очень крутого подъема, порядка 7-8 метров отвесного берега. Отплыли.

14:44 – За ПП, примерно в 400 м выше по течению от Большого порога перед ЛП, чалка на ПБ на обед. В этом месте вплотную подходит дорога, есть съезд прямо к воде, имеется утоптанный пляж, дно каменистое. Выше по течению есть родник. Судя по следам, это популярное место для чалки и заброски-выброски. На стоянке проблемы с дровами для костра. Лучше использовать либо привезенные заранее запасы, либо искать топливо через дорогу вглубь от берега. Группе повезло: использовали оставшиеся от предыдущих групп дрова.

Пока готовился обед, дежурный руководитель прохождения Большого порога Сергей Н. и Юля, отправились пешком по ПБ на разведку места для чалки и просмотра Большого порога (рис. 10).

16:25 - Отплыли.

16.32 - Перед ЛП чалка на ЛБ для просмотра порога Большой. Каменистый берег, широкая полка, выше нее большая поляна, есть подобие спортивной площадки, пологий подход к воде. Это место удобно для ночевки большой группы.

Порог Большой (2 к.т.) Косые сливы от центра русла к ЛБ, образованные несколькими плитами ломаной конфигурации, бочки, валы, камни (см. схему), протяженность 300 м. Основная линия движения по ЛБ. Возможен спортивный проход под ПБ, но по низкой воде он осложнен большим количеством камней и мелей. По ЛБ, после ключевого места порога, имеются небольшие улова, достаточные для безопасной чалки нескольких судов.

Прохождение: На ЛБ, за порогом, были установлены два поста страховки спасконцом. 17:00 – К-2-6 – проход по центру косых валов, сразу ушли ближе к ЛБ, ровное прохождение между камнями, уход в улово у ЛБ и встает на страховку (рис. 11), 17:04 – К-2-3 – проходит аналогично, экипаж сменяет фотографа и сигнальщика (рис. 12), 17:13 – К-2-2 – проходит аналогично (рис. 13), 17:16 – К-2-1 – проходит валы по центру, сразу уходит под ЛБ ближе к начинающейся центральной гряде камней и затем в улово. Экипаж уходит на помощь фотографу и сигнальщикам (рис. 14)., 17:23 – К-2-5 – экипаж выбирает спортивную траекторию прохождения порога. Проходит валы по центру, сразу же уходит под ПБ, проходит косые сливы с бочками под ПБ, заходит в улово у ПБ, разворачивается, траверсит между камнями к ЛБ, уходит в улово под ЛБ к месту чалки (рис. 15), 17:28 – К-2-4 – Проходит валы по центру , сразу уходит под ЛБ ближе к начинающейся центральной гряде камней. Чисто уходит в улово (рис. 16).

17:36 – Сбор на ЛБ. Отплыли.

17:42 – По ПБ валы 400 м. После слив с бочкой. По ЛБ шиверка. Далее идет долгая шивера. С ЛБ впадает подземная р. Понеретка (рис. 26).

17:52 – Участок спокойной воды.

17:55 – Шивера 400 м.

17:57 – По ЛБ и ПБ п. Ровное.

18:04 – После церквей по ЛБ и ПБ (разрушенная), чалка на ЛБ перед порогом Лестница. Полка перед пор. Лестница арендована ООО «Горная Мста», ЛБ у порога облагорожен: сооружены широкие деревянные лестницы, удобные для спуска-подъема судов, сделаны поручни и смотровые площадки, вглубь от берега построен небольшой кемпинг, есть баня.

Порог Лестница (2 к.т.) подковообразный слив с проносной бочкой по всему руслу реки. В центре русла образуется язык, справа от которого – небольшой пенный котел (рис. 17). По ПБ – небольшая бочка через 20 м после первой. Протяженность 50 м. Прохождение порога ближе к ЛБ более безопасно.

Порядок прохождения:

Ввиду позднего времени и необходимости вставать на ночевку, было решено пройти порог по наиболее безопасной траектории: по языку в центре слива и уйти под ЛБ для чалки сразу за деревянными лестницам.

Прохождение: На ЛБ, за ключевым местом порога был установлен пост страховки спасконцом. 18:37 – К-2-6 – чистое прохождение по языку, чалка у лестницы. Экипаж встает на активную страховку в улове у лестницы на ЛБ (рис. 18). 18:40 – К-2-3 - аналогичное прохождение. Экипаж сменяет фотографа и сигнальщика (рис. 19). 18:44 – К-2-5 (рис. 20), 18:50 – К-2-1 (рис. 21), 18:58 – К-2-2 – экипаж сместился правее и прошел порог по краю котла, справа от языка (рис. 22), 19:01 – К-2-4 (рис. 23).

19.06 - Сбор на ЛБ, ~ 200 м от предыдущей чалки. Берег арендует частная контора, поэтому тут не задерживаемся. Отплыли.

19.10 - Чалка на ЛБ на ночевку, ~300 м ниже по течению от порога, в начале верхней поляны, сразу за нависающим над водой деревом. Ставим лагерь на большом поле, через которое проходит проселочная дорога (ей достаточно активно пользуются, поэтому палатки рекомендуется ставить на некотором удалении), слева к полю подступает молодой лес. Чуть выше и ниже есть удобные для постановки лагеря полки, закрытые подлеском. Возможно размещение большого количества палаток и организации нескольких лагерей. Берег каменистый, удобный подход к воде, есть место для судов.

Основная проблема: полное отсутствие дров, т.к. вокруг молодой подлесок без сухостоя. На стоянке была отмечена высокая активность клещей. Также следует проявлять осмотрительность при размещении в лагере: рядом находится деревня, высока вероятность краж или порчи имущества.

20.55 - Ужин.

Дата: 08.05.14

День пути: 8

Погода, °C (утро/день/вечер):

+5

+10, дождь

+5

пор. Лестница (дневка)

Расстояние: 0

ХВ: 0

ЧХВ: 0

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы, завтрак, обсуждение плана учебных мероприятий и распорядка дня.

11:30 – Сбор группы на берегу. Начало занятий. В занятиях участвуют все экипажи на 4-х судах.

Цель занятия: страховка аварийного судна с помощью другого судна (толкание к берегу со струи). Задача «пострадавшего» экипажа: вывести судно на край струи, после чего не оказывать никакой помощи экипажу «спасателей». Задача экипажа «спасателей»: выйти на помощь «аварийному» судну и маневрируя увести «аварийное» судно к берегу.

В качестве «спасателей» и «пострадавших» выступили все экипажи по очереди.

12.02 – Начало следующего занятия.

Цель занятия: принудительная чалка судна с берега с помощью спасконца.

Задача «спасателей»: с берега добросить спасконец экипажу «аварийного» судна.

Задача экипажа «аварийного судна»: закрепить брошенный спасконец на судне и уйти со струи к берегу.

В качестве «спасателей» и «пострадавших» выступили все экипажи по очереди.

12.50 – Начало следующего занятия.

Цель занятия: буксировка «аварийного» судна экипажем другого судна с помощью спасконца (рис. 24).

Задача «спасателей»: подойти к «аварийному» судну, находящемуся на краю струи, закрепить спасконец на «аварийном» судне, причалить к берегу и закрепиться на берегу с помощью чалочной веревки. После чего в случае необходимости подтянуть «аварийное» судно к берегу.

Задача «пострадавших»: после выхода на край струи не помогать «спасателям» в проведении работ.

Экипажи были разбиты на пары, в которых одновременно и работали. Каждый экипаж по очереди выступил в роли «спасателей» и «пострадавших».

13.35 - Обед.

14.50 – Перемещение группы к порогу «Лестница». Начало занятий по отработке прохождения порога в разных точках и совершению маневров.

Выставлялась активная страховка экипажем судна сразу за сливом порога под ЛБ. По мере прохождения порога экипажи судов сменяли друг друга на страховке, после чего могли снова начать прохождение.

Были расставлены сигнальщики и выставлена фотосъемка из неучаствующих в занятиях слушателей.

16.00 – В помощь другому отделению на активную страховку под ЛБ встал экипаж Нестурхов. Их задача: страховать байдарочников и каяк. Они взаимодействовали с сигнальщиком из другого отделения.

16.25 – Начало занятий по самосплаву.

Цель занятия: выйти вброд выше порога на струю, осуществить самосплав через порог и выбраться на берег или страхующее судно (рис. 25).

Была выставлена активная страховка экипажем судна сразу за порогом под ЛБ.

Самосплав осуществлялся по очереди с прохождением порога байдарочниками по готовности и командам соответствующих сигнальщиков.

18.00 – Окончание занятий. Отделение отправляется переодеваться и собираться в заказанную заранее баню.

19.00 – Баня.

21.20 – Ужин. Подведение итогов дня. Обсуждение планов на завтра. Общий подъем назначен на 6.00 утра.

22.10 – Окончание ужина. Начало личного времени для группы.

23.00 – Отбой.

Дата: 09.05.14

День пути: 9

Погода, °C (утро/день/вечер):

 

+15, облачно

 

пор. Лестница – пор. Ёгла – пляж г. Боровичи

Расстояние: 15,9

ХВ: 2:04

ЧХВ: 1:54

7:00 – Общий подъем.

7:40 – Завтрак.

9:21 – Выход на воду.

Пёс, проведший с нами два дня, пытавшийся найти тёмными ночами приют в тамбурах нескольких палаток, помчался за нами по берегу. Лая и скуля вперемешку, переполненный чувствами расставания, он пробежал около 600 метров, нырнул в воду и доплыл почти до левого берега, к которому мы сместились. Женя с Машей выловили беглеца и доставили его обратно на берег, где он, кажется, забыл про нас, переключив внимание на рыбаков.

9:27 – Остров у д. Егла. Проходим по правой протоке.

9:31 – Подвесной мост между д. Егла и Золотово.

9:36 – Несколько обливных камней.

9:41 – Левый приток (ручей).

9:42 – Левый приток (ручей).

9:46 – Порог Егла (1 к.т.) Высокий остров у ЛБ. Отмели у ПБ перед началом порога. Проходим походным порядком с с просмотром с наплыва и взаимной страховкой, ближе к ЛБ, иногда смещаясь к центру, чтобы захватить максимальное количество валов и перекатов (рис. 27).

Порядок прохождения: 1 – Антон, Лена, 2 – Рома, Женя О., 3 – Женя З., Маша, 4 – Сергей П., Оля, 5 – Олег, Саша, 6 – Сергей Н., Юля.

9:49 – Правый приток, водопадом вливающийся в Мсту.

9:59 – Левый приток.

10:00 – Правый поворот (180°), высокие обрывистые берега.

10:07 – Левый поворот (180°), дер. Путлино.

10:13 – Чалка на ПБ. Привал 10 мин.

10:27 – Перекаты у ПБ.

10:28 – Пересекаем просеку газопровода, на просеке также стоят опоры старой ЛЭП.

10:33 – Перекаты по всей ширине реки.

10:35 – Пересекаем ЛЭП.

10:42 – Перекаты.

10:49 – Перекаты.

10:52 – Пересекаем ЛЭП.

10:55 – дер. Полыновка (ЛБ).

10:59 – Левый приток. Устье реки Круппы.

11:03 – Автомобильный мост, ЛЭП.

11:05 – ЛЭП, острова и отмели у ПБ.

11:08 – Начало г. Боровичи.

11:09 – ЛЭП.

11:12 – Нависающий над рекой трос.

11:15 – Перекаты.

11:16 – Отмель в центре реки.

11:18 – Вышка связи на ПБ.

11:25 – Чалка на ПБ, на городском пляже перед пешеходным мостом им. Белелюбского. Антистапель, разбираем и сушим катамараны (рис. 28).

13:30 – Обед-перекус.

15:30 – Погрузка в заказной автобус у гостиницы «Мста».

16:30 – Выгрузка у станции Окуловка.

17:25 – Переносим вещи на платформу.

17:54 – Погрузка в поезд.

22:01 – Прибытие в Москву.

Координаты мест ночевок и определяющих препятствий

Широта

(WGS84)

Долгота

(WGS84)

Описание

N58°09'50,93"

E34°07'01,35"

р. Березайка, стапель 02.05.14 г. (3 км выше д. Шляхово).

N58°09'04,63"

E34°15'50,75"

Стоянка 03.05.14 г. (5 км выше д. Филимоново).

N58°06'57,99"

E34°32'16,63"

р. Мста, стоянка 04.05.14 г. (1,5 км ниже д. Избоищи).

N58°12'28,16"

E34°25'40,07"

Стоянка 05.05.14 г. (2 км ниже д. Полоное).

N58°15'05,86"

E34°11'20,05"

Стоянка 06.05.14 г. (2 км ниже д. Опочно).

N58°16'22,92"

E34°04'10,89"

пор. Малый.

N58°16'34,64"

E34°03'10,69"

пор. Большой.

N58°18'18,88"

E34°01'26,03"

пор. Лестница.

N58°18'27,22"

E34°01'17,29"

Стоянка 07.05.14 г., пор. Лестница.

N58°19'06,93"

E33°58'30,01"

пор. Егла.

N58°23'09,26"

E33°54'14,58"

Антистапель 09.05.14 г., пляж г. Боровичи.

 Лоция

п/п

Ориентир/препятствие

Время от предыдущего

Примечание

1

Большой обливной камень в середине русла на ПП, ПБ – приток.

0:00

 

2

Шивера. Островок ближе к ЛБ.

0:05

 

3

ЛБ – приток.

0:11

 

4

ЛБ – приток.

0:12

 

5

ЛБ – Деревня Шляхово, разрушенный мост.

0:02

 

6

ЛБ – деревня Корпино.

0:30

 

7

ЛБ – деревня Любитово.

0:10

 

8

ПБ – в р. Березайку впадает р. Кемка.

0:23

 

9

ЛБ дер. Устье.

0:04

 

10

Сарай на ЛБ.

1:33

 

11

Приток из о. Беленец по ПБ.

0:11

 

12

Островок по центру русла, в правой протоке перекаты.

0:09

 

13

д. Филимоново на ЛБ

0:43

 

14

Узкое место, перекат слева.

0:11

 

15

По ПБ р. Оловенка

0:22

 

16

Надводный камень слева, полуостров справа.

0:01

 

17

д. Ловница на ПБ.

0:02

 

18

ЛЭП, ручей по ЛБ.

0:23

 

19

Малое Лошаково.

0:11

 

20

Мост.

0:04

 

21

ЛБ приток из оз. Карботово.

0:33

 

22

р. Лотовка по ПБ.

0:12

 

23

д. Тугановичи на ЛБ.

0:10

 

24

Остатки разрушенного моста (плотины).

0:05

Много техногенного мусора, проход по двум центральным сливам, у берегов завалы.

25

д. Березовский-Рядок.

0:20

 

26

Перекаты.

0:05

 

27

Автомобильный мост.

0:05

На ПБ за домами магазин.

28

Остров, затем слияние р. Березайка и р. Мста

0:12

 

29

д. Городок на ПБ.

0:03

 

30

д. Избоищи на ПБ, остров.

0:19

 

31

Остров, затем небольшой перекат.

0:35

 

32

Остров между деревнями Бол. Семерицы  и Мал. Семерицы.

0:46

 

33

Навесной мост.

0:03

 

34

Остров.

0:15

 

35

Деревня Бол. Глининец, навесной мост.

0:22

 

36

С ПБ впадает река Уверь.

0:55

 

37

По ЛБ впадение ручья, по ПБ опора ЖБ моста.

1:15

 

38

д. Горбино, подвесной мост.

0:20

 

39

ЛЭП, напротив д. Девкино. По центру реки островок, маленький перекат.

0:10

 

40

Два острова за д. Стрелка.

0:20

 

41

д. Большой Чернец, перекат, несколько островов.

0:35

 

42

Перекат.

1:25

 

43

Перекат у д. Опочно.

0:25

 

44

д. Жадины,  разрушенные здания на ПБ.

0:45

 

45

Острова.

0:05

 

46

Шивера 300м.

0:10

 

47

Навесной мост.

0:05

 

48

ЛЭП.

0:10

 

49

ПБ Опеченский Посад.

0:10

 

50

Остров.

0:05

 

51

Дендропарк села Опеченский Посад на ПБ.

0:10

 

52

Камень по центру  реки.

0:15

 

53

Навесной мост.

0:05

На ПБ магазин.

54

ЖБ мост.

0:09

 

55

Навесной мост.

0:11

 

56

Порог Малый, 200 м (1 к.т.)

0:08

Чалка на ПБ возле бетонной водосливной трубы.
Косой слив от центра к ЛБ, в левой части русла каменная плита, затем камни и островки с отмелями. По центру русла валы. Основная струя по ПБ. Далее порога перекат.

57

Порог Большой, 300 м (2 к.т.)

0:01

Перед ЛП чалка на ЛБ для просмотра порога.
Косые сливы с бочками от центра русла к ЛБ и ПБ, образованные несколькими плитами, валы, камни.

58

По ПБ валы (400 м), слив с бочкой. По ЛБ шиверка. Далее идет долгая шивера. С ЛБ впадает подземная р. Понеретка.

0:06

 

59

Шивера (400 м).

0:13

 

60

По ЛБ и ПБ п. Ровное.

0:02

 

61

Порог Лестница, 50 м (2 к.т.)

0:07

После церквей по ЛБ и ПБ (разрушенная), чалка на ЛБ.
Подковообразный слив с проносной бочкой по всему руслу реки. В центре язык, справа от которого – небольшой пенный котел. По ПБ – небольшая бочка через 20 м после первой.

62

Остров.

0:16

 

63

Подвесной мост между д. Егла и д. Золотово.

0:04

 

64

Несколько обливных камней.

0:05

 

65

Два притока по ЛБ (ручья).

0:05

 

66

Порог Егла, 100 м (1 к.т.)

0:05

Высокий остров у ЛБ. Отмели у ПБ перед началом порога. Валы и перекаты.

67

Правый приток, водопадом вливающийся в Мсту.

0:03

 

68

Левый приток.

0:10

 

69

Левый поворот (180°), дер. Путлино.

0:08

 

70

Просека газопровода, опоры старой ЛЭП. Перекаты.

0:10

 

71

ЛЭП, перекаты.

0:08

 

72

ЛЭП.

0:17

 

73

дер. Полыновка на ЛБ.

0:03

 

74

Левый приток. Устье реки Круппы.

0:04

 

75

Автомобильный мост, ЛЭП.

0:04

 

76

ЛЭП, острова и отмели у ПБ.

0:02

 

77

ЛЭП, г. Боровичи.

0:03

 

78

Нависающий над рекой трос, перекаты, отмель в центре реки.

0:04

 

79

Городской пляж на ПБ, перед пешеходным мостом им. Белелюбского

0:13

 

 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Помимо водных препятствий угрозу для жизни и здоровья человека представляют клещи и змеи (гадюки), обитающие в местах пролегания маршрута.

 

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Берёзовский Рядок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Каменная пятиглавая церковь с теплыми Никольским и Тихвинским приделами в трапезной, построенная вместо старой сгоревшей каменной церкви. Первые летописные упоминания о Никольском погосте на Березовом Ряду относятся к XVI в., тогда деревни у погоста принадлежали Перынскому монастырю. В советское время церковь была закрыта, использовалась как склад и пекарня, впоследствии была заброшена.

Опеченский Посад. В 1764 году на месте деревянной церкви в селе был выстроен каменный трёхпрестольный однокупольный Успенский храм. В 1937 году храм был закрыт, и в нём разместили цех Ёгольской трикотажной фабрики, а в 1940—1941 гг. колокольня Успенского храма была разобрана на кирпич. Храм был вновь открыт в 1994 году. В 1973 году местным любителем природы Ушановым Семёном Андреевичем в Опеченском посаде был заложен дендропарк, в котором к настоящему времени произрастает более 160 видов деревьев и кустарников. Решением Исполкома Опеченского сельского совета от 12 июля 1984 года за № 7 дендропарку присвоен статус памятника природы регионального значения. Памятник охраняется государством.            От Опеченского Посада до Ёглы проходит Природоохранная зона «Горная Мста». Здесь расположены самые крупные пороги Мсты. Гранитная набережная Опеченской пристани – находится на левом берегу Мсты, протянулась более, чем на 900 метров. Набережная выложена в  18 веке из обтесанных гранитных валунов. Во времена, когда действовала Вышневолоцкая водная система, здесь  швартовалось до 1500 судов.

Понеретка - левый подземный приток Мсты, впадающий в реку из пещеры в отвесной известковой скале (ниже Большого порога). Имеется несколько обваливающихся малых пещер. Сама Понеретка представляет из себя значительную пещеру с разветвлёнными галереями и залами, но её посещение зависит от уровня воды и возможно только имеющим спелеологическое оборудование и соответствующую практику.

Деревня Ровное. Каменная однокупольная церковь Спаса Преображения постройки 1767 года. Является памятником архитектуры. В прошлом имела два придела: в честь Преображения Господня и во имя святого Николая-чудотворца. Требует реставрации.

Село Ровное. Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Архитектор следовал основным канонам строительства русских православных храмов, выбрав древнейший тип объемно-пространственного решения «корабль» в единой связи с колокольней.

Боровичи. Музей истории города Боровичи и Боровичского края. Расположен в исторической части города, в Доме купца I гильдии М. Я. Шульгина, городского головы (1894—1906 гг.), члена Государственной думы третьего созыва (1907—1911 гг.). Экспозиции насчитывает более 2 тыс. экспонатов, охватывающих период от эпохи неолита до революционных событий 1917 года. Одной из главных достопримечательностей является городской мост — первый арочный мост в России, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построенный в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского. Свято-Духов монастырь был основан в излучине реки Мсты, на северной окраине села Боровичи. Он являлся важным видовым ориентиром в застройке села, а затем города. До 1657 года в монастыре покоились мощи св. Иакова Боровичского.

 

Географическая и климатическая характеристика района

Бассейн р. Мсты почти целиком расположен в северной части Валдайской возвышенности. Река проходит по территории Тверской и Новгородской областей РФ.

Мста берет начало в северной части озера Мстино, в 25 км. севернее Вышнего Волочка (Тверская область), и впадает в Ильмень несколькими рукавами вблизи истока Волхова. Длина Мсты - 445 км., площадь бассейна - 23060 км2.

Наиболее возвышенной является юго-западная часть бассейна, где проходит основная гряда Валдайских гор и расположены Шереховицкие высоты, которые возвышаются над уровнем Ильменя до 250-290 м. К югу и востоку местность понижается, переходя в Валдайское озерное плато и Молого-Мстинскую озерную возвышенность. Нижний участок Мсты длиной около 40 км. расположен в Волховско-Ильменской впадине, представляющей собой заболоченную низину, полого поднимающуюся к верховьям реки. Эта впадина окаймляется полосой равнин - Вишерской, Полометской и Полистской, которые в значительной части покрыты болотными массивами. Далее вверх по течению простирается Валдайская возвышенность.

Длина речной сети бассейна составляет около 3400 км. Нарастание площади водосбора Мсты происходит по всей длине реки довольно равномерно с обеих сторон. Площадь бассейна по правому берегу реи составляет 47,3, по левому - 52,7% (от суммарной площади водосбора без озера Мстино).

Мста имеет около 70 притоков, среди которых наиболее крупные - Цна, Березайка и Уверь. Площадь их водосборов в сумме составляет около 48,5% всей площади бассейна Мсты.

Общий уровень падения Мсты составляет 133,4 м, т.е. 0,3 м на 1 км длины. Истоки Мсты лежат на высоте около 158 м над уровнем моря. Распределение падения по длине реки весьма неравномерно. Наибольший его уровень - на участке от Опеченского Посада до Потерпелицкой пристани, где располагаются Боровичские пороги. Длина участка - около 31,5 км, падение - 65 м, что составляет 2 м на 1 км расстояния. Группа Боровичских порогов, образованная на выходе плотных известняков (около 40 порогов), создает наиболее серьезное препятствие для использования Мсты в судоходстве. Река в районе Опеченского Посада течет очень быстро.

Порожистость является характерной особенностью Мсты, причем наиболее крупные пороги сосредоточены в верхнем течении - на первых 130-140 км.

Глубина реки значительно колеблется. На плесах - 3-5 м, на порогах (в естественном состоянии, без попусков воды) глубина не превышает 0,2-0,4, в нижней части реки - 0,6-1,0 м.

Ширина реки в навигационный период в верховьях составляет около 40 м, в районе Боровичских порогов - 60-80 м. Ниже впадения Волмы, при выходе Мсты в заливные луга, по которым она течет до Ильменя, ширина достигает 100-120 м. Берега ее преимущественно высокие, местами крутые и обрывистые. Река судоходна от Мстинского моста до озера Ильмень.

Дно реки большей частью хрящеватое, усеянное камнями. Преобладают известняки и песчаники, встречаются кварцы. Ниже села Бронницы оно сложено из глинисто-торфяных образований. На всем протяжении Боровичских и большинства других порогов дно реки состоит из плотной известняковой плиты. Вода в реке обычно мутная, так как быстрое течение несет много гальки, песка и ила.

Весенний подъем сопровождается вскрытием реки, происходящим в середине апреля. Спад уровней по времени довольно сильно растягивается и в отдельные годы достигает двух месяцев. Иногда он зависит от попусков воды из водохранилищ. Замерзание реки 30 ноября, вскрытие реки 13 апреля, половодье: Апрель – Май. Температура воды июль  + 18 +20 о С, январь  0  +4 о С. Скорость течения около 3-4 м/с

Климат умеренно-континентальный, характеризуется переходными чертами от континентального климата восточных районов Европейской территории страны к более влажному климату северо-западных районов. Среднее годовое количество осадков колеблется от 550-600 миллиметров в северной части до 450-500 миллиметров, а местами и ниже, в южной части.

 

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статья расходов

На 1 чел., руб.

На 12 чел., руб.

Поезд Москва – Бологое

1300

15600

Продукты

1350

16 200

Медикаменты

163

1950

Автобус Бологое – р. Березайка

300

3600

Автобус Боровичи – Окуловка

223

2676

Поезд Окуловка – Москва

550

6600

Баня

350

3850 (11 чел.)

Текущие расходы

160,50

1926

Итого:

4396,50

52420

 

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут был пройден по запланированному графику и соответствует уровню подготовки участников. Слушатели школы отработали на практике основные навыки и умения, полученные за прошедший учебный период.

Маршрут живописный и богат интересными историческими и природными достопримечательностями.

Первая часть маршрута, проходившая по р. Березайка, дала возможность экипажам сгрестись и отработать слаженность действий.

При низком уровне воды определяющие препятствия не представляют сложности для прохождения и организации учебных занятий, однако на реке увеличивается количество мелководных шиверистых участков.

Погода в районе весьма переменчива, за время похода были солнечные дни, снег, дождь, ночные заморозки и сильный встречный ветер, который существенно снизил скорость перемещения группы.

На протяжении всего маршрута есть возможность аварийной выброски и закупки продовольствия. Магазины есть в д. Березовский рядок, Опеченский посад, Ровное, у пор. Лестница можно заказать баню, 350 руб/чел, от 4 до 10 человек.

Т.к. маршрут весьма популярен, на участке от д. Жадины до г. Боровичи, на стоянках есть проблемы с дровами.

На Большом пороге были замечены змеи, много клещей.

 

Карта активной части маршрута (М 1:200 000)

 

Профиль высот активной части маршрута


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Средняя полоса » Отчет об УТП первого отделения школы БУ 2014 по р. Березайка – р. Мста
" "




© 1972-20.09.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика