Отчет о водном походе 3к.с. по р.Пистайоки на байдарке и катамаранах.

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2014, отчет о водном походе IIIк.с. Рук. Валуев С.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Карелия
Нитка маршрута: ст. Лоухи – оз. Кимасъярви – сплав по реке Пистайоки – пос. Войница – гор. Кемь – Соловецкие острова – гор. Кемь
Сроки похода: 11 июня 2014 года - 22 июня 2014 года
Руководитель: Сергей Валуев


Отчет о водном походе 3к.с. по р.Пистайоки на байдарке и катамаранах, севершённый летом 2014г, под руководством Сергея Валуева

Федерация Спортивного Туризма – Объединение Туристов города Москвы.

 

Отчет

 

о водном туристском походе третьей категории сложности по Республике Карелия с экскурсионной программой по Соловецким островам совершенному группой туристов из Москвы (т/к Перово, т/к Вестра) в период с 11.06.2014 г. по 22.06.2014 г. по маршруту:

 

гор. Москва – ст. Лоухи - оз. Кимасъярви - сплав по реке Пистайоки - пос. Войница - гор. Кемь - Соловецкие острова - гор. Кемь - гор. Москва.

  

Руководитель группы: Валуев Сергей Викторович. тел. (985) 997....

е-mail: 9979557@mail.ru

 Маршрутная книжка: 1/4-306

 

 

Москва 2014


Содержание

 

1. Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт похода_____3

1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута_____4

1.3 Список группы_____6

2. Общегеографическая и туристская характеристика района_____8

2.1 Географическое положение и туристские особенности района_____8

2.2 Подъезда и отъезд с маршрута_____10

2.3 Аварийные выходы с маршрута_____11

3. Организация и проведение похода_____12

3.1 Цели и задачи похода_____12

3.2 Изменения маршрута и их причины_____12

3.3 Обеспечение безопасности на маршруте_____12

3.4 График движения_____13

4. Техническое описание действий группы_____14

5. Выводы и рекомендации_____19

6. Над отчётом работали_____19

7. Приложения_____20

8.1 Фотоматериалы_____20

8.2 Картография_____31

 

1. Справочные сведения о походе

 1.1 Паспорт похода

  

Вид туризма

Водный

Район проведения

Северная Карелия

Категория сложности

Третья

Сроки проведения

11 – 22 июня 2014 года, 12 дней

Число участников

11 человек

 

Средства сплава

Катамаран-4 (1 шт.), катамаран-2 (2 шт.),

 

байдарка-3 (1 шт.)

Протяженность активной части

 

маршрута

 

105 км (сплав) + 25 км. (пешком)

 

 

 

Подробная нитка маршрута

 

гор. Москва - ст. Лоухи - оз. Кимасъярви - сплав по реке Пистайоки - пос. Войница - гор. Кемь - Соловецкие острова - гор. Кемь - гор. Москва

Уровень воды

Выше среднего

 

1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

 

п.п.

Название

К.

т.

Описание

1

Порог Сакал

2

Протяженность порога - 150м.

Начало - неглубокая шивера. Заход в порог из-под левого берега. Далее русло сужается и появляется много обливных камней. В средней части порога прижим к плите у правого берега на повороте.

Осмотр возможен по ЛБ. Несмотря на общую несложность порога, рекомендуется отнестись к нему серьезно, так как это первый порог на реке практически сразу после старта.

2

Порог Захар

2

Протяженность порога 500м.

Порог неглубокий с большим количеством обливных и надводных камней. В начале порога несколько небольших островов и течение ускоряется, есть небольшие сливы. После островов река опять собирается в одно русло и далее идет шивера с двумя поворотами.

Просмотр порога возможен со второго небольшого острова в начале порога.

3

Порог Змеиный

2

Протяженность порога около 200м.

Ориентир - небольшой остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав менее полноводный, в невысокую воду может быть мелким, много камней. Правая протока более широкая, начинается крутым сливом. Далее идет извилистая шивера.

4

Порог Соленый

2

Протяженность порога 150м.

В пороге несколько сливов, образованных камнями и плитами. Самый большой слив в конце порога. В начале и средней части порога русло делится на две части большими камнями.

5

Порог Падун

;

Река делится на две протоки большим островом. В левой протоке порог Падун. Правая протока представляет из себя шиверу с большим количеством подводных и надводных камней. По большой воде проходима.

Левая протока начинается быстротоком шириной 10 метров и длиной 30-35 метров заканчивающимся резким поворотом налево с крутым сливом высотой порядка 1.5 метра. В левой части слив положе, в правой части вода сливается под крутым углом с плиты. Перед сливом идет навал на скалу правого берега. Слив заканчивается не жесткой бочкой. Сразу после слива русло делает резкий поворот направо, образую вместе со сливом S образный поворот. После слива идет не сильный навал на левый берег, осложненный надводным камнем у левого берега в 10 метрах от слива. После S образного поворота следует шивера с обливными камнями и локальными сливами.

Просмотр порога по левому берегу, там же тропа для обноса.

6

Порог

Межозерный

3

Протяженность порога 300м.

Порог расположен между озерами Мандиярви и Хирвасьярви. Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Правая протока – неинтересная шивера. Просмотр порога возможен по левому берегу центральной протоки. Вход в порог – узкий проход между камнями, затем струя разделяется - справа мощный неширокий слив около 1м, слева более широкий и более слабый слив. Далее шивера с валами 0.5 м.

7

Порог Семиповоротный

3

Порог представляет из себя длинную шиверу протяженностью 1500 м. с валами до 1м. Порог проходим по основной струе. Первый остров обходим слева, после которого правый поворот

 

 

 

 

и еще один остров, проходимый справа. Порог требует постоянного внимания. Камней при высоком уровне воды практически нет.

8

Порог Одинокое

дерево

2

Протяженность порога - 300м.

Ориентир - камень с растущим на нем деревом. Русло делиться на две протоки, основная – правая. В правой протоке

два небольших слива (около 0.5 м.) и следующую за ними

выходную шиверу.

9

Порог Курки

2

Протяженность – 400м.

В начале порога неглубокая шивера, а далее слив через всю реку (до 0.9 м.). Справа слив выше и интерснее, но на заходе много обливных и полуобливных камней. После слива небольшая бочка и выходная шивера с валами до 0.7м. Просмотр порога возможен по левому берегу.

10

Порог Петух

2

Протяженность порога – 100м.

Порог расположен в сужении реки до 6-7 метров и представляет из себя пологий слив со стоячими валами до

0.7м.

11

Порог Грива

2

Протяженность порога – 300м.

Русло реки делиться островом на две протоки. Левая протока –

основная. В протоке небольшой слив высотой 0.5м., далее –

шивера.

12

Порог Фурляляй

3

Протяженность порога – 600м.

Первая часть порога – извилистая шивера с валами до 0.6м. В конце шиверы по левому берегу две глубокие бухты, образованный выходами скал. Скала. Замыкающая вторую бухту, образует в реке слив высотой около 1м. с нежесткой бочкой. Далее идет выходная шивера с валами в конце.

13

Порог Имисев

3

Протяженность порога – 200м.

Мощная двухступенчатая шивера на небольшом правом повороте. Валы около 0.8м.. После обоих ступеней по правому

берегу есть улова, где возможна организация страховки.

14

Порог Талии

2

Протяженность порога – менее 100м.

Порог начинается пологим сливом с валом около 0.8 м. далее выходная шивера с валами до 0.5 метра.

15

Порог Хирви

2

Протяженность порога – 300м.

Порог начинается перекатом и крутым правым поворотом. Далее шивера с большим количеством обливных камней.

16

Порог Поалла

3

Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень простая с

небольшим сливом и валами. Примерно через 150м. – вторая ступень в которой слив покруче и короче. Через 70м. – третья

ступень. По струе – основной пологий слив высотой около 1м. с ощутимой бочкой.

Можно пройти левее основного слива и слиться с плиты. Порог выходит в озеро.

 


1.3 Список группы

 

п/п

Фамилия, имя, отчество, год рождения

Туристическая подготовка

Обязанности в группе, распределение по средствам сплава

 

 

 

1

 

 

 

Валуев Сергей Викторович,

25.01.1984 г. р.

Ока 4Р, Урик 4Р, Б. Хонна-Макит - Аян - Хета 3Р, Лоймола- Укса 3(4)Р, Инструктор ВТ

 

 

 

Руководитель, капитан К4

 

2

 

Дьяконенко Яна Борисовна,

18.02.1985 г. р.

Мста 2У

 

Завхоз, матрос К4

 

 

3

 

 

Колесниченко Елена Валерьевна,

20.01.1978 г.р.

Мста 2У

 

 

Хронометрист, матрос К4

 

 

4

 

 

Маркина Людмила Кирилловна,

30.05.1985 г.р.

Мста 2У

 

Снаряженец, матрос К4

 

 

 

5

 

 

 

Богомолов Антон Владимирович,

14.08.1968 г.р.

М. Нарын - Нарын - Чон-Кемин 5У, Балыктыг-Хем - Каа- Хем 4У, Ока 4У

 

 

 

Казначей, капитан К2-1,

 

 

6

 

 

Шайхиева Наталья Васимовна,

19.10.1981 г.р.

Она 4У, Балыктыг-Хем - Каа- Хем 4У

 

 

Хронометрист, матрос К2-1

 

 

7

 

 

Нестурх Сергей Юрьевич,

10.11.1971 г.р.

Кодор 3У, Аксаут 3У, Тумча, 3У

 

 

Капитан К2-2

 

 

8

 

 

Нестурх Юлия Сергеевна,

20.07.1974 г.р.

Кодор 3У, Аксаут 3У, Тумча, 3У

 

 

Фотограф, матрос К2-2

 

 

9

 

 

Чегринец Елена Рудольфовна,

28.09.1982 г.р.

Мста 2У

 

 

Медик, матрос К-4

 

 

10

 

 

Чикляев Иван Владимирович,

16.06.1981 г.р.

Мста 2У

 

Ответственный за транспорт, капитан Щуки

 

11

 

Маркин Сергей Сергеевич,

07.09.1986

Мста 2У

 

Реммастер, матрос Щуки

 

 Ввиду того, что один из заявленных участников - Михасёв Александр Юрьевич в день отъезда из Москвы сообщил о том, что не сможет принять участие в походе по семейным обстоятельствам – образовалась нечетность группы.

Ввиду нечетного количества участников, на К4 происходила постоянная ротация матросов. Тот из матросов, кто не участвовал в управлении катамараном в конкретный момент времени – осуществлял сплав на байдарке третьим номером.


2. Общегеографическая и туристская характеристика района

 

2.1 Географическое положение и туристские особенности района

  

Свое начало р. Пистайоки берет на территории сопредельного государства – Финляндии. Исток – озеро Йоукамоярви.

В своём течении р. Пистайоки проходит множество озёр, крупные из них: оз. Кимасъярви, оз. Шуванда, оз. Хиреасъярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, оз. Вайкульское, оз. Корпиярви, оз.Торайсъярви. Река впадает в озеро Верхнее Куйто.

Средний расход воды до оз. Пистаярви – 22 м3/с, в истоке реки из оз. Пистаярви –

37 м3/с, в устье – 44 м3/с. Средний уклон межозерных участков - 1,7 м/км. Общее падение от озера Йоукамоярви до оз. Верхнее Куйто составляет 150 м.

Питание – смешанное, снего- дождевое. Флора и фауна типична для рек и озёр

Карелии.

Протяженность сплавного участка – 105 километров. Сплав, как правило, начинают от оз. Кимасьярви.

К достоинствам реки можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, и сложности порогов, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута. В реке водится много рыбы, в том числе ценных пород (кумжа), по берегам растет множество ягод.

Неоспоримый плюс маршрута в том, что по его окончанию есть возможность посетить одну из достопримечательностей Карелии: Соловецкие острова, чем мы и воспользовались.

Соловецкие острова— архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это самый крупный по площади архипелаг Белого моря.

 

 

Соловецкий архипелаг состоит из нескольких крупных островов:

   

 

Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км²

Главной достопримечательностью острова Большой Соловецкий является Спасо- Преображенский монастырь. Монастырь был основан в 15 веке отшельниками Германом, Саввой и Зосимой, и сразу же стал важным центром Беломорского края. Он использовался, как оборонительное укрепление, и являлся оплотом Христианства.

В северо-западной части Большого Соловецкого острова расположен Савватиевский скит (18 век). На этом месте, согласно легенде, устроили первое поселение основатели Спасо-Преображенского монастыря - отшельники Савва и Герман. На самой высокой точке острова - горе Секирная (99 м) - в 60-х годах 19 века был основан Секиро-Вознесенский скит. На Секирной горе установлен Соловецкий маяк. Высота его 123 м, это самый высокий маяк Белого моря.

Переговорный камень - камень-памятник, связанный с событиями Крымской войны 1854 года.

Озерно-канальная система – это одна из самых уникальных достопримечательностей Соловецких островов. На Соловецких островах имеется около 400 пресных озер, при этом уровни воды в них кардинально отличаются друг от друга.

Ботанический сад на Соловецких островах – Здесь выращивают и акклиматизируют необычные для европейского Севера растения

Филипповские садки — отгороженный морской заливчик, приспособленный для хранения живой рыбы.

Анзерский остров, или Анзер — 47 км² Первая религиозная постройка была возведена на острове Анзер в 17 веке, это был

Троицкий скит. Недалеко отсюда на горе Голгофа (самая высокая гора архипелага, высота 200 м) стоит Голгофо-Распятский скит. Он был построен в начале 18 века при Петре I бывшим духовным наставником царя, которого сослали на Соловки, после чудесного видения, когда монаху явилась Царица Небесная и повелела основать на горе келью. В 1828 - 1830 годах здесь возвели каменную Распятскую церковь с высокой колокольней. Голгофо-Распятский скит всегда отличался особой суровостью устава - иноки не ели рыбу, они были обязаны постоянно трудиться и молиться, женщины- паломницы сюда не допускались.

Большая Муксалма — 17 км²

В конце 19 века на острове был возведён каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, с которого началось строительство Свято Сергиево-Радонежского скита. При нём организовалась ферма, ставшая эталоном ведения монастырского хозяйства на Соловках. Во второй половине 19 века через пролив Южные Железные Ворота от острова Большая Муксалма к Большому Соловецкому острову была проложена морская дамба длиной 1220 м, получившая название "Каменный мост", она сохранилась и до наших дней.

Большой Заяцкий остров — 1,25 км²

Главная достопримечательность острова - Свято-Андреевский скит. Ещё в 16 веке на берегу острова Большой Заяцкий был основан портовый комплекс с каменной гаванью и каменными палатами для отдыха. В 1702 году в гавань зашли суда Петра I, во время пребывания здесь царь приказал построить у гавани церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Так появился Свято-Андреевский скит. Большой Заяцкий остров усеян таинственными неолитическими памятниками - "лабиринтами", назначение которых неизвестно и по сей день. Они представляют собой сооружения в виде спиралей, составленных из небольших булыжников, с одним входом и выходом. Подобные памятники встречаются не только на Соловках, но и в Карелии, Мурманской области и в странах Северной Европы. То, что такие "лабиринты" сохранились здесь и до наших дней, говорит о особом отношении православных монахов времён освоения Соловецких островов к таким языческим сооружениям.

 В архипелаг входит также более 100 малых островков.

Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей- заповедник».

Наша группа жила в палаточном городке, расположенным за Спасо- Преображенским монастырем. В этом месте можно ставить палатки и разводить костер. Билеты на катер до Соловков и обратно, а так же экскурсии были заказаны заранее, из Москвы, т.к. в этот период начинается «высокий сезон» и свободных мест нет. Все подробности об экскурсиях, транспорте и проживании на Соловках можно узнать на сайте Соловецкого центра гостеприимства (http://welcome.solovky.ru).

 

2.2 Подъезд и отъезд с маршрута

 Заброску осуществляли от ст. Лоухи. Ехали поездом Москва-Мурманск, отправлением в 22.20 из Москвы и с прибытием на ст. Лоухи в 02.25 через день.

О заброске и выброске на реку заранее договорились с перевозчиком: Игорь +79212222130. Автомобиль – ГАЗ Садко (кунг) с багажником на крыше. При размещении багажа на крыше, в кунге можно уехать большой группой – до 20ти человек. С ним также договаривались о катере до Соловецких островов и трансфере от причала до вокзала на обратном пути. Ненужные на Соловках вещи (суда и сплавное) оставляли в гараже у Игоря.

Стоимость заброски и выброски одинаковая – 14000 руб. за машину (количество человек значения не имеет).

 

Место стапеля – заброшенный деревянный мост на оз. Кимасъярви. Дорога до стапеля заняла чуть меньше 6 часов. Места для стапеля достаточно много, дорога проходит буквально в 20-30 метрах от воды.

Выброска от поселка Войница до Кеми. Место антистапеля – остатки моста рядом с часовней. Дорога подходит непосредственно к месту антистапеля. Надо учитывать, что на месте анистапеля не ловит мобильная связь. Договариваться о точном месте встрече с водителем надо или заранее, или подниматься до основной дороге и ловить сигнал сотовой связи там. Дорога до Кеми заняла 5 часов + немного меньше 1 часа на заброс вещей к Игорю в гараж и проезд до причала.

Одной из основных задач при организации заброски/выброски было организовать комфортную для группы стыковку в Кеми между речным маршрутом и морским трансфером до Соловецких островов. В итоге было принято решение (оправдавшее себя в дальнейшем) не стараться успеть на рейсовый теплоход до Соловков, а нанять частный катер. С Соловецких островов до Кеми уходили рейсовым теплоходом.

Стоимость заказанного катера (спецрейс) до острова Б. Соловецкий – 11000 руб. – по 1000 руб. с человека. Максимальная вместимость – 15 человек. Надо учитывать, что при небольшой группе стоимость с 1 человека может быть выше, и исходить из того, что на рейс туда-обратно уходит 100 литров дизтоплива + заработок «капитана». Стоимость 1 билета на рейсовый теплоход с острова Б. Соловецкий – 1000 руб. Стоимость трансфера от причала до вокзала с забором вещей – 1000 руб. Плавание до причала на Соловках заняло около 4х часов. Возможно без достаточного сильного волнения и противного встречного ветра, время плавания было бы меньшим.

С Соловецких островов до Кеми шли рейсовым теплоходом, отходящим в 19.00 и прибывающим в Кемь в 21.00. Билеты на теплоход бронировали заранее из Москвы.

От причала нас забрал водитель и доставил до вокзала г. Кемь с заездом за вещами. Время в дороге – менее 1 часа.

В Москву ехали поездом № 237 сообщением Мурманск-Астрахань, отправлением в 00:45 и прибытием в Москву на курский вокзал в 22:26 на следующий день.

  

2.3 Аварийные выходы с маршрута.

 

На маршруте есть 4 места, где относительно удобно можно сойти с маршрута или обратиться за помощью:

1) Мост через р. Писта (через 8 км после начала маршрута), примерно через 1 км после порога Падун. По этой дороге мы забрасывались на место стапеля. Движение по дороге не интенсивное, более оживленное летом и в выходные дни, расстояние до пос. Пяозерский составляет 37 км. В 2 км ниже моста по левому берегу есть деревня Кушеванда, где живут люди и можно найти машину.

2) Мост ниже озера Хирвасъярви. От моста до поселка Пяозерский ехать примерно 35 км в восточном направлении, до поселка Тихтозеро – 17 км в западном направлении.

3) Деревня Тихтозеро, расположенная на правом берегу озера Пистаярви. В деревне есть возможность найти машину.

4) Мост ниже озера Корпиярви. От моста до пос. Калевала ехать примерно 41 км в восточном направлении, до пос. Войница – 15 км в западном направлении. Движение на маршруте более интенсивное в летний период и в выходные дни.

 

Сотовой связи на реке, нигде кроме места стапеля (1 деление Мегафона), замечено не было.

 

3. Организация и проведение похода

 

3.1 Цели и задачи похода

 

Целями и задачами данного похода ставились: повышение спортивного мастерства, закрепление знаний, полученных в школе базового уровня проведенной ТК «Вестра»; выработка и закрепление следующих навыков: прохождение препятствий 3 кат. трудн-ти, организация страховки; знакомство с природой Северо-Западной Карелии; посещение Соловецких островов.

  

3.2 Изменения маршрута и их причины

 Изменений нитки маршрута не было. Изменений в графике движения не было. Незначительное изменение по прохождению одного из определяющих препятствий - п. Падун: непосредственное прохождение порога осуществлено 14.06, а не 13.06, как планировалось, для обеспечения безопасности (к порогу подошли ок. 16:00 13.06; + неблагоприятные погодные условия – сильный ветер дождь).

  

3.3. Обеспечение безопасности на маршруте.

 Обеспечение безопасности, являлось одной из основных задач при подготовке и прохождении маршрута. При подготовке и прохождении данного маршрута были приняты следующие меры безопасности:

1. Список и маршрут группы, а также контрольные сроки прохождения маршрута были зарегистрированы в Кемском ПСО МЧС России – тел. (81458) 5-68-90);

2. При прохождении маршрута все члены группы находились в неопреновых гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами;

3. При прохождении определяющих препятствий применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, в отдельных случаях – нижняя страховка с воды;

4. При прохождении озер группа придерживалась следующей тактики: расстояние между судами не должно превышать 20 метров, а расстояние до берега не более 500 метров.

5. При движении по маршруту общественное снаряжение группы и продовольствие были распределены между экипажами судов, таким образом, чтобы в случае потери одного из судов, оставшегося в наличии снаряжения было бы достаточно для безболезненного ожидания помощи или выхода к людям. Комплект картографического материала имелся у капитана каждого судна, у руководителя и штурмана группы также имелись GPS приёмники;

 6. Во время проведения похода участники группы не забывали о том, что они находятся в тайге, где возможны встречи с различными представителями дикой природы (змеями, клещами и т.д.), в связи с чем соблюдали соответствующие меры предосторожности.

  

3.4 График движения.

  

 

Даты

 

Дни пути

 

Участки маршрута

 

Км

Способы передвижения

11.06 -

13.06

 

1-3

 

гор. Москва – ст. Лоухи – оз. Кимасъярви

 

----

Поезд, автотранспорт

 

13.06

 

3

 

оз. Кимасъярви – 100 м. выше пор. Падун

 

7

 

Сплав

 

14.06

 

4

 

100м выше пор. Падун – 300 м. выше оз. Вихельтаярви

 

20

 

Сплав

 

15.06

 

5

 

300 м. выше оз. Вихельтаярви – 2 км. от начала оз. Муасъярви

 

21

 

Сплав

 

16.06

 

6

 

Дневка

 

----

 

Дневка

 

17.06

 

7

 

2 км. от начала оз. Муасъярви – 200 м. выше пор. Имисев

 

23

 

Сплав

 

18.06

 

8

200 м. выше пор. Имисев – в 4х км. ниже оз. Торайсъярви (на оз. В.

Куйто)

 

22

 

Сплав

 

19.06

 

9

в 4х км. ниже оз. Торайсъярви – пос. Войница

– гор. Кемь

12

----

Сплав, автотранспорт

 

20.06

 

10

 

гор. Кемь – Соловецкие острова

----

5

Катер, пешком

 

21.06

 

11

Кремль – остров Б. Муксалама

Соловецкие острова – гор. Кемь

20

----

Пешком, катер

 

22.06

 

12

 

гор. Кемь – гор. Москва

 

----

 

Поезд

 

4. Техническое описание действий группы

  11.06.14 – день 1 (отъезд из Москвы)

20:40 – встреча отъезжающих на Ленинградском вокзале на платформе дальнего

следования, играет оркестр, из провожающих – Ира Ч. Вещи к вагону носим челноком. В вагоне размещаемся без проблем.

22:20 – отправление поезда №092 Москва-Мурманск

~01:00 – отбой

 

12.06.14 – день 2 (поезд)

09:00 – подъем, завтрак

За окном солнечно. Вместо стандартного поездного расслабления идет суровая подготовка к экзамену в водной школе Вестра.

14:30 – обед

Стоянка в Петрозаводске, пасмурно.

19:30 – ужин

Стоянка в Сегеже, снова солнечно. Несмотря на это – после ужина отбой. Поспать удается только самым стойким, плачет ребенок…

 

13.06.14 – день 3 (ст. Лоухи - оз. Кимасъярви – 100 м. выше пор. Падун)

01:40 – подъем

02:25 - прибытие в Лоухи, стоянка 5 минут

02:35 – погрузились в кунг

Машина комфортная, просторная, сидим на рюкзаках, поверх которых положены мягкие подушки, есть свет.

05:05-05:15 – зеленая стоянка, перекус

Проехали около 100 км, осталось примерно 60км. Дорога – гравий, местами асфальт.

07:15 – прибыли к озеру Кимасъярви

Солнечно. Дорога от вокзала заняла 4 ч. 40 мин.

07:40 – начало стапеля

Первой готова Щука, потом двойки, потом четверка. Мужик из Марий Эла (рыбак) угощает нас только что пойманной рыбой (щукой).

11:10-11:45 – завтрак

Слышны раскаты грома, начинается дождь.

14:05 – выход на воду всей флотилии

Выходим за мостом после Кимасъярви.

14:15 порог Сакал 2 кт

Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – К2-2 – Щука – К4

14:45 порог Захар 2 кт

Идем без просмотра, порядок следования: К2-2 – Щука – К2-1 – К4.

15:10 безымянное препятствие 1 кт

Чистый слив. Идем без просмотра, порядок следования тот же.

  

15:25 порог Змеиный 2 кт  

Идем без просмотра, порядок следования тот же.

 

15:40 порог Соленый 2 кт

Идем без просмотра, порядок следования тот же.

 

16:05 – чалка для восстановления ориентировки, ищем порог Падун, который по времени уже должен быть. Осматриваем правую протоку от острова. Порог, как и ожидалось, оказался в левой протоке, куда и перечаливаемся.

16:20 – выходим на осмотр порога Падун, осмотр по левому берегу. Дождь перерастает в ливень…

 16:50 – руководителем принято решение встать на ночевку и проходить порог с утра на разгруженных судах. Ставим лагерь на левом берегу до порога. Ровных мест немного, размещаемся группками по 2 палатки.

19:25 – ужин

~21:00 – отбой

 

14.06.14 – день 4 (100м выше пор. Падун – 300 м. выше оз. Вихельтаярви)

06:00 – общий подъем

Всю ночь шел дождь, к утру утих.

08:00 – готов завтрак

08:40 – начали относить вещи в конец порога

10:00 – начало прохождения порога Падун 3 кт

 

Первыми идут К2-1, проходят порог до конца и встают на страховку. Вторыми идут К2-2, встают на страховку за первой ступенью. Затем идет Щука (до конца), потом 4ка (до конца). Все экипажи, кроме К2-1, проходят порог по 2 раза. На К4 во 2ой заход Лену Ч. меняет Люся М. На Щуке в 1ый заход капитан Сергей М., во 2ой – Иван Ч.

 

Все экипажи прошли порог безаварийно.

11:35 – окончание прохождения порога

11:35-12:10 – перекус

В байдарку пассажиром идет Лена Ч. Встречаем группу попутчиков из двух каякеров и катамарана-двойки. Порог Падун они прошли правой протокой, мы посоветовали им посмотреть на левую и, при желании, пройти ее.

 

12:50-12:55 – мосты

1ый мост – разрушенный деревянный, 2ой мост – автомобильный.

Проходим через центральный пролет, воды много – под мостами приходится пригибаться.

13:40-13:50 - привал на выходе из озера Шуванда

14:15 – мост, проходим через средний пролет, за мостом перекат

14:30 – вышли в озеро Мандуярви, на выходе безымянный порог 1кт

14:55-17:10 – обед

17:55-18:10 – осмотр порога Межозерный 2кт на выходе из оз. Мандуярви, не сразу понятно в какую из проток между островами нужно идти (а нужно в среднюю).

18:10-18:30 – прохождение порога

Порядок следования: К2-2 - К2-1 – Щука – К4. В выходной ступени Щука кильнулась – навал на камень у правого берега, зачалились сами (страховка была на готове – 2 катамарана двойки)

 

18:50 – вышли в озеро Хирвасъярви

19:40 – перегребли озеро и снова ушли в реку

19:50 – мост, за мостом перекат

20:05 – окончание ходового дня, ставим лагерь на левом берегу

Стоянка оборудована – есть стол, 2 лавки, стойки для навеса, много ровных больших площадок (несмотря на поваленные сосны на берегу). Ниже метрах в 100 по течению есть удобный заход в воду для купания с песчаным дном. Светит солнце, вода теплая J

~22:00 – ужин, после ужина добавка в виде копченой рыбы

~00:15 – отбой самых загулявших и рыбаков

 

15.06.14 – день 5 (300 м. выше оз. Вихельтаярви – 2 км. от начала оз. Муасъярви)

08:00 – общий подъем

09:30 – завтрак

11:10 – выход на воду

11:20 – вышли в озеро Вихельтаярви, до озера – шивера

11:50 – перегребли озеро (шли вдоль правого берега)

12:25-12:50 – привал, вышли в озеро Пистаярви

 

13:50-16:00 – обед

Дует сильный Ю-З ветер, для нас не попутный, боковой. Но хоть он нам и мешает, надо идти дальше…

16:35-16:45 – остановка на носу какого-то острова

17:20-17:35 – остановка на острове

18:20 – прошли озеро Пистаярви, остановка возле порога Лужма

18:45-18:55 – прохождение порога Лужма 1 кт

Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – К2-2 – Щука – К4.

19:10 – 19:25 – прохождение порога Семиповоротный 3 кт

Идем без просмотра. Порядок следования: К2-2 – К2-1 - Щука – К4. К2-1 – с промежуточной чалкой.

19:25-19:35 – привал, хочется обнести порог и пройти еще раз, но уж больно далеко… На выходе из порога есть место для стоянки с баней, для нас тесновато.

19:50-19:55 – прохождение порога Одинокое дерево 2 кт

Идем походным порядком. Ищем место для стоянки.

~20:40 – останавливаемся на левом берегу озера Муасъярви, на высоком сосновом пригорке. Места – хоть танцы устраивай. Выше по течению метрах в 200 в низине есть охотничий домик, песчаный пляж, каменка для бани. И всем этим завтра мы собираемся воспользоваться J

~22:30 – ужин

Дождь, сильный ветер, который сдувает посуду, вещи и чуть не рвет тент…

~01:00 – отбой

 

16.06.14 – день 6 (дневка)

10:00 – общий подъем

Но самые верные друзья встали пораньше, чтобы подготовить праздник имениннику – Ване Ч., украсить палатку шариками и испечь блинный торт со сгущенкой и свечками J После завтрака – факультативное занятие по навесной переправе, полиспастам и пр.

~15:00 – обед и прочие вкусности, разбавленные занятием по топографии Начинается дождь, дует ветер, ооочень холодно (планы на баню накрылись медной шайкой), народ расползается отсыпаться.

~19:30 – побудка на ужин и отбой не приходя в сознание…

 

17.06.14 – день 7 (2 км. от начала оз. Муасъярви – 200 м. выше пор. Имисев)

06:00 – общий подъем

07:15 – завтрак

09:50 – выход на воду

По-прежднему ооочень холодно…

10:35-10:45 – прохождение порога Курки 2 кт на выходе из озера Муасъярви. Пассажиром в байдарке Лена К. Идем без просмотра, порядок следования: К2-2 - К2-1 - Щука – К4.

10:55 порог Петух 2 кт

Идем без просмотра, порядок следования тот же.

11:00 – мощная короткая шивера.

11:10-11:20 – перекур

11:25-11:50 порог Грива 2 кт

Идем без просмотра, порядок следования тот же.

Незаметная с воды, но коварная бочка закусила 4ку. Насладившись текущей водой и чужими усилиями, выдернули К4 морковкой.

12:15-13:10 – прохождение озера Вайкульское, на выходе из него обнаружили дневку наших попутчиков

13:10-13:30 – перекус

 

13:40 – сгоревший мост, прохождение вдоль левого берега

13:50-14:35 - прохождение порога Фурляляй 3кт

Первыми проходят К2-1 с наплыва, зачаливаются в конце порога. Далее, для остальных экипажей просмотр порога (по левому берегу). Дальше проходят К2-2, Щука, К4.

15:45 – чалка перед порогом Имисев, ставим лагерь на правом берегу

Место популярное, столы, деревянные фигуры, тропа вдоль берега до 2ой ступени порога.

~18:00 – обед

Параллельно костру разводится нодья (Антон Б. дает мастер-класс), греемся и сушим неопрен, прочие вещи.. Рыбаки рыбачат.

~21:30 – ужин

~23:30 – отбой

 

18.06.14 – день 8 (200 м. выше пор. Имисев – в 4х км. ниже оз. Торайсъярви (на оз. В. Куйто)

07:00 – общий подъем

08:20 – завтрак

10:15-11:05 – прохождение порога Имисев 3 кт

Первыми идут К2-2 до конца порога и встают на страховку. Потом идут К2-1 и встают на страховку за первой ступенью. Затем идут байдарка без пассажира и К4. Байдарка обносится по правому берегу и проходит второй раз с Леной Ч. К2-1 проходят порог до конца.

 

 

11:05-11:15 – передых

11:30 порог Талии 2кт

Идем без просмотра. Порядок следования: К2-2 – К2-1 - Щука – К4.

На выходе из порога – шивера, с правого берега лежит бревно (обходится слева по струе).

11:40-11:44 – прохождение порога Хирви 2кт

Идем без просмотра, порядок следования тот же.

12:15-12:30 – чалка на входе в озеро Корпиярви

13:10-13:20 – отдых

13:50-14:15 – привал на выходе из озера (после неприятного мелкого каменистого порожка). Ищем, но не находим мужика с баней (была мысль оставить ему вещи и пройти дальше налегке).

14:25 – автомобильный мост, из реки в наглую выпрыгивает кумжа

14:35 – 14:45 – прохождение порога Поалла 3 кт

Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – Щука – К2-2 – К4. Во вторую ступень Щука уходит первой (поверив имеющейся лоции, в которой было сказано, что на выходе – всего лишь шивера…). Проходят чисто, обойдя бочки слева. К2-1 закусывает бочка. Остальные тоже проходят чисто.

 

14:45-16:50 – обед

Во время обеда К2-2 еще два раза проходят порог. 1ый раз – только вторую ступень, 2ой раз – обе ступени с заходом в кусачую бочку. Антон Б. и Сергей М. уходят на разведку в поисках тропы до автомобильного моста вверх по течению (была мысль сняться с Поаллы, чтобы не перегребать следующее озеро). Тропа не найдена…

17:55-18:10 – привал

18:25 – выход из озера Аллаярви (Торайсъярви), на выходе порожек

18:40 – вышли в озеро Верхнее Куйто

19:00-19:20 – привал, перекус

20:30 – стоянка

Приличную стоянку найти было непросто – берега завалены камнями среднего размера, поросшими мхом. Поставили лагерь на каменных лбах (небольшая рыбацкая стоянка) на правом берегу озера. Рядом со стоянкой – впадение какой-то мелкой речки.

~22:30 – ужин и роскошная добавка в виде копченой рыбы (щука, окунь, хариус).

 Наслаждаемся типичным карельским пейзажем – озеро, сосны, камни со мхом, закат… Не хочется ложиться спать, не хочется расставаться с рекой…

~01:00 – все-таки отбой

 

19.06.14 – день 9 (в 4х км. ниже оз. Торайсъярви – пос. Войница

– гор. Кемь)

07:00 – подъем дежурных

07:30 – подъем недежурных

10:40 - выход на воду

11:20-11:25 – отдых

11:50 – еще раз отдых

12:15 – чалка перед сгоревшим мостом в Войницах

Окончание сплава, начало антистапеля. Суда разбираем на дороге, которая вела к мосту. Очень повезло с погодой – солнце и ветер.

14:30 – обед

15:00 – приехала машина, тот же кунг

15:40 – загрузили вещи, отправились в Кемь

По пути остановки в 17:05, 18:30, 20:30.

21:30 – приехали в Кемь, оставили суда и сплавные вещи в гараже у водителя

21:40-22:00 – переезд Кемь-Рабочеостровск

22:50 – прибыл наш катер «Шалун», капитан – знакомый нашего водителя

 

20.06.14 – день 10 (Соловецкие острова)

02:00 – добрались до Соловков

Холодно. Ставим лагерь за монастырем в палаточном городке.

03:00 – перекус сухим пайком, отбой

09:30 – подъем, завтрак

10:30-13:30 – экскурсия на о-в Заяцкий

Обед.

16:00-19:00 – экскурсия по Кремлю, потом поход в Морской музей, душевая в гостинице

~22:00 – ужин

К ужину появились гости – Василь с девушкой (горняки из ТК Вестра), которые пешком пересекают Соловки с севера на юг, с запада на восток.

02:30 – отбой последних

 

21.06.14 – день 11 (Соловецкие острова. Соловецкие острова - Кемь)

06:30 – подъем первых к литургии

~08:30 – завтрак

~09:00-16:00 – прогулка на о-в Б. Муксалма с заходом к источнику

19:00 – отправление парохода «Василий Косяков», на пристани снова встречаем Василя

21:00 – прибытие в Рабочеостровск, забираем свои вещи у водителя

21:30 – приехали на вокзал в Кемь

Разграбление продуктовой палатки – чипсы, пиво, лимонад, мороженое… Игра в фрисби. Немного политики. Ждем поезда…

00:45 – прибытие поезда №237 Мурманск-Астрахань, стоянка 15 минут

02:00 – отбой

 

22.06.14 день 12 (поезд, прибытие в Москву)

Прошел стандартно: сон, еда, еще немного билетов к экзамену…

22:26 прибытие поезда в Москву

 

5. Выводы и рекомендации.

 

Выводы:

- маршрут был пройден в соответствии с заявленным графиком, получившись достаточно спортивным и напряженным;

- в середине июня в реке еще сохраняется достаточно высокий уровень воды, что позволяет осуществлять сплав как на байдарках, так и на катамаранах, включая катамараны четверки;

- препятствия разнородны, что дает ценный опыт новичкам;

- нахождение в районе проведения похода такой достопримечательности как Соловецкие острова, даёт отдельный стимул посетить Северную Карелию;

- прохождение реки за неделю, как мы убедились, вполне возможно, однако такой темп не даёт в полной мере насладиться ею – покатать пороги, порыбачить вслать, спокойно сделать баню. По этому, для полного освоения/осознания данного маршрута, при наличии времени, рекомендуется закладывать две недели, включая дорогу.

 Рекомендации:

- поход в регион в начале/середине июня требует особо тщательного выбора снаряжения, так как температура воздуха может опускаться ниже 5 ºС;

- на маршруте очень много озер, а также имеются протяженные плесовые участки, в связи с чем необходимо предусматривать запас времени на тот случай, если погодные условия не будут позволять пройти их в расчетное время (сильный встречный ветер, гроза и т. д.).

 7. Над отчетом работали.

 Группа в полном составе за исключением Елены Колесниченко.

 Проверка материалов, обобщение и соединение воедино – Валуев Сергей.

 

-----------------------------------------------------------------------------------

Отчет опубликован с разрешения С. Валуева


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2014, отчет о водном походе IIIк.с. Рук. Валуев С.
" "




© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика