реки Аксаут - Б. Лаба (отчет о водном походе V к.с.)

Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Аксаут-Б.Лаба 2005. Отчет о водном походе V к.с., май. Рук. Кривонос А.

Водный поход 5-й к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: Аксаут: 12 км выше пос. Красный Карачай - лесничество. Б. Лаба: пос. Свинячий - пос. Курджиново.
Сроки похода: 28 апреля 2005 года - 9 мая 2005 года
Руководитель: Кривонос А.


реки Аксаут - Б. Лаба (отчет о водном походе V к.с.)

Отчет об укороченном спортивном походе пятой категории сложности по рекам Аксаут и Большая Лаба 28 апреля - 09 мая 2005 года

Руководитель: Кривонос Андрей Владимирович

Маршрутная книжка: 1/4-501

МКК ФСТ ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует заявленной укороченной 5 к.с. и может быть зачтён всем участникам и руководителю с выдачей справок.

Москва 2005


I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

  1. Проводящая организация
  2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
  3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
  4. Подробная нитка маршрута
  5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
  6. Сведения о руководителе и участниках
  7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
  8. Поход рассмотрен МКК

II. Содержание отчета

  1. Общая смысловая идея похода
  2. Варианты подъезда и отъезда
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
  4. Изменения маршрута и их причины
  5. График движения
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
  9. 9. Дополнительные сведения о походе
    9.1. Перечень специального снаряжения
    9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
    9.3. Характеристика средств передвижения
    9.4. Особенности погодных условий
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

III. Отчет подготовлен

Отчёт подготовлен Кривоносом А.В. и Крюковым С.В. Данные метеонаблюдений Алексашиа А.Е. В коррекции отчёта принимал участие Серебренников И.И.

В отчёте использованы фотографии Крюкова С.В., Давыдова В.Н., Кривоноса А.В. и Серебренникова И.И. Съёмку во время похода производили и другие члены группы.

При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные на компьютере программой OziExplorer версии 3.85.4.3. С помощью этой же программы на компьютере были промеряны расстояния между различными точками маршрута.

  • Литература
  • Картографический материал
  • Фотографии
  • Другие отчеты этого автора
  • I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    (Паспорт спортивного похода / путешествия)

    1. Проводящая организация

    Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы, Московской, Калужской и Оренбургской областей. Руководитель - Кривонос Андрей Владимирович.

    2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив
    (место проведения)

    Поход проходил по территории Карачаево-Черкесской Республики в Российской Федерации. Маршрут пролегает по территории Зеленчукского и Урупского административных районов. Географический район - Северный Кавказ.

    3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

    Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
    общая ходовых дней
    Водный Пятая 74 12 7 С 28 апреля по 09 мая 2005 года

    4. Подробная нитка маршрута

    Сплав по реке Аксаут от лесопункта в 12 километрах выше посёлка Красный Карачай до лесничества в 3 километрах выше посёлка Хасаут-Греческое. Сплав по реке Большая Лаба от моста возле посёлка Свинячий в 3 километрах ниже посёлка Загедан до южной окраины посёлка Курджиново.

    5. Определяющие препятствия маршрута

    Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
    Каньон
    "Осыпной",
    р. Аксаут
    4 "сложное" препятствие 2 км Представляет собой ряд порогов, разделённых быстротоками. Пороги имеют большое количество надводных и обливных камней в русле, сливы до 1 метра. Несколько поворотов на протяжении препятствия осложняют определение линии движения сходу. Деревья, низко наклоненные над водой, создают дополнительную сложность. Слалом между камнями. Проходы в большинстве случаев по основной струе. Без просмотра можно идти в случае умения быстро и безошибочно определять линию движения и чётко её выдерживать.
    Каньон "Сосновый", р. Большая Лаба, в том числе пороги

    5 "очень сложное", препятствие

    без порогов - 3 препятствие "средней" трудности

    1,6 км Порог "Прощай, Родина!" находится в начале, а порог "Пронеси, Господи!" - в конце каньона. Между порогами - шиверистый участок с "бочками", валами и обливными камнями. Места для чалки есть за порогом "Прощай, Родина!" на правом берегу и перед порогом "Пронеси, Господи!" на левом берегу. Прохождение каньона требует разведки и организации страховки. Целесообразно проходить пороги по отдельности.
    "Прощай, Родина!" 5 "очень сложное" препятствие Порог представляет собой слив 2,5 метра высотой с "косой" струёй и с большой "бочкой" внизу. В непосредственной близости перед порогом имеются сливы, "бочки" и обливные камни, затрудняющие осуществление намеченной линии движения. Правильная линия движения сильно зависит от уровня воды и технических возможностей экипажей судов и должна определяться при осмотре порога.
    "Пронеси, Господи!" 5 "очень сложное" препятствие Слив более 2-х метров с большого камня с последующей "бочкой". В правой части русла - слив между камнем и каменной стенкой положе, но за ним - большая "бочка". Далее - "желоб" в каменных стенках с большим уклоном и шириной в некоторых местах не более 3-х метров. Перед порогом - поворот реки, "бочки" и надводные камни в русле, что затрудняет правильный заход. В среднюю воду целесообразен уход от "бочки" у правого берега, для этого необходим "прыжок" в середине слива. Далее - прямое прохождение по "желобу", недопущение разворота судна, удара о скальные берега и "затаскивания" на них.
    Каньон "Малый Блыб", р. Большая Лаба 4 "сложное" препятствие 700 м Мощная шивера с "бочками" и обливными камнями. В некоторых местах "бочки" через всё русло. Заканчивается сливом около 1,5 метров между скальных стенок за которым - мощная "бочка". При средней воде имеется проход слева от "бочки" у скальной стенки. Манёвр между камнями и "бочками". Обход слева "бочки" после ключевого слива.
    Каньон "Солёные Скалы", р. Большая Лаба, в том числе пороги

    5 "очень сложное", препятствие

    без порогов - 4 "сложное" препятствие

    3 км Препятствием в каньоне является последовательность обливных и полуобливных камней и каменных плит, "бочек", валов. Довольно большой уклон. В некоторых местах картина осложняется поваленными деревьями и застрявшими брёвнами. Каньон требует разведки и страховки. При движении необходим энергичный манёвр между камнями и "бочками". Кое-где "бочки" необходимо "пробивать".
    "Кирпич" 5+ более чем "очень сложное" препятствие Порог образован упавшей с левого берега скалой, перегородившей половину русла. На упавшую скалу нанесены брёвна. В оставшейся правой части русла - большое падение воды, последовательно несколько больших "бочек", камни - "зубья". Во время описываемого похода дело осложнялось полуобливным бревном, застрявшем в узком месте прохода. Для прохождения требуется очень энергичная работа по уходу от навала на каменный "зуб" и бревно, пробивание последовательности "бочек".
    "Затычка" 5+ более чем "очень сложное" препятствие Много камней, перегораживающих русло. Между камней - сливы. В зависимости от уровня воды некоторые камни могут быть надводными или обливными. Успешный манёвр затруднён силой потока и малым расстоянием между камнями. Путь прохождения зависит от уровня воды.

    Категория трудности препятствий определена согласно "Таблице оценки трудности водных препятствий", приведённой в приложении 4 к "Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника" и в приложении 4 к "Единой Всероссийской классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)". Названные документы опубликованы в сборнике нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. "Русский турист", выпуск седьмой, Москва 2001 г., страницы 21-35 и 36-51 соответственно.

    Таблица оценки трудности водных препятствий (извлечение)

    Категория
    трудности
    Характеристика препятствия Характеристика линии движения
    3 Препятствие "средней" трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с. Линия движения видна с воды, легко выдерживается.
    4 "Сложное" препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами 1 - 1,5 м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с. Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.
    5 "Очень сложное" препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные "бочки", сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями 4 к.т. препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2 - 2,5 м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с. Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

    6. Сведения о руководителе и участниках


    п/п
    Фамилия, Имя,
    Отчество
    Туристическая
    подготовка
    Телефон,
    E-mail
    Обязанности в группе,
    средство сплава
    1 Кривонос
    Андрей
    Владимирович
    Урик (5У),
    Танымас - Кудара - Бартанг (5У),
    Катунь (4Р)
    д. (495)-704-05-76,
    a_krivonos@mail.ru
    Руководитель,
    фотооператор,
    катамаран 2-ка "Кулик", капитан
    2 Давыдов
    Владислав
    Николаевич
    Б.Инзер - М.Инзер - Лемеза (3У),
    Катунь (4У)
    - Фото-видеооператор,
    катамаран 2-ка "Кулик"
    3 Крюков
    Сергей
    Владимирович
    Она (4У),
    Ока Саянская (4У),
    Катунь (4У),
    - Штурман,
    фотооператор,
    катамаран 2-ка "Рафтмастер", капитан
    4 Басова
    Анна
    Борисовна
    Она (4У),
    Б.Зеленчук (3 с эл. 4У),
    Катунь(4У)
    - Медик,
    катамаран 2 ка "Рафтмастер"
    5 Серебренников
    ИгорьИванович
    Умба (3Р),
    Чирко-Кемь (3Р),
    Кинзелюк - Кизир (4У)
    - Фотооператор,
    катамаран 2-ка "Красное Солнышко"-макси, капитан
    6 Алексашин
    Андрей
    Евгеньевич
    Кубань (3 с эл. 4У) - Метеоролог,
    катамаран 2-ка "Красное Солнышко"-макси
    7 Шупта
    Анна
    Владимировна
    Она (4У),
    Кубань (3 с эл. 4У)
    - Начфин,
    катамаран 2-ка "Красное Солнышко"-мини, капитан
    8 Спиридонов
    Николай
    Викторович
    Кубань (3 с эл. 4У),
    Катунь (4У)
    - Рем. мастер,
    катамаран 2-ка "Красное Солнышко"-мини

    В заявочных документах в группу входил также экипаж катамарана 2-ки в составе Грашина Александра Игоревича и Бреженко Евгении Александровны. Однако принять участие в походе они не смогли. Это было указано в телеграмме в адрес МКК о выходе группы на маршрут.

    Кроме основного состава группы, указанного выше, в походе принимала участие подгруппа из 4-х человек на катамаране 4-ке "Рафтмастер". Совместное прохождение маршрута с этой подгруппой было оговорено заранее при подготовке похода. Подгруппа имела независимые раскладку и общественное снаряжение. Под общим руководством были вопросы стратегии прохождения маршрута, в том числе заброски и переезда с реки на реку, а также тактики движения и прохождения препятствий, в том числе организации страховки. Подгруппа не оформляла маршрутные документы. Включение подгруппы в состав основной группы при оформлении заявочных документов не производилось по следующим причинам. Во-первых, два человека из экипажа 4-ки "Рафтмастер" не имели необходимого "формального" туристского опыта. На проведение "легализации" имеющегося опыта времени не было. Во-вторых, перед тем как присоединиться к основной группе экипаж 4-ки "Рафтмастер" в составе другой группы планировали пройти интересные места на реках Зеленчук и Кубань. Возникновение проблем на этом маршруте вызывало бы сложности при проведении описываемого похода.

    Состав подгруппы - экипаж катамарана 4-ки "Рафтмастер"


    п/п
    Фамилия, Имя,
    Отчество
    Туристическая
    подготовка
    Телефон,
    E-mail
    Обязанности в группе,
    средство сплава
    9 Захаров
    Дмитрий
    Валерьевич
    Она (4У),
    Зеленчук-Аксаут-Кубань (3 с эл.4У)
    - капитан
    10 Новый
    Дмитрий
    Владимирович
    Она (4У),
    Зеленчук-Аксаут-Кубань (3 с эл.4У)
    - матрос
    11 Столяров
    Андрей
    Анатольевич
    Мзымта (3 с эл.4У) - матрос
    12 Максимова
    Ольга
    Викторовна
    Зеленчук-Аксаут-Кубань (3 с эл.4У) - завхоз

    7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

    Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, дом 17.

    Имеется более 400 фотографий и около часа цифровой видеозаписи.

    8. Поход рассмотрен МКК

    Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы (Код 177-00-56666252).


    II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

    1. Общая смысловая идея похода

    Поход задумывался как тренировочный перед летним походом 5 категории сложности.

    Географический район Северный Кавказ наиболее удобен жителям Центральной России для проведения водных походов в начале мая и поэтому изобилует туристами в это время.

    В выбранном географическом районе связка рек Аксаут и Большая Лаба лучше всего подходит для подготовки к походу 5 категории сложности, поскольку Аксаут позволяет для начала неплохо "размяться" и к тому же имеет препятствия 4 категории трудности, а Большая Лаба даёт возможность попробовать себя в препятствиях 5 категории трудности.

    2. Варианты подъезда и отъезда

    До мест начала сплава на реках Аксаут и Большая Лаба можно доехать на нанятом автотранспорте. Общественный транспорт до этих уголков Карачаево-Черкесской Республики не доходит. До реки Аксаут ближе добираться от города Невинномысск, а от Большой Лабы ближе до Армавира.

    Нами для "заброски" и "переброски" был использован дизельный автомобиль на базе ГАЗ 66, оборудованный для перевозки людей (с тентом и с лавками). Водитель - Виктор Заверза , проживает в Невинномысске, домашний телефон 8 865 54 6 94 97.

    Из посёлка Курджиново (конец маршрута на Большой Лабе) можно уехать общественным транспортом, но он ходит пару раз в день. Нами использовались нанятые легковые машины, одна из которых была с прицепом. Хозяин другой машины - Стебельский Виктор Степанович, мобильный телефон 8 918 162 38-59.

    Через Армавир и Невинномысск проходит большое количество поездов кавказского направления. Кроме того, через Армавир, в котором имеется два железнодорожных вокзала, идут поезда до Адлера.

    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

    По всему маршруту вдоль рек Аксаут и Большая Лаба идут дороги. Несколько раз в день по ним ходят лесовозы. Помимо этого, по дороге вдоль Большой Лабы ездят машины пограничников. Во время "майских праздников" по дорогам вдоль рек перемещаются "караваны" автотранспорта с туристами. Поэтому, в случае экстренной необходимости, покинуть маршрут не представляет проблемы.

    Полноценного запасного варианта данному маршруту нам не удалось подобрать. Замена Аксаута на Зеленчук или Кубань упростит маршрут. Замена Большой Лабы на адыгейскую Белую значительно усложнит его, а на Малую Лабу - создаст кроме сложностей с пограничной зоной дополнительные сложности с оформлением пребывания в заповеднике.

    4. Изменения маршрута и их причины

    В основном маршрут был пройден по заявленному варианту. Начало сплава по реке Аксаут ниже посёлка Рудничный было предусмотрено в заявочных документах на случай недостаточного уровня воды. Окончание сплава по реке Аксаут несколько раньше посёлка Хасаут-Греческое (3 км), а также начало сплава по реке Большая Лаба чуть ниже посёлка Загедан (3 км) обусловлено удобством организации мест для ночёвок и для "антистапеля"/стапеля, а также отсутствием определяющих препятствий на этих "пропущенных" небольших участках.

    5. График движения

    Дни
    пути
    /
    Хо-
    до-
    вой
    день
    Дата Участок пути Протя-
    жен-
    ность, км
    ЧХВ Определяющие и предопределя-
    ющие препятствия на участке
    Метеоусловия
    1 - 3/- 28.04 - 30.04 Поезд от города Москвы до города Невинномысска 1460 28 ч
    42 мин
    - -
    3/1 30.04 втотранспорт от города Невинномысск до начала сплава по реке Аксаут 195 5 ч
    40 мин
    - Солнечно,
    t 9:00 воздух = +12 C, t 9:00 вода = +3 C, t 18:30 воздух = +17 C, t 18:30 вода = +9 C. Ночь - сильный дождь.
    Лесопункт в 12 км выше посёлка Красный Карачай - летник в 3 км выше посёлка Красный Карачай 9 1 ч
    30 минут
    4/2 01.05 Летник в 3 км выше посёлка Красный Карачай - за каньоном "Осыпной" (ур. Бол. Карчама на левом берегу) 15 2 ч
    30 мин
    Пороги
    "Слалом" (3 к.т.),
    "Корнет" (3 к.т.) и "Мустанг" (3 к.т.), каньон "Осыпной" (4 к.т.)
    С утра солнечно,
    t 7:00 воздух = -3 C, t 7:00 вода = +2 C, к обеду пасмурно, дождь t 21:00 воздух = +5 C, t 21:00 вода = +7 C.
    5/3 02.05 Ур. Бол. Карчама на левом берегу - лесничество в 3 км выше посёлка Хасаут-Греческое 10 1 ч
    30 мин
    Каньоны
    "Красный" (3 к.т.) и "Два Моста" (3 к.т.), пороги "Поцелуй Чаниты" (3 к.т.), "Крокодил" (3 к.т.) и "Сюрприз" (3 к.т.)
    Пасмурно, дождь, t 9:00 воздух = +8 C, t 9:00 вода = +4 C, t 21:00 воздух = +5 C, t 21:00 вода = +6 C.
    6/- 03.05 Автотранспорт от лесничества у посёлка Хасаут-Греческое до начала сплава по реке Большая Лаба 140 6 ч - Пасмурно, дождь,
    t 7:30 воздух = +3 C, t 7:30 вода р. Аксаут = +4 C, t 21:00 воздух = +3 C, t 21:00 вода р. Б.Лаба = +4 C.
    7/4 04.05 Мост через р. Большая Лаба у посёлка Свинячий - конец каньона "Сосновый" 9 1 час Каньон "Сосновый", в том числе пороги "Прощай, Родина!" (5 к.т.) и "Пронеси, Господи!" (5 к.т.) Пасмурно, дождь, t 8:00 воздух = +2 C, t 8:00 вода = +4 C, t 21:00 воздух = +5 C, t 21:00 вода = +4 C.
    8/5 05.05 Конец каньона "Сосновый" - мост Верх. Солёновский (начало каньона "Солёные скалы") 7 30 минут Каньон "Малый Блыб" (4 к.т.) Пасмурно, дождь,
    t 8:00 воздух = +3 C, t 8:00 вода = +4 C, t 21:00 воздух = +7 C, t 21:00 вода = +6 C.
    9/6 06.05 Мост Верх. Солёновский - 1,5 км ниже посёлка Рожкао (урез воды 927 м) 9 1 час Каньон "Солёные Скалы" (4 к.т.) {без порогов "Кирпич" (5+ к.т.) и "Затычка" (5+ к.т.)} Солнечно,
    t 7:00 воздух = +3 C, t 7:00 вода = +4 C, t 21:00 воздух = +12 C, t 21:00 вода = +8 C.
    10/7 07.05 1,5 км ниже посёлка Рожкао - южная окраина посёлка Курджиново 15 1 ч
    15 мин
    "Четвёртый Каньон" (3 к.т.) Переменная облачность,
    временами небольшой дождь,
    t 8:00 воздух = +9 C, t 8:00 вода = +5 C, t 14:00 воздух = +18 C, t 14:00 вода = +8 C.
    Автотранспорт от посёлка Курджиново до города Армавира 150 2 ч
    30 мин
    11-12/- 08.05 - 09.05 Поезд от города Армавира до города Москвы 1380 29 ч
    13 мин
    - -
    Итого активным способом передвижения: 74 9 ч
    15 мин
    -

    * - расстояния активной части похода измерены на ПЭВМ в программе OziExplorer версии 3.85.4.3 по "привязанным" отсканированным картам 1:100000 с использованием точек, "взятых" на местности прибором спутниковой навигации GPS;

    - расстояния по железной дороге взяты для маршрутов конкретных поездов с http://train.mza.ru

    6. Техническое описание

    28 апреля 2005 года. Четверг. Первый день пути.

    Отправление группы из Москвы с Казанского вокзала поездом № 034СЭ Москва-Владикавказ в 21:12.

    29 апреля 2005 года. Пятница. Второй день пути.

    Проезд в поезде.

    30 апреля 2005 года. Суббота. Третий день пути. Первый ходовой день.

    Прибыли в город Невинномысск по расписанию в 01:54.

    В 2:20 выехали на ожидавшей нас машине. В 5 часов утра пытались дать телеграмму о выходе на маршрут из станицы Зеленчукская, но рабочий день телеграфа здесь начинается в 6:00. Телеграмму дал водитель на обратном пути. В 5:50 были около лесничества за посёлком Хасаут-Греческое. Здесь нас ждала подгруппа - экипаж катамарана 4-ки "Рафтмастер". В половине восьмого утра проехали посёлок Красный Карачай и без четверти восемь оставили экипаж катамарана 4-ки около разрушенного моста и летника сразу за левым притоком Аксаута - р. Облчад. Для 4-ки подъём выше по течению мог создать проблемы с проходимостью судна. В 8:40 окончили "заброску" у лесопункта (Фото. 1) выше отмеченного на карте уреза воды 1648 м. Дальше подниматься и для катамаранов 2-ек стало рискованно: уровень воды стал недостаточен.

    До 16 часов производили сборку судов, переупаковку вещей.

    Порядок движения судов в этот день: 2-ка "Рафтмастер", "Кулик", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини. Характер реки - протоки между островов ("разбои"), перекаты, прижимы, в некоторых местах - частичные завалы. Произвели обнос полного завала (Фото. 2).

    17:50 окончили сплав первого дня около разрушенного моста, там, где был оставлен экипаж 4-ки "Рафтмастер". Лагерь был поставлен на правом берегу: по левому идёт дорога.

    Отбой в 21 час.

    01 мая 2005 года. Воскресенье. Четвёртый день пути. Второй ходовой день.

    Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00.

    Выход в 10:20. Порядок движения судов: 4-ка "Рафтмастер", "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини.

    Порог "Слалом" по описаниям начинается сразу от места начала сплава в этот день (за разрушенным мостом) и тянется на 2 км. В нашу воду этот порог представлял собой шиверу с большим количеством надводных и обливных камней (Фото. 3, катамараны 2-ка "Рафтмастер" и "Красное Солнышко"-макси). Проходили походной колонной без просмотра - линия движения "читается" с воды, времени для манёвра достаточно. Местом окончания порога считается впадение правого притока - р. Марка. Вскоре за притоком прошли посёлок Красный Карачай. В районе посёлка дорога переходит с левого берега на правый.

    Порог "Корнет" оказался неразличим среди постоянной шиверы.

    Два раза делали остановки по 15-20 минут.

    Порог "Мустанг" шли сходу. От общего фона порог отличается большим уклоном, более ярко выраженными сливами, нагромождением надводных камней. Линия движения определяется с наплыва и при слаженной работе вполне может быть выдержана. На фотографии 4 запечатлён экипаж катамарана 2-ка "Рафтмастер" в районе после порога "Мустанг".

    За порогом "Мустанг" группа столкнулась с новым препятствием. Сразу за перекатом с левого берега на правый с правого берега в воду уходил ствол поваленной берёзы, перегораживающий 2/3 русла. Основной поток шёл под берёзу. Катамаран 4-ка "Рафтмастер" успешно прошёл это препятствие, сделав "балеринку" (разворот на 360 ) у левого берега, и зачалился к правому берегу для страховки. Экипаж катамарана "Кулик" при прохождении переката не обратил внимания на поваленное бревно, а когда перекат был пройден, выполнить манёвр для ухода уже не удалось. Катамаран застрял под бревном. Вытравив часть воздуха из баллонов, экипажу удалось протолкнуть катамаран под бревном, а самим по бревну выбраться на берег. "Кулик" был зачален страхующей 4-кой "Рафтмастер". Экипаж катамарана 2-ки "Рафтмастер", наблюдая злоключения "Кулика", "проскрёбся" по краю отмели как можно дальше от бревна и зачалился на правый берег. Катамаран "Красное Солнышко"-макси попал под бревно и перевернулся. Экипаж самостоятельно выбрался на берег после короткого самосплава. Перевёрнутый катамаран застрял под бревном. Катамаран "Красное Солнышко"-мини успешно обошёл опасное место.

    Перевёрнутый катамаран "Красное Солнышко"-макси был вытащен из-под бревна при помощи верёвки. Общими усилиями удалось столкнуть ствол берёзы в воду, устранив тем самым неожиданное препятствие. Травм и материальных потерь от возникшей нештатной ситуации не было.

    Принимая во внимание время (13 часов), на месте непредвиденной остановки был организован обед.

    Вышли с обеда в 15:15 часов. Через 1,5 км за автомобильным мостом, по которому дорога переходит на левый берег, начинается каньон "Осыпной". Шли сходу. Сложность каньона выше, чем у ранее пройденного в этот день. Для некоторых экипажей прохождение такого препятствия без разведки оказалось непростой задачей.

    В последней части каньона большая часть русла реки с основной струёй была перегорожена берёзой, низко наклоненной над водой. Под берёзой торчал каменный "зуб" (Фото. 5). Катамараны 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик", успешно сманеврировав, обошли каменный "зуб" справа и прошли под концами веток берёзы. Экипаж 2-ки "Рафтмастер" на коротком участке после последнего поворота не успел отработать вправо, левый баллон натащило на каменный "зуб", катамаран развернуло и он прошёл под более густыми ветками дерева. Оба катамарана "Красное Солнышко" успешно миновали дополнительное препятствие. На фотографии 6 катамаран "Красное Солнышко"-мини выходит из каньона "Осыпной" (на заднем плане видна наклоненная берёза). В целом каньон "Осыпной" был пройден группой безаварийно.

    Встали на стоянку в 15:50 за каньоном "Осыпной" на левом берегу.

    Отбой в 23 часа.

    02 мая 2005 года. Понедельник. Пятый день пути. Третий ходовой день.

    Общий подъём в 7:00. В 9:30 были полностью готовы к сплаву. До 11 часов производили осмотр и фотографирование каньона "Осыпной".

    Начало сплава в 11:00. Порядок движения в этот день: 4-ка Рафтмастер", 2-ка "Рафтмастер", "Красное солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, "Кулик". В 11:08 зачалились на левый берег перед каньоном "Красный". На фотографии 7 четвёрка "Рафтмастер" проходит первый слив каньона "Красный".

    Дальнейшую часть каньона "Красный" шли сходу.

    Под автомобильным мостом каньон "Красный" переходит в каньон "Два Моста". По мосту дорога возвращается на правый берег. Под мостом - слив с "бочкой" и небольшой прижим к левой опоре. Это самое сложное препятствие каньона. За мостом - настоящий каньон с отвесными скальными стенками. Чалились на левый берег в 100 метрах до моста. Осмотрели с моста "бочку" и каньон, организовали фотосъёмку под мостом.

    На фотографии 8 катамаран "Красное Солнышко"-макси проходит "бочку" под мостом в начале каньона "Два Моста".

    После похождения каньона катамараны чалились к левому скальному берегу в улова и ожидали подхода остальных.

    Порог "Поцелуй Чаниты" на общем фоне шивер выделить не удалось.

    Порог "Крокодил" представлял собой слив около 0,5 метра. Экипаж катамарана 2-ки "Рафтмастер" после прохождения слива зачалился и показывал другим катамаранам более удобный путь прохождения - у левого берега.

    Порог "Сюрприз" представлял собой шиверу, выделяющуюся несколько большей силой на общем шиверистом фоне реки, с прижимом к правому берегу. Проходили походной колонной.

    В 13 часов зачалились на правый берег в 200 метрах от лесничества. Поставили лагерь на полочке над дорогой. Баллоны катамаранов отвязали от рам и свернули. Рамы связали вместе - подготовили к перевозке на крыше автомобиля. Катамаран "Кулик" был разобран полностью.

    Отбой в 21 час.

    03 мая 2005 года. Вторник. Шестой день пути. Четвёртый день "на природе".

    Общий подъём в 6:30.

    В 8:20 выехали (машина прибыла с вечера). В станицах Кардоникская и Зеленчукская закупали на базарах продукты в дорогу. Несколько раз делали "технические" остановки по 3 - 5 минут. В 13 часов на 5 минут останавливались для осмотра у порога "Затычка" на реке Большая Лаба. В 14:30 переехали Большую Лабу по мосту у посёлка Свинячий в 3 километрах от посёлка Загедан. Руководствуясь отчётами прошлых лет, дальше не поехали, поскольку там плохие места для стоянок, а препятствий, заслуживающих внимания, нет. Разбили лагерь на правом берегу чуть ниже моста. На фотографии 9 - выгрузка из машины, на заднем плане - мост.

    Выдержали визит пьяных лесорубов. Затем подверглись проверке со стороны пограничников. Наряд из трёх вооружённых автоматами военнослужащих попросил предъявить паспорта и пропуска в погранзону. После проверки документов и сверки по радиосвязи с погранзаставой номеров пропусков, пограничники удалились.

    Проводили сбор катамаранов, подготовку к сплаву, обсуждение тактики движения на следующий день.

    Отбой в 21:30.

    04 мая 2005 года. Среда. Седьмой день пути. Четвёртый ходовой день.

    Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 10:15. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, 4-ка "Рафтмастер".

    Прошли "бочки", валы, прижимы - "фон" 3 категории трудности. Мощь Большой Лабы в сравнении с Аксаутом сразу чувствуется. В 10:50 зачалились на левый берег напротив опор разрушенного моста на правом берегу. Ориентир очень заметный, мимо пройти невозможно. В некоторых лоциях утверждается, что здесь начало каньона "Сосновый". Приняв это во внимание, произвели просмотр. Выяснили, что чалка у разрушенного моста была преждевременной, поскольку через 700 метров после, за левым поворотом, находится большая поляна на левом берегу. Это верхняя стоянка каньона, на ней был разбит лагерь нескольких групп. В 11:20 перечалили катамараны на эту поляну, начали обнос вещей. Дорога проходит над рекой, но из-за деревьев большую часть каньона не видно.

    За каньоном установили лагерь на полочке между дорогой и рекой. Это нижняя стоянка каньона. Здесь много групп, и для того, чтобы "застолбить" место установили палатки.

    Взяв фото-видео аппаратуру и аптечку начали движение вверх по каньону с одновременным просмотром. По дороге наметили место установки катамарана для "нижней" страховки - за порогом "Пронеси, Господи!". Большую часть каньона осмотрели снизу, от воды.

    Экипаж катамарана "Красное Солнышко"-макси обнёс катамаран и в 14:40 встал на "нижнюю" страховку в намеченном месте. Остальные экипажи перечалили катамараны на песчаный пляж правого берега перед порогом "Прощай, Родина!". Первым готовился проходить порог "Прощай, Родина!" катамаран 4-ка "Рафтмастер". Для страховки катамарана 4-ки одного катамарана 2-ки было недостаточно. Поэтому катамараны 2-ка "Рафтмастер" и "Красное Солнышко"-мини были занесены по правому берегу за порог и установлены для страховки с воды. Экипаж катамарана "Кулик" осуществлял видеосъёмку и страховку спасконцом со скалы над "бочкой" порога "Прощай, Родина!". Кроме того, дополнительная страховка спасконцом была установлена параллельной группой чуть ниже порога, но перед страховкой с воды. Затем эта группа воспользовалась нашей страховкой при прохождении порога. Страхующий со скалы над "бочкой" одновременно выполнял роль сигнальщика, поскольку его видели и стартующие экипажи и остальная страховка.

    Катамаран 4-ка "Рафтмастер" успешно прошёл порог, энергично пробив "бочку" у левого берега. На фотографии 10 "Рафтмастер" на заходе в порог. Имеется видеосъёмка прохождения.

    Произвели перегруппировку. Катамаран 4-ка "Рафтмастер" встал на страховку. Экипаж 2 ки "Рафтмастер" занялся страховкой спасконцом, фото и видеосъёмкой. Пропустили несколько катамаранов других групп. Страховка "отловила" каякера, не сумевшего в очередной раз встать после главного слива.

    Катамаран "Кулик" проходил порог "Прощай, Родина!" ближе к скале правого берега. В нашу воду в этом месте "бочка" была не такая "злая". На фотографии 11 запечатлён "Кулик" в пороге.

    Затем произошёл переворот в пороге катамарана 2-ки из другой группы. Одного из гребцов вытащили спасконцом, а за другим пошёл в вдогонку катамаран 4-ка "Рафтмастер". Человек был вытащен на катамаран. "Рафтмастер" зачалился на правый берег в середине каньона не доходя до места на левом берегу, откуда стартуют в порог "Пронеси, Господи!".

    Все суда успешно прошли каньон и зачалились на левый берег перед порогом "Пронеси, Господи!". Установили страховку спасконцом после порога (страховка с воды ниже порога стояла с начала прохождения каньона), двух сигнальщиков на повороте реки и фотосъёмку. В дальнейшем, страховка спасконцом была заменена на страховку с воды, а в качестве сигнальщиков использовались члены других групп. Съёмка последних экипажей своими фотоаппаратами на производилась.

    Все экипажи безаварийно прошли порог, "прыгая" в основной слив по центру. На фотографии 12 - "Кулик" перед главным сливом порога "Пронеси, Господи!".

    У некоторых экипажей сложность вызвало удержание катамарана на ровном курсе в узком скальном коридоре порога: катамараны либо начинало крутить, либо прижимать к стенке. Суда, прошедшие порог, пополняли страховку. "Кулик" помогал чалить перевёрнутый катамаран 2-ку другой группы. Окончили прохождение каньона в 17:20.

    Обед. Затем ужин.

    Отбой в 22 часа.

    05 мая 2005 года. Четверг. Восьмой день пути. Пятый ходовой день.

    Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 10:15. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, 4-ка "Рафтмастер".

    В 10:25 зачалились перед каньоном "Малый Блыб". Произвели осмотр каньона. Обнести вещи. Занесли катамаран "Красное Солнышко"-макси и поставили на страховку за каньоном. Над ключевым местом каньона - сливом в скальном сужении с "бочкой" - выставили страховку спасконцом. Здесь же установили фото и видеооператоров. Проходили каньон поочерёдно, меняя страховку и фото-видеооператоров. На фотографиях 13 - 15 запечатлены катамараны при прохождении каньона "Малый Блыб".

    При прохождении каньона суда делали манёвр от берега к берегу для ухода от надводных и обливных камней, "бочек". В случае невозможности обхода приходилось пробивать "бочки". Каньон был пройден безаварийно. Закончили прохождение в 13:20.

    Между каньоном "Малый Блыб" и каньоном "Солёные Скалы" прошли шиверистый участок с валами до 1 метра. В 13:50 встали на стоянку на правом берегу за Верхним Солёновским мостом.

    В 16:30 начали осмотр каньона "Солёные Скалы". В пороге "Кирпич" наблюдали, как экипаж спасает остатки разбитого катамарана 4-ки, который попал в пороге под полуобливное бревно. В 19:20 вернулись в лагерь после окончания осмотра каньона.

    Отбой в 22 часа.

    06 мая 2005 года. Пятница. Девятый день пути. Шестой ходовой день.

    Общий подъём в 6:00. В 8:00 начали обнос вещей. В 9 часов вещи были оставлены на небольшой "полочке" между порогами "Кирпич" и "Затычка" около скалы "Каменный Стог" под присмотром другой группы.

    Начали подготовку к прохождению участка от начала каньона до порога "Кирпич". Установили для страховки 4 спасконца. Организовали фото и видеосъёмку. Определили порядок прохождения первой части каньона, порядок смены страховки и фото-видеооператоров. Аптечка была спрятана в конце намеченного к прохождению участка.

    Первым проходил начало каньона "Солёные Скалы" катамаран 4-ка "Рафтмастер" (Фото. 16). После успешного прохождения "Рафтмастер" встал на страховку. После этого страховка спасконцами была снята. Дальнейшее прохождение участка каньона производилось с десятиминутным интервалом между судами.

    Следующим проходил первую часть "Солёных Скал" катамаран "Кулик" (Фото. 17). Затем - катамаран "Красное Солнышко"-мини. После этого прохождение производил катамаран 2-ка "Рафтмастер" (Фото. 18). Завершал прохождение начала каньона "Солёные Скалы" катамаран "Красное Солнышко"-макси (Фото. 19). Прохождение производилось с уходом от "бочек" и надводных камней. "Бочки", которые обойти было невозможно, "пробивались". Все экипажи успешно прошли намеченный участок каньона и зачалились к левому берегу перед порогом "Кирпич".

    В 12 часов начали обнос судов за порог "Кирпич". Были обнесены "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини и 2-ка "Рафтмастер". Экипажи катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" решали вопрос о возможности прохождения порога.

    В это время катамаран 4-ка из другой группы начал прохождение порога "Кирпич". После входа в порог экипаж не смог отработать влево и катамаран затащило под полуобливное бревно. Одного из членов экипажа зажало между бревном и катамараном. Ситуация была осложнена тем, что, как потом выяснилось, ни у кого из команды не было стропорезов и поэтому отсутствовала возможность разрезать баллоны катамарана и упоры чтобы освободить тем самым своего товарища. Человека удалось спасть просто чудом, развязав под напором водяного потока упоры и освободив гребца от спасжилета. Все попытки спасти катамаран ни к чему не привели. В дальнейшем обломки катамарана были вымыты из-под бревна и ушли вниз по течению.

    Пронаблюдав эту (вторую за два дня) аварию в пороге "Кирпич" и приняв во внимание, что на левых баллонах катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" работают не самые сильные члены экипажей, а именно от работы "левых" в большей степени зависит успех прохождения, было решено обнести и эти катамараны за порог.

    Проходить нижнюю часть каньона решил только экипаж катамарана "Кулик". Остальные экипажи отнесли свои суда до стоянки у скалы "Каменный Стог". За этой скалой был установлен катамаран "Красное Солнышко"-мини для страховки с воды. Было оговорено время старта - 13:45. "Кулик" проходил нижнюю часть каньона придерживаясь правого берега. Чтобы не прыгать с большой каменной плиты, занимающей 2/3 русла, была сделана намеченная при осмотре "балеринка" у правого берега. В последнем сливе с "бочкой" около скалы "Каменный Стог" из упоров катамарана выпал матрос. Самосплав был недолог: страхующий катамаран принял пострадавшего на борт. "Кулик" помогли зачалить спасконцом.

    После этого катамаран "Красное Солнышко"-мини принимал участие в переправе с противоположного берега экипажа разбитой в "Кирпиче" 4-ки.

    Экипаж катамарана 4-ки "Рафтмастер" на этом решил закончить свой маршрут.

    В 14:50 обед.

    При нашей воде порог "Затычка" был труднопроходим (Фото. 20). Вероятность его безаварийного преодоления для экипажей нашей группы была оценена ниже 50%. И хотя за порогом хорошо выставляется страховка, его всё же решили обнести.

    До 15:40 обносили катамараны и вещи за порог "Затычка". Пока другие экипажи увязывали вещи, экипаж катамарана "Красное Солнышко"-мини зачалил перевёрнутый катамаран другой группы, идущий без гребцов. Этот "Летучий Голландец" самостоятельно прошёл порог "Затычка". Как потом выяснилось, судно потерпело аварию в "бочке" у скалы "Каменный Стог", гребцов вытащили спасконцами.

    Стартовали от "Затычки" в 16:45. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини. Проходили ряд препятствий 2 - 2+ категории трудности: прижимы, поганки. В 17 часов прошли посёлок Рожкао. В 17:20 встали на стоянку на левом берегу не доходя до левого притока - р. Нефтяная.

    Отбой в 22 часа.

    07 мая 2005 года. Суббота. Десятый день пути. Седьмой ходовой день.

    Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 9:45.

    Порядок движения тот же, что и вечером предыдущего дня. Проходили "Четвёртый Каньон", шиверистые участки, "разбои". Всё шли сходу. Делали остановку на 10 минут. В 11:10 окончили маршрут в посёлке Мостовая Поляна на правом берегу. Напротив - на левом берегу - южная оконечность посёлка Курджиново. Раньше их соединял автомобильный мост. Сейчас он разрушен.

    Разбирали суда, сушили и переупаковывали вещи.

    В Армавир выехали в 17:10 на двух легковых машинах, одна из которых была с прицепом. Машины из Курждиново, договорились с водителями через жителей посёлка Мостовая Поляна. В 19:50 прибыли на железнодорожный вокзал "Армавир Р".

    08 мая 2005 года. Воскресенье. Одиннадцатый день пути.

    Отправление поезда № 027 Кисловодск-Москва в 01:35. Поезд идёт через Украину, поэтому не давали скучать таможенники и пограничники.

    09 мая 2005 года. Понедельник. Двенадцатый день пути.

    Прибытие в Москву на Курский вокзал без опозданий, в 6:48.

    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

    Кроме естественных препятствий, являющихся определяющими для данной категории сложности, которые описаны в разделе 5 "Определяющие препятствия маршрута" первой части отчёта и в разделе 6 "Техническое описание прохождение группой маршрута" второй части отчёта, опасность в этом географическом районе представляют обвалы, сели и оползни. Так, от большого количества осадков, через несколько дней после того, как группа переехала с Аксаута на Большую Лабу, в ущелье, по которому протекает Аксаут, сошёл селевой поток. Кроме того, в горных реках вообще и на реках данного маршрута в частности, иногда случается резкий подъём уровня воды, достигающий полутора метров. Эти факторы следует учитывать при выборе мест стоянок.

    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

    Очень красива природа района, по которому пролегает маршрут. В начале мая горные вершины покрыты снегом, что придаёт пейзажам особый величественный вид. В это время года цветут многие растения, ещё больше украшая окружающие виды.

    На правом берегу в районе каньона "Два Моста" на реке Аксаут имеется обелиск -памятник погибшим здесь в боях за оборону Кавказа во время Великой Отечественной войны.

    В районе "Четвёртого Каньона" на реке Большая Лаба можно наблюдать левый берег, покрытый налётом "ржавчины". В этом месте раньше находился железный рудник.

    9. Дополнительные сведения о походе

    9.1. Перечень специального снаряжения

    № п/п Наименование Количество, шт.
    Групповое На группу
    1 Катамаран двухместный в комплекте с дюралевой рамой 4
    2 Катамаран четырёхместный в комплекте с дюралевой рамой 1
    3 Спасательный конец ("морковка") 5
    4 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью, запасное 6
    Личное на участника
    7 Каска сплавная 1
    8 Спасательный жилет надувной 1
    9 Гидрокостюм неопреновый "мокрого" типа 1
    10 Обвязка грудная с "поводком" и карабином 1
    11 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 1

    9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

    Для фиксации мест стоянок и препятствий использовался прибор спутниковой навигации GPS "Garmin-12".

    Для распилки дров использовалась пила-цепь, которая весит 0,26 кг.

    Фотографии были отсняты двумя фотоаппаратами Olympus m-jum в брызгозащитном исполнении, фотоаппаратом Canon Prisma AS-1 для подводных съёмок (до 5 метров) и фотоаппаратом Nikon F65 с объективами Nikon AF NIKKOR 28-80mm 1:3.3-5.6G и Nikon AF NIKKOR 70-300mm 1:4-5.6G.

    Для видеосъёмки использовалась цифровая камера Sony, производящая запись на мини DVD-диски.

    9.3. Характеристика средств передвижения

    В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава.

    1. Катамаран туристско-спортивный двухместный для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов производства новосибирской фирмы "Кулик". Модель 11 midi. Катамаран оснащён дюралевой рамой с разборными продолинами и поперечинами. Максимальная длина элемента составляет 130 см. Для соединения элементов рамы применены приклёпанные дюралевые кницы. Поплавки катамарана имеют веретенообразную форму. По конструкции поплавки двойные, имеют наружную и внутреннюю оболочки. Внутренняя оболочка поплавка состоит из двух независимых камер. Для накачки воздуха применены резиновые трубки с резьбовой пробкой. Резьба унифицирована с широко используемыми пластиковыми бутылками для напитков. Сиденья гребцов размещаются на палубе поплавка и также состоят из наружной силовой оболочки и внутреннего надувного элемента. К сиденьям и поплавку приделаны коленные упоры, оснащённые регулировочными стропами и пряжками. Катамаран имеет дополнительные надувные "наплывы", расположенные на палубе перед гребцами. Основные технические данные катамарана: длина - 4,05 м, ширина - 2,0 м, диаметр поплавка - 0,6 м, полное водоизмещение - 1,0 м3. В тексте отчёта катамаран называется "Кулик".

    2. Катамаран спортивно-туристский двухместный производства московской фирмы "Красное солнышко". Тип - "Верблюд". Баллоны имеют внешнюю и внутреннюю оболочки. Внешняя оболочка - из авизента и тезы. Внутренняя оболочка из ткани "Чернуха", двухкамерная, с поперечной перегородкой. Технические данные катамарана: длина баллонов - 3,4 м, ширина - 0,52 м, водоизмещение - 1,0 м3. Использовалась коленная посадка гребцов. Надувные сиденья гребцов также состоят из наружной оболочки и надувного элемента. Наружная оболочка каждого сиденья имеет разделение на две секции горизонтальной переборкой, что придаёт им нужную форму. К сиденьям пришиты коленные упоры. В тексте отчёта катамаран называется "Красное Солнышко"-мини.

    3. Катамаран спортивно-туристский двухместный производства московской фирмы "Красное солнышко". Тип - "Верблюд". Баллоны имеют внешнюю и внутреннюю оболочки. Внешняя оболочка - из авизента и тезы. Внутренняя оболочка из ткани БЦЦ, двухкамерная, с поперечной перегородкой. Технические данные катамарана: длина баллонов - 3,8 м, ширина - 0,55 м, водоизмещение - 1,4 м3. Использовалась коленная посадка гребцов. Надувные сиденья гребцов также состоят из наружной оболочки и надувного элемента. Наружная оболочка каждого сиденья имеет разделение на две секции горизонтальной переборкой, что придаёт им нужную форму. К сиденьям пришиты коленные упоры. В тексте отчёта катамаран называется "Красное Солнышко" макси.

    4. Двухместный катамаран типа "FOX-2" c укороченной декой (без палубы для вещей) был сшит под заказ московской фирмой "Рафтмастер". Технические данные катамарана: длина баллонов - около 3 м, ширина рамы - 1,8 м, водоизмещение - 0,8 м3. Конструкция катамарана включает два надувных баллона, соединенных плоской рамой из продольных и поперечных труб. Рама собирается на скрутках через литые фасонные прокладки и шнуруется к двум встречным гребням на баллонах. Баллон катамарана состоит из наружной силовой оболочки, которая придает форму и воспринимает внешние нагрузки, и пневмокамеры с вклеенной поперечной перегородкой-компенсатором. Для оболочки использована тентовую облегченная ткань: основа - лавсан, вес - 800-880 г/кв.м. Надувные сиденья и бедренные ремни позволяют гребцам эффективно работать веслами в коленной посадке. Катамаран в тексте отчёта называется 2-ка "Рафтмастер".

    5. Четырехместный катамаран "FOX-400" московской фирмы "Рафтмастер". Технические данные катамарана: длина баллонов - 4,75 м, ширина палубы - 0,64 м, ширина рамы - 2,0 м, условный диаметр - 0,7 м, водоизмещение - 2,0 м3. Дополнительно сзади к катамарану были добавлены наплывы более чем 0,1 м3 каждый. Конструкция катамарана включает два надувных баллона, соединенных плоской рамой из продольных и поперечных труб. Рама собирается на скрутках через литые фасонные прокладки и шнуруется к двум встречным гребням на баллонах. Баллон катамарана состоит из наружной силовой оболочки, которая придает форму и воспринимает внешние нагрузки, и пневмокамеры с вклеенной поперечной перегородкой-компенсатором. Для оболочки использована тентовую облегченная ткань: основа - лавсан, вес - 800-880 г/кв.м. Надувные сиденья и бедренные ремни позволяют гребцам эффективно работать веслами в коленной посадке. Для повышения безопасности экипажа при перевороте судна на оболочке по периметру размещены мягкие тканевые ручки. Катамаран в тексте отчёта называется 4-ка "Рафтмастер".

    9.4. Особенности погодных условий

    Поход приходил при холодной дождливой погоде. Из восьми дней, проведённых "на природе", только два (первый и предпоследний) с неба ничего не упало.

    10. Стоимость проживания, питания, снаряжения,
    средств передвижения

    Затраты на поход на одного человека составили 4200 рублей. Это стоимость продуктов питания раскладки, "заброски", "переброски" и "выброски", включая железнодорожные билеты, а также стоимость телефонных и телеграфных расходов.

    Транспортные расходы:

  • железнодорожные билеты Москва - Невинномысск в нефирменный вагон фирменного поезда: 790 рублей с человека;
  • железнодорожные билеты Армавир - Москва: 720 рублей с человека;
  • автотранспорт Невинномысск - верховья реки Аксаут: 6000 рублей с группы (8 человек Невинномысск - лесничество у посёлка Хасаут-Греческое, 12 человек лесничество у посёлка Хасаут-Греческое - верховья реки Аксаут);
  • автотранспорт лесничество у посёлка Хасаут-Гресеское - посёлок Свинячий: 7000 рублей с группы из 12 человек;
  • автотранспорт Курджиново - Армавир: 5000 с группы из 8 человек.
  • Общая стоимость продуктов питания составила 6717 рублей на группу из 8 человек.

    116 рублей были потрачены на телефонные и телеграфные расходы.

    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

    Заявленный маршрут, в целом, группой был пройден. Остались не пройденными только самые сложные пороги: "Кирпич" и "Затычка". В момент похода сложность этих порогов превышала, по нашим оценка, средний уровень "пятёрочных" препятствий.

    Поход позволил всем участникам оценить свои реальные силы и сделать выводы: к походам каких категорий сложности они готовы.

    В момент похода для нахождения на Большой Лабе выше турбазы Дамхурц требовалось оформление пропусков в пограничную зону. Сделать это следует заранее в городе Черкесске.

    Нигде на сплавных участках рек Аксаут и Большая Лабы сотовая связь не работает. Единственное место, где появляется хоть какая-то связь - посёлок Курджиново (Мостовая Поляна). Говорят, что можно связаться по сотовой связи, если забраться на гору. Но это представляется весьма трудной и долгой задачей. В регионе работает "Би-Лайн", "Сонет" и "Мегафон". "МТС" - не работает.

    11.1. Обоснование категории сложности спортивного похода

    Категория сложности водного маршрута может определяться согласно таблице 4 ЕВСКТМ, раздел 2.4 "Водный туризм" (стр. 38 в сборнике "Русский турист"):

    Категория сложности водного маршрута Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности
    1 2 3 4 5 6
    V - - - 1-3* 2-5* -

    * количество препятствий зависит от определяющих факторов региона

    Согласно пункту 2.1 раздела 2 "Класс коротких дистанций-"Укороченные спортивные походы" главы III "Требования и особенности проведения туристско-спортивных соревнований на различных классах дистанций" проекта документа "Правила соревнований по спортивному туризму на 2005-2008 г.г.":

    "Короткой дистанцией называется туристско-спортивный маршрут, который имеет половину от минимального необходимого количества определяющих факторов и определяющих препятствий, включаемых в классический маршрут (длинную дистанцию), классифицируемый в ЕВСКТМ.

    При этом такие не определяющие параметры маршрута, как длина и время его прохождения, а также предопределяющие факторы и препятствия должны соответствовать также половине имеющихся в полноценном маршруте (дистанции) соответствующей категории сложности".

    Таким образом, набор пройденных препятствий, протяжённость и продолжительность пройденного маршрута может позволить классифицировать данный спортивный поход как укороченной поход 5-й категории сложности.


    III. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

    Отчёт подготовлен Кривоносом А.В. и Крюковым С.В. Данные метеонаблюдений Алексашиа А.Е. В коррекции отчёта принимал участие Серебренников И.И.

    В отчёте использованы фотографии Крюкова С.В., Давыдова В.Н., Кривоноса А.В. и Серебренникова И.И. Съёмку во время похода производили и другие члены группы.

    При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные на компьютере программой OziExplorer версии 3.85.4.3. С помощью этой же программы на компьютере были промеряны расстояния между различными точками маршрута.

    Литература

    1. Аксаут-2001 (дополнения к лоции). http://www.albell.narod.ru/may2001/aksaut.htm
    2. Аксаут 30 апреля - 11 мая 1998. http://veslo.ru/2001/baza/ring/Nring.dat/W0451.TXT
    3. FAQ по Большой Лабе от Андрея Минина. http://veslo.ru/2001/othet/labafaq/labafaq.html
    4. Малая Лаба - Большая Лаба 2004. http://turclub.progressor.ru/pohody/reports/laba2004sheval.php

    Картографический материал

  • Карта 1
  • Карта 2
  • Карта 3
  • Карта 4
  • Карта 5
  • Путевые точки

    Здесь приводятся путевые точки маршрута в формате для GPS "Garmin" и программы OziExplorer.

  • Datum,WGS84,WGS84,0,0,0,0,0
  • WP,D,001,43.46107000,41.48684000,,,Стапель на реке Аксаут. Лесопункт выше Кр.Карачай
  • WP,D,002,43.51416000,41.55225000,,,Ночёвка 30.04-01.05. 3 км выше пос. Кр.Карачай
  • WP,D,006,43.59536000,41.61509000,,,Обед 01.05
  • WP,D,007,43.61355000,41.64389000,,,Ночёвка 01-02.05. За каньоном "Осыпной"
  • WP,D,008,43.61510000,41.64907000,,,Начало каньона "Красный"
  • WP,D,009,43.67941000,41.66462000,,,Антистапель на Аксауте. 3 км выше Хасаут-Греческое
  • WP,D,010,43.67860000,40.83361000,,,Кардон Каропыр
  • WP,D,011,43.66341000,40.85209000,,,Стапель на Б.Лабе. У моста рядом с пос. Свинячий
  • WP,D,012,43.71200000,40.83478000,,,Разрушенный мост перед каньоном "Сосновый"
  • WP,D,013,43.71808000,40.83987000,,,Верхняя стоянка перед каньоном "Сосновый"
  • WP,D,014,43.73194000,40.84340000,,,Ночёвка 04-05.05.Нижняя стоянка каньона "Сосновый"
  • WP,D,015,43.74703000,40.84383000,,,Начало каньона "Малый Блыб"
  • WP,D,017,43.75290000,40.84396000,,,Конец каньона "Малый Блыб"
  • WP,D,018,43.77959000,40.87155000,,,Ночёвка 05-06.05. Начало каньона "Солёные Скалы"
  • WP,D,019,43.79017000,40.89564000,,,Порог "Затычка". Конец каньона "Солёные Скалы"
  • WP,D,020,43.78345000,40.89245000,,,Нижняя стоянка "Солёных Скал" у "Каменного Стога"
  • WP,D,022,43.83581000,40.92682000,,,Ночёвка 06-07.05
  • WP,D,024,43.95080000,40.95931000,,,Антистапель на Б.Лабе. В посёлке Мостовая Поляна

  • Свежие материалы на сайте:

    День открытых дверей Школы базового уровня
    19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

    13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
    Видео Лосево
    Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

    18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
    Футболки!
    Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

    26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
     
    Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Аксаут-Б.Лаба 2005. Отчет о водном походе V к.с., май. Рук. Кривонос А.
    " "




    © 1972-21.09.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
    Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

    Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика