Отчет о водном походе 3к.с. по р.Пистайоки на байдарке и катамаранах.
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2014, отчет о водном походе IIIк.с. Рук. Валуев С.
Водный поход 3-й к.с.
район похода - Карелия
Нитка маршрута: ст. Лоухи – оз. Кимасъярви – сплав по реке Пистайоки – пос. Войница – гор. Кемь – Соловецкие острова – гор. Кемь
Сроки похода: 11 июня 2014 года - 22 июня 2014 года
Руководитель: Сергей Валуев
Отчет о водном походе 3к.с. по р.Пистайоки на байдарке и катамаранах, севершённый летом 2014г, под руководством Сергея Валуева
Федерация Спортивного Туризма – Объединение Туристов города Москвы.
Отчет
о водном туристском походе третьей категории сложности по Республике Карелия с экскурсионной программой по Соловецким островам совершенному группой туристов из Москвы (т/к Перово, т/к Вестра) в период с 11.06.2014 г. по 22.06.2014 г. по маршруту:
гор. Москва – ст. Лоухи - оз. Кимасъярви - сплав по реке Пистайоки - пос. Войница - гор. Кемь - Соловецкие острова - гор. Кемь - гор. Москва.
Руководитель группы: Валуев Сергей Викторович. тел. (985) 997....
Маршрутная книжка: 1/4-306
Москва 2014
Содержание
1. Справочные сведения о походе
1.1 Паспорт похода_____3
1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута_____4
1.3 Список группы_____6
2. Общегеографическая и туристская характеристика района_____8
2.1 Географическое положение и туристские особенности района_____8
2.2 Подъезда и отъезд с маршрута_____10
2.3 Аварийные выходы с маршрута_____11
3. Организация и проведение похода_____12
3.1 Цели и задачи похода_____12
3.2 Изменения маршрута и их причины_____12
3.3 Обеспечение безопасности на маршруте_____12
3.4 График движения_____13
4. Техническое описание действий группы_____14
5. Выводы и рекомендации_____19
6. Над отчётом работали_____19
7. Приложения_____20
8.1 Фотоматериалы_____20
8.2 Картография_____31
1. Справочные сведения о походе
1.1 Паспорт похода
Вид туризма |
Водный |
Район проведения |
Северная Карелия |
Категория сложности |
Третья |
Сроки проведения |
11 – 22 июня 2014 года, 12 дней |
Число участников |
11 человек |
Средства сплава |
Катамаран-4 (1 шт.), катамаран-2 (2 шт.),
байдарка-3 (1 шт.) |
Протяженность активной части
маршрута |
105 км (сплав) + 25 км. (пешком) |
Подробная нитка маршрута |
гор. Москва - ст. Лоухи - оз. Кимасъярви - сплав по реке Пистайоки - пос. Войница - гор. Кемь - Соловецкие острова - гор. Кемь - гор. Москва |
Уровень воды |
Выше среднего |
1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
№ п.п. |
Название |
К. т. |
Описание |
1 |
Порог Сакал |
2 |
Протяженность порога - 150м. Начало - неглубокая шивера. Заход в порог из-под левого берега. Далее русло сужается и появляется много обливных камней. В средней части порога прижим к плите у правого берега на повороте. Осмотр возможен по ЛБ. Несмотря на общую несложность порога, рекомендуется отнестись к нему серьезно, так как это первый порог на реке практически сразу после старта. |
2 |
Порог Захар |
2 |
Протяженность порога 500м. Порог неглубокий с большим количеством обливных и надводных камней. В начале порога несколько небольших островов и течение ускоряется, есть небольшие сливы. После островов река опять собирается в одно русло и далее идет шивера с двумя поворотами. Просмотр порога возможен со второго небольшого острова в начале порога. |
3 |
Порог Змеиный |
2 |
Протяженность порога около 200м. Ориентир - небольшой остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав менее полноводный, в невысокую воду может быть мелким, много камней. Правая протока более широкая, начинается крутым сливом. Далее идет извилистая шивера. |
4 |
Порог Соленый |
2 |
Протяженность порога 150м. В пороге несколько сливов, образованных камнями и плитами. Самый большой слив в конце порога. В начале и средней части порога русло делится на две части большими камнями. |
5 |
Порог Падун |
; |
Река делится на две протоки большим островом. В левой протоке порог Падун. Правая протока представляет из себя шиверу с большим количеством подводных и надводных камней. По большой воде проходима. Левая протока начинается быстротоком шириной 10 метров и длиной 30-35 метров заканчивающимся резким поворотом налево с крутым сливом высотой порядка 1.5 метра. В левой части слив положе, в правой части вода сливается под крутым углом с плиты. Перед сливом идет навал на скалу правого берега. Слив заканчивается не жесткой бочкой. Сразу после слива русло делает резкий поворот направо, образую вместе со сливом S образный поворот. После слива идет не сильный навал на левый берег, осложненный надводным камнем у левого берега в 10 метрах от слива. После S образного поворота следует шивера с обливными камнями и локальными сливами. Просмотр порога по левому берегу, там же тропа для обноса. |
6 |
Порог Межозерный |
3 |
Протяженность порога 300м. Порог расположен между озерами Мандиярви и Хирвасьярви. Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Правая протока – неинтересная шивера. Просмотр порога возможен по левому берегу центральной протоки. Вход в порог – узкий проход между камнями, затем струя разделяется - справа мощный неширокий слив около 1м, слева более широкий и более слабый слив. Далее шивера с валами 0.5 м. |
7 |
Порог Семиповоротный |
3 |
Порог представляет из себя длинную шиверу протяженностью 1500 м. с валами до 1м. Порог проходим по основной струе. Первый остров обходим слева, после которого правый поворот |
|
|
|
и еще один остров, проходимый справа. Порог требует постоянного внимания. Камней при высоком уровне воды практически нет. |
8 |
Порог Одинокое дерево |
2 |
Протяженность порога - 300м. Ориентир - камень с растущим на нем деревом. Русло делиться на две протоки, основная – правая. В правой протоке два небольших слива (около 0.5 м.) и следующую за ними выходную шиверу. |
9 |
Порог Курки |
2 |
Протяженность – 400м. В начале порога неглубокая шивера, а далее слив через всю реку (до 0.9 м.). Справа слив выше и интерснее, но на заходе много обливных и полуобливных камней. После слива небольшая бочка и выходная шивера с валами до 0.7м. Просмотр порога возможен по левому берегу. |
10 |
Порог Петух |
2 |
Протяженность порога – 100м. Порог расположен в сужении реки до 6-7 метров и представляет из себя пологий слив со стоячими валами до 0.7м. |
11 |
Порог Грива |
2 |
Протяженность порога – 300м. Русло реки делиться островом на две протоки. Левая протока – основная. В протоке небольшой слив высотой 0.5м., далее – шивера. |
12 |
Порог Фурляляй |
3 |
Протяженность порога – 600м. Первая часть порога – извилистая шивера с валами до 0.6м. В конце шиверы по левому берегу две глубокие бухты, образованный выходами скал. Скала. Замыкающая вторую бухту, образует в реке слив высотой около 1м. с нежесткой бочкой. Далее идет выходная шивера с валами в конце. |
13 |
Порог Имисев |
3 |
Протяженность порога – 200м. Мощная двухступенчатая шивера на небольшом правом повороте. Валы около 0.8м.. После обоих ступеней по правому берегу есть улова, где возможна организация страховки. |
14 |
Порог Талии |
2 |
Протяженность порога – менее 100м. Порог начинается пологим сливом с валом около 0.8 м. далее выходная шивера с валами до 0.5 метра. |
15 |
Порог Хирви |
2 |
Протяженность порога – 300м. Порог начинается перекатом и крутым правым поворотом. Далее шивера с большим количеством обливных камней. |
16 |
Порог Поалла |
3 |
Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень простая с небольшим сливом и валами. Примерно через 150м. – вторая ступень в которой слив покруче и короче. Через 70м. – третья ступень. По струе – основной пологий слив высотой около 1м. с ощутимой бочкой. Можно пройти левее основного слива и слиться с плиты. Порог выходит в озеро. |
1.3 Список группы
п/п |
Фамилия, имя, отчество, год рождения |
Туристическая подготовка |
Обязанности в группе, распределение по средствам сплава |
1 |
Валуев Сергей Викторович, 25.01.1984 г. р. |
Ока 4Р, Урик 4Р, Б. Хонна-Макит - Аян - Хета 3Р, Лоймола- Укса 3(4)Р, Инструктор ВТ |
Руководитель, капитан К4 |
2 |
Дьяконенко Яна Борисовна, 18.02.1985 г. р. |
Мста 2У |
Завхоз, матрос К4 |
3 |
Колесниченко Елена Валерьевна, 20.01.1978 г.р. |
Мста 2У |
Хронометрист, матрос К4 |
4 |
Маркина Людмила Кирилловна, 30.05.1985 г.р. |
Мста 2У |
Снаряженец, матрос К4 |
5 |
Богомолов Антон Владимирович, 14.08.1968 г.р. |
М. Нарын - Нарын - Чон-Кемин 5У, Балыктыг-Хем - Каа- Хем 4У, Ока 4У |
Казначей, капитан К2-1, |
6 |
Шайхиева Наталья Васимовна, 19.10.1981 г.р. |
Она 4У, Балыктыг-Хем - Каа- Хем 4У |
Хронометрист, матрос К2-1 |
7 |
Нестурх Сергей Юрьевич, 10.11.1971 г.р. |
Кодор 3У, Аксаут 3У, Тумча, 3У |
Капитан К2-2 |
8 |
Нестурх Юлия Сергеевна, 20.07.1974 г.р. |
Кодор 3У, Аксаут 3У, Тумча, 3У |
Фотограф, матрос К2-2 |
9 |
Чегринец Елена Рудольфовна, 28.09.1982 г.р. |
Мста 2У |
Медик, матрос К-4 |
10 |
Чикляев Иван Владимирович, 16.06.1981 г.р. |
Мста 2У |
Ответственный за транспорт, капитан Щуки |
11 |
Маркин Сергей Сергеевич, 07.09.1986 |
Мста 2У |
Реммастер, матрос Щуки |
Ввиду того, что один из заявленных участников - Михасёв Александр Юрьевич в день отъезда из Москвы сообщил о том, что не сможет принять участие в походе по семейным обстоятельствам – образовалась нечетность группы.
Ввиду нечетного количества участников, на К4 происходила постоянная ротация матросов. Тот из матросов, кто не участвовал в управлении катамараном в конкретный момент времени – осуществлял сплав на байдарке третьим номером.
2. Общегеографическая и туристская характеристика района
2.1 Географическое положение и туристские особенности района
Свое начало р. Пистайоки берет на территории сопредельного государства – Финляндии. Исток – озеро Йоукамоярви.
В своём течении р. Пистайоки проходит множество озёр, крупные из них: оз. Кимасъярви, оз. Шуванда, оз. Хиреасъярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, оз. Вайкульское, оз. Корпиярви, оз.Торайсъярви. Река впадает в озеро Верхнее Куйто.
Средний расход воды до оз. Пистаярви – 22 м3/с, в истоке реки из оз. Пистаярви –
37 м3/с, в устье – 44 м3/с. Средний уклон межозерных участков - 1,7 м/км. Общее падение от озера Йоукамоярви до оз. Верхнее Куйто составляет 150 м.
Питание – смешанное, снего- дождевое. Флора и фауна типична для рек и озёр
Карелии.
Протяженность сплавного участка – 105 километров. Сплав, как правило, начинают от оз. Кимасьярви.
К достоинствам реки можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, и сложности порогов, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута. В реке водится много рыбы, в том числе ценных пород (кумжа), по берегам растет множество ягод.
Неоспоримый плюс маршрута в том, что по его окончанию есть возможность посетить одну из достопримечательностей Карелии: Соловецкие острова, чем мы и воспользовались.
Соловецкие острова— архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это самый крупный по площади архипелаг Белого моря.
Соловецкий архипелаг состоит из нескольких крупных островов:
Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км²
Главной достопримечательностью острова Большой Соловецкий является Спасо- Преображенский монастырь. Монастырь был основан в 15 веке отшельниками Германом, Саввой и Зосимой, и сразу же стал важным центром Беломорского края. Он использовался, как оборонительное укрепление, и являлся оплотом Христианства.
В северо-западной части Большого Соловецкого острова расположен Савватиевский скит (18 век). На этом месте, согласно легенде, устроили первое поселение основатели Спасо-Преображенского монастыря - отшельники Савва и Герман. На самой высокой точке острова - горе Секирная (99 м) - в 60-х годах 19 века был основан Секиро-Вознесенский скит. На Секирной горе установлен Соловецкий маяк. Высота его 123 м, это самый высокий маяк Белого моря.
Переговорный камень - камень-памятник, связанный с событиями Крымской войны 1854 года.
Озерно-канальная система – это одна из самых уникальных достопримечательностей Соловецких островов. На Соловецких островах имеется около 400 пресных озер, при этом уровни воды в них кардинально отличаются друг от друга.
Ботанический сад на Соловецких островах – Здесь выращивают и акклиматизируют необычные для европейского Севера растения
Филипповские садки — отгороженный морской заливчик, приспособленный для хранения живой рыбы.
Анзерский остров, или Анзер — 47 км² Первая религиозная постройка была возведена на острове Анзер в 17 веке, это был
Троицкий скит. Недалеко отсюда на горе Голгофа (самая высокая гора архипелага, высота 200 м) стоит Голгофо-Распятский скит. Он был построен в начале 18 века при Петре I бывшим духовным наставником царя, которого сослали на Соловки, после чудесного видения, когда монаху явилась Царица Небесная и повелела основать на горе келью. В 1828 - 1830 годах здесь возвели каменную Распятскую церковь с высокой колокольней. Голгофо-Распятский скит всегда отличался особой суровостью устава - иноки не ели рыбу, они были обязаны постоянно трудиться и молиться, женщины- паломницы сюда не допускались.
Большая Муксалма — 17 км²
В конце 19 века на острове был возведён каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, с которого началось строительство Свято Сергиево-Радонежского скита. При нём организовалась ферма, ставшая эталоном ведения монастырского хозяйства на Соловках. Во второй половине 19 века через пролив Южные Железные Ворота от острова Большая Муксалма к Большому Соловецкому острову была проложена морская дамба длиной 1220 м, получившая название "Каменный мост", она сохранилась и до наших дней.
Большой Заяцкий остров — 1,25 км²
Главная достопримечательность острова - Свято-Андреевский скит. Ещё в 16 веке на берегу острова Большой Заяцкий был основан портовый комплекс с каменной гаванью и каменными палатами для отдыха. В 1702 году в гавань зашли суда Петра I, во время пребывания здесь царь приказал построить у гавани церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Так появился Свято-Андреевский скит. Большой Заяцкий остров усеян таинственными неолитическими памятниками - "лабиринтами", назначение которых неизвестно и по сей день. Они представляют собой сооружения в виде спиралей, составленных из небольших булыжников, с одним входом и выходом. Подобные памятники встречаются не только на Соловках, но и в Карелии, Мурманской области и в странах Северной Европы. То, что такие "лабиринты" сохранились здесь и до наших дней, говорит о особом отношении православных монахов времён освоения Соловецких островов к таким языческим сооружениям.
В архипелаг входит также более 100 малых островков.
Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей- заповедник».
Наша группа жила в палаточном городке, расположенным за Спасо- Преображенским монастырем. В этом месте можно ставить палатки и разводить костер. Билеты на катер до Соловков и обратно, а так же экскурсии были заказаны заранее, из Москвы, т.к. в этот период начинается «высокий сезон» и свободных мест нет. Все подробности об экскурсиях, транспорте и проживании на Соловках можно узнать на сайте Соловецкого центра гостеприимства (http://welcome.solovky.ru).
2.2 Подъезд и отъезд с маршрута
Заброску осуществляли от ст. Лоухи. Ехали поездом Москва-Мурманск, отправлением в 22.20 из Москвы и с прибытием на ст. Лоухи в 02.25 через день.
О заброске и выброске на реку заранее договорились с перевозчиком: Игорь +79212222130. Автомобиль – ГАЗ Садко (кунг) с багажником на крыше. При размещении багажа на крыше, в кунге можно уехать большой группой – до 20ти человек. С ним также договаривались о катере до Соловецких островов и трансфере от причала до вокзала на обратном пути. Ненужные на Соловках вещи (суда и сплавное) оставляли в гараже у Игоря.
Стоимость заброски и выброски одинаковая – 14000 руб. за машину (количество человек значения не имеет).
Место стапеля – заброшенный деревянный мост на оз. Кимасъярви. Дорога до стапеля заняла чуть меньше 6 часов. Места для стапеля достаточно много, дорога проходит буквально в 20-30 метрах от воды.
Выброска от поселка Войница до Кеми. Место антистапеля – остатки моста рядом с часовней. Дорога подходит непосредственно к месту антистапеля. Надо учитывать, что на месте анистапеля не ловит мобильная связь. Договариваться о точном месте встрече с водителем надо или заранее, или подниматься до основной дороге и ловить сигнал сотовой связи там. Дорога до Кеми заняла 5 часов + немного меньше 1 часа на заброс вещей к Игорю в гараж и проезд до причала.
Одной из основных задач при организации заброски/выброски было организовать комфортную для группы стыковку в Кеми между речным маршрутом и морским трансфером до Соловецких островов. В итоге было принято решение (оправдавшее себя в дальнейшем) не стараться успеть на рейсовый теплоход до Соловков, а нанять частный катер. С Соловецких островов до Кеми уходили рейсовым теплоходом.
Стоимость заказанного катера (спецрейс) до острова Б. Соловецкий – 11000 руб. – по 1000 руб. с человека. Максимальная вместимость – 15 человек. Надо учитывать, что при небольшой группе стоимость с 1 человека может быть выше, и исходить из того, что на рейс туда-обратно уходит 100 литров дизтоплива + заработок «капитана». Стоимость 1 билета на рейсовый теплоход с острова Б. Соловецкий – 1000 руб. Стоимость трансфера от причала до вокзала с забором вещей – 1000 руб. Плавание до причала на Соловках заняло около 4х часов. Возможно без достаточного сильного волнения и противного встречного ветра, время плавания было бы меньшим.
С Соловецких островов до Кеми шли рейсовым теплоходом, отходящим в 19.00 и прибывающим в Кемь в 21.00. Билеты на теплоход бронировали заранее из Москвы.
От причала нас забрал водитель и доставил до вокзала г. Кемь с заездом за вещами. Время в дороге – менее 1 часа.
В Москву ехали поездом № 237 сообщением Мурманск-Астрахань, отправлением в 00:45 и прибытием в Москву на курский вокзал в 22:26 на следующий день.
2.3 Аварийные выходы с маршрута.
На маршруте есть 4 места, где относительно удобно можно сойти с маршрута или обратиться за помощью:
1) Мост через р. Писта (через 8 км после начала маршрута), примерно через 1 км после порога Падун. По этой дороге мы забрасывались на место стапеля. Движение по дороге не интенсивное, более оживленное летом и в выходные дни, расстояние до пос. Пяозерский составляет 37 км. В 2 км ниже моста по левому берегу есть деревня Кушеванда, где живут люди и можно найти машину.
2) Мост ниже озера Хирвасъярви. От моста до поселка Пяозерский ехать примерно 35 км в восточном направлении, до поселка Тихтозеро – 17 км в западном направлении.
3) Деревня Тихтозеро, расположенная на правом берегу озера Пистаярви. В деревне есть возможность найти машину.
4) Мост ниже озера Корпиярви. От моста до пос. Калевала ехать примерно 41 км в восточном направлении, до пос. Войница – 15 км в западном направлении. Движение на маршруте более интенсивное в летний период и в выходные дни.
Сотовой связи на реке, нигде кроме места стапеля (1 деление Мегафона), замечено не было.
3. Организация и проведение похода
3.1 Цели и задачи похода
Целями и задачами данного похода ставились: повышение спортивного мастерства, закрепление знаний, полученных в школе базового уровня проведенной ТК «Вестра»; выработка и закрепление следующих навыков: прохождение препятствий 3 кат. трудн-ти, организация страховки; знакомство с природой Северо-Западной Карелии; посещение Соловецких островов.
3.2 Изменения маршрута и их причины
Изменений нитки маршрута не было. Изменений в графике движения не было. Незначительное изменение по прохождению одного из определяющих препятствий - п. Падун: непосредственное прохождение порога осуществлено 14.06, а не 13.06, как планировалось, для обеспечения безопасности (к порогу подошли ок. 16:00 13.06; + неблагоприятные погодные условия – сильный ветер дождь).
3.3. Обеспечение безопасности на маршруте.
Обеспечение безопасности, являлось одной из основных задач при подготовке и прохождении маршрута. При подготовке и прохождении данного маршрута были приняты следующие меры безопасности:
1. Список и маршрут группы, а также контрольные сроки прохождения маршрута были зарегистрированы в Кемском ПСО МЧС России – тел. (81458) 5-68-90);
2. При прохождении маршрута все члены группы находились в неопреновых гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами;
3. При прохождении определяющих препятствий применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, в отдельных случаях – нижняя страховка с воды;
4. При прохождении озер группа придерживалась следующей тактики: расстояние между судами не должно превышать 20 метров, а расстояние до берега не более 500 метров.
5. При движении по маршруту общественное снаряжение группы и продовольствие были распределены между экипажами судов, таким образом, чтобы в случае потери одного из судов, оставшегося в наличии снаряжения было бы достаточно для безболезненного ожидания помощи или выхода к людям. Комплект картографического материала имелся у капитана каждого судна, у руководителя и штурмана группы также имелись GPS приёмники;
6. Во время проведения похода участники группы не забывали о том, что они находятся в тайге, где возможны встречи с различными представителями дикой природы (змеями, клещами и т.д.), в связи с чем соблюдали соответствующие меры предосторожности.
3.4 График движения.
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
11.06 - 13.06 |
1-3 |
гор. Москва – ст. Лоухи – оз. Кимасъярви |
---- |
Поезд, автотранспорт |
13.06 |
3 |
оз. Кимасъярви – 100 м. выше пор. Падун |
7 |
Сплав |
14.06 |
4 |
100м выше пор. Падун – 300 м. выше оз. Вихельтаярви |
20 |
Сплав |
15.06 |
5 |
300 м. выше оз. Вихельтаярви – 2 км. от начала оз. Муасъярви |
21 |
Сплав |
16.06 |
6 |
Дневка |
---- |
Дневка |
17.06 |
7 |
2 км. от начала оз. Муасъярви – 200 м. выше пор. Имисев |
23 |
Сплав |
18.06 |
8 |
200 м. выше пор. Имисев – в 4х км. ниже оз. Торайсъярви (на оз. В. Куйто) |
22 |
Сплав |
19.06 |
9 |
в 4х км. ниже оз. Торайсъярви – пос. Войница – гор. Кемь |
12 ---- |
Сплав, автотранспорт |
20.06 |
10 |
гор. Кемь – Соловецкие острова |
---- 5 |
Катер, пешком |
21.06 |
11 |
Кремль – остров Б. Муксалама Соловецкие острова – гор. Кемь |
20 ---- |
Пешком, катер |
22.06 |
12 |
гор. Кемь – гор. Москва |
---- |
Поезд |
4. Техническое описание действий группы
11.06.14 – день 1 (отъезд из Москвы)
20:40 – встреча отъезжающих на Ленинградском вокзале на платформе дальнего
следования, играет оркестр, из провожающих – Ира Ч. Вещи к вагону носим челноком. В вагоне размещаемся без проблем.
22:20 – отправление поезда №092 Москва-Мурманск
~01:00 – отбой
12.06.14 – день 2 (поезд)
09:00 – подъем, завтрак
За окном солнечно. Вместо стандартного поездного расслабления идет суровая подготовка к экзамену в водной школе Вестра.
14:30 – обед
Стоянка в Петрозаводске, пасмурно.
19:30 – ужин
Стоянка в Сегеже, снова солнечно. Несмотря на это – после ужина отбой. Поспать удается только самым стойким, плачет ребенок…
13.06.14 – день 3 (ст. Лоухи - оз. Кимасъярви – 100 м. выше пор. Падун)
01:40 – подъем
02:25 - прибытие в Лоухи, стоянка 5 минут
02:35 – погрузились в кунг
Машина комфортная, просторная, сидим на рюкзаках, поверх которых положены мягкие подушки, есть свет.
05:05-05:15 – зеленая стоянка, перекус
Проехали около 100 км, осталось примерно 60км. Дорога – гравий, местами асфальт.
07:15 – прибыли к озеру Кимасъярви
Солнечно. Дорога от вокзала заняла 4 ч. 40 мин.
07:40 – начало стапеля
Первой готова Щука, потом двойки, потом четверка. Мужик из Марий Эла (рыбак) угощает нас только что пойманной рыбой (щукой).
11:10-11:45 – завтрак
Слышны раскаты грома, начинается дождь.
14:05 – выход на воду всей флотилии
Выходим за мостом после Кимасъярви.
14:15 – порог Сакал 2 кт
Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – К2-2 – Щука – К4
14:45 – порог Захар 2 кт
Идем без просмотра, порядок следования: К2-2 – Щука – К2-1 – К4.
15:10 – безымянное препятствие 1 кт
Чистый слив. Идем без просмотра, порядок следования тот же.
15:25 – порог Змеиный 2 кт
Идем без просмотра, порядок следования тот же.
15:40 – порог Соленый 2 кт
Идем без просмотра, порядок следования тот же.
16:05 – чалка для восстановления ориентировки, ищем порог Падун, который по времени уже должен быть. Осматриваем правую протоку от острова. Порог, как и ожидалось, оказался в левой протоке, куда и перечаливаемся.
16:20 – выходим на осмотр порога Падун, осмотр по левому берегу. Дождь перерастает в ливень…
16:50 – руководителем принято решение встать на ночевку и проходить порог с утра на разгруженных судах. Ставим лагерь на левом берегу до порога. Ровных мест немного, размещаемся группками по 2 палатки.
19:25 – ужин
~21:00 – отбой
14.06.14 – день 4 (100м выше пор. Падун – 300 м. выше оз. Вихельтаярви)
06:00 – общий подъем
Всю ночь шел дождь, к утру утих.
08:00 – готов завтрак
08:40 – начали относить вещи в конец порога
10:00 – начало прохождения порога Падун 3 кт
Первыми идут К2-1, проходят порог до конца и встают на страховку. Вторыми идут К2-2, встают на страховку за первой ступенью. Затем идет Щука (до конца), потом 4ка (до конца). Все экипажи, кроме К2-1, проходят порог по 2 раза. На К4 во 2ой заход Лену Ч. меняет Люся М. На Щуке в 1ый заход капитан Сергей М., во 2ой – Иван Ч.
Все экипажи прошли порог безаварийно.
11:35 – окончание прохождения порога
11:35-12:10 – перекус
В байдарку пассажиром идет Лена Ч. Встречаем группу попутчиков из двух каякеров и катамарана-двойки. Порог Падун они прошли правой протокой, мы посоветовали им посмотреть на левую и, при желании, пройти ее.
12:50-12:55 – мосты
1ый мост – разрушенный деревянный, 2ой мост – автомобильный.
Проходим через центральный пролет, воды много – под мостами приходится пригибаться.
13:40-13:50 - привал на выходе из озера Шуванда
14:15 – мост, проходим через средний пролет, за мостом перекат
14:30 – вышли в озеро Мандуярви, на выходе безымянный порог 1кт
14:55-17:10 – обед
17:55-18:10 – осмотр порога Межозерный 2кт на выходе из оз. Мандуярви, не сразу понятно в какую из проток между островами нужно идти (а нужно в среднюю).
18:10-18:30 – прохождение порога
Порядок следования: К2-2 - К2-1 – Щука – К4. В выходной ступени Щука кильнулась – навал на камень у правого берега, зачалились сами (страховка была на готове – 2 катамарана двойки)
18:50 – вышли в озеро Хирвасъярви
19:40 – перегребли озеро и снова ушли в реку
19:50 – мост, за мостом перекат
20:05 – окончание ходового дня, ставим лагерь на левом берегу
Стоянка оборудована – есть стол, 2 лавки, стойки для навеса, много ровных больших площадок (несмотря на поваленные сосны на берегу). Ниже метрах в 100 по течению есть удобный заход в воду для купания с песчаным дном. Светит солнце, вода теплая J
~22:00 – ужин, после ужина добавка в виде копченой рыбы
~00:15 – отбой самых загулявших и рыбаков
15.06.14 – день 5 (300 м. выше оз. Вихельтаярви – 2 км. от начала оз. Муасъярви)
08:00 – общий подъем
09:30 – завтрак
11:10 – выход на воду
11:20 – вышли в озеро Вихельтаярви, до озера – шивера
11:50 – перегребли озеро (шли вдоль правого берега)
12:25-12:50 – привал, вышли в озеро Пистаярви
13:50-16:00 – обед
Дует сильный Ю-З ветер, для нас не попутный, боковой. Но хоть он нам и мешает, надо идти дальше…
16:35-16:45 – остановка на носу какого-то острова
17:20-17:35 – остановка на острове
18:20 – прошли озеро Пистаярви, остановка возле порога Лужма
18:45-18:55 – прохождение порога Лужма 1 кт
Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – К2-2 – Щука – К4.
19:10 – 19:25 – прохождение порога Семиповоротный 3 кт
Идем без просмотра. Порядок следования: К2-2 – К2-1 - Щука – К4. К2-1 – с промежуточной чалкой.
19:25-19:35 – привал, хочется обнести порог и пройти еще раз, но уж больно далеко… На выходе из порога есть место для стоянки с баней, для нас тесновато.
19:50-19:55 – прохождение порога Одинокое дерево 2 кт
Идем походным порядком. Ищем место для стоянки.
~20:40 – останавливаемся на левом берегу озера Муасъярви, на высоком сосновом пригорке. Места – хоть танцы устраивай. Выше по течению метрах в 200 в низине есть охотничий домик, песчаный пляж, каменка для бани. И всем этим завтра мы собираемся воспользоваться J
~22:30 – ужин
Дождь, сильный ветер, который сдувает посуду, вещи и чуть не рвет тент…
~01:00 – отбой
16.06.14 – день 6 (дневка)
10:00 – общий подъем
Но самые верные друзья встали пораньше, чтобы подготовить праздник имениннику – Ване Ч., украсить палатку шариками и испечь блинный торт со сгущенкой и свечками J После завтрака – факультативное занятие по навесной переправе, полиспастам и пр.
~15:00 – обед и прочие вкусности, разбавленные занятием по топографии Начинается дождь, дует ветер, ооочень холодно (планы на баню накрылись медной шайкой), народ расползается отсыпаться.
~19:30 – побудка на ужин и отбой не приходя в сознание…
17.06.14 – день 7 (2 км. от начала оз. Муасъярви – 200 м. выше пор. Имисев)
06:00 – общий подъем
07:15 – завтрак
09:50 – выход на воду
По-прежднему ооочень холодно…
10:35-10:45 – прохождение порога Курки 2 кт на выходе из озера Муасъярви. Пассажиром в байдарке Лена К. Идем без просмотра, порядок следования: К2-2 - К2-1 - Щука – К4.
10:55 – порог Петух 2 кт
Идем без просмотра, порядок следования тот же.
11:00 – мощная короткая шивера.
11:10-11:20 – перекур
11:25-11:50 – порог Грива 2 кт
Идем без просмотра, порядок следования тот же.
Незаметная с воды, но коварная бочка закусила 4ку. Насладившись текущей водой и чужими усилиями, выдернули К4 морковкой.
12:15-13:10 – прохождение озера Вайкульское, на выходе из него обнаружили дневку наших попутчиков
13:10-13:30 – перекус
13:40 – сгоревший мост, прохождение вдоль левого берега
13:50-14:35 - прохождение порога Фурляляй 3кт
Первыми проходят К2-1 с наплыва, зачаливаются в конце порога. Далее, для остальных экипажей просмотр порога (по левому берегу). Дальше проходят К2-2, Щука, К4.
15:45 – чалка перед порогом Имисев, ставим лагерь на правом берегу
Место популярное, столы, деревянные фигуры, тропа вдоль берега до 2ой ступени порога.
~18:00 – обед
Параллельно костру разводится нодья (Антон Б. дает мастер-класс), греемся и сушим неопрен, прочие вещи.. Рыбаки рыбачат.
~21:30 – ужин
~23:30 – отбой
18.06.14 – день 8 (200 м. выше пор. Имисев – в 4х км. ниже оз. Торайсъярви (на оз. В. Куйто)
07:00 – общий подъем
08:20 – завтрак
10:15-11:05 – прохождение порога Имисев 3 кт
Первыми идут К2-2 до конца порога и встают на страховку. Потом идут К2-1 и встают на страховку за первой ступенью. Затем идут байдарка без пассажира и К4. Байдарка обносится по правому берегу и проходит второй раз с Леной Ч. К2-1 проходят порог до конца.
11:05-11:15 – передых
11:30 – порог Талии 2кт
Идем без просмотра. Порядок следования: К2-2 – К2-1 - Щука – К4.
На выходе из порога – шивера, с правого берега лежит бревно (обходится слева по струе).
11:40-11:44 – прохождение порога Хирви 2кт
Идем без просмотра, порядок следования тот же.
12:15-12:30 – чалка на входе в озеро Корпиярви
13:10-13:20 – отдых
13:50-14:15 – привал на выходе из озера (после неприятного мелкого каменистого порожка). Ищем, но не находим мужика с баней (была мысль оставить ему вещи и пройти дальше налегке).
14:25 – автомобильный мост, из реки в наглую выпрыгивает кумжа
14:35 – 14:45 – прохождение порога Поалла 3 кт
Идем без просмотра. Порядок следования: К2-1 – Щука – К2-2 – К4. Во вторую ступень Щука уходит первой (поверив имеющейся лоции, в которой было сказано, что на выходе – всего лишь шивера…). Проходят чисто, обойдя бочки слева. К2-1 закусывает бочка. Остальные тоже проходят чисто.
14:45-16:50 – обед
Во время обеда К2-2 еще два раза проходят порог. 1ый раз – только вторую ступень, 2ой раз – обе ступени с заходом в кусачую бочку. Антон Б. и Сергей М. уходят на разведку в поисках тропы до автомобильного моста вверх по течению (была мысль сняться с Поаллы, чтобы не перегребать следующее озеро). Тропа не найдена…
17:55-18:10 – привал
18:25 – выход из озера Аллаярви (Торайсъярви), на выходе порожек
18:40 – вышли в озеро Верхнее Куйто
19:00-19:20 – привал, перекус
20:30 – стоянка
Приличную стоянку найти было непросто – берега завалены камнями среднего размера, поросшими мхом. Поставили лагерь на каменных лбах (небольшая рыбацкая стоянка) на правом берегу озера. Рядом со стоянкой – впадение какой-то мелкой речки.
~22:30 – ужин и роскошная добавка в виде копченой рыбы (щука, окунь, хариус).
Наслаждаемся типичным карельским пейзажем – озеро, сосны, камни со мхом, закат… Не хочется ложиться спать, не хочется расставаться с рекой…
~01:00 – все-таки отбой
19.06.14 – день 9 (в 4х км. ниже оз. Торайсъярви – пос. Войница
– гор. Кемь)
07:00 – подъем дежурных
07:30 – подъем недежурных
10:40 - выход на воду
11:20-11:25 – отдых
11:50 – еще раз отдых
12:15 – чалка перед сгоревшим мостом в Войницах
Окончание сплава, начало антистапеля. Суда разбираем на дороге, которая вела к мосту. Очень повезло с погодой – солнце и ветер.
14:30 – обед
15:00 – приехала машина, тот же кунг
15:40 – загрузили вещи, отправились в Кемь
По пути остановки в 17:05, 18:30, 20:30.
21:30 – приехали в Кемь, оставили суда и сплавные вещи в гараже у водителя
21:40-22:00 – переезд Кемь-Рабочеостровск
22:50 – прибыл наш катер «Шалун», капитан – знакомый нашего водителя
20.06.14 – день 10 (Соловецкие острова)
02:00 – добрались до Соловков
Холодно. Ставим лагерь за монастырем в палаточном городке.
03:00 – перекус сухим пайком, отбой
09:30 – подъем, завтрак
10:30-13:30 – экскурсия на о-в Заяцкий
Обед.
16:00-19:00 – экскурсия по Кремлю, потом поход в Морской музей, душевая в гостинице
~22:00 – ужин
К ужину появились гости – Василь с девушкой (горняки из ТК Вестра), которые пешком пересекают Соловки с севера на юг, с запада на восток.
02:30 – отбой последних
21.06.14 – день 11 (Соловецкие острова. Соловецкие острова - Кемь)
06:30 – подъем первых к литургии
~08:30 – завтрак
~09:00-16:00 – прогулка на о-в Б. Муксалма с заходом к источнику
19:00 – отправление парохода «Василий Косяков», на пристани снова встречаем Василя
21:00 – прибытие в Рабочеостровск, забираем свои вещи у водителя
21:30 – приехали на вокзал в Кемь
Разграбление продуктовой палатки – чипсы, пиво, лимонад, мороженое… Игра в фрисби. Немного политики. Ждем поезда…
00:45 – прибытие поезда №237 Мурманск-Астрахань, стоянка 15 минут
02:00 – отбой
22.06.14 день 12 (поезд, прибытие в Москву)
Прошел стандартно: сон, еда, еще немного билетов к экзамену…
22:26 прибытие поезда в Москву
5. Выводы и рекомендации.
Выводы:
- маршрут был пройден в соответствии с заявленным графиком, получившись достаточно спортивным и напряженным;
- в середине июня в реке еще сохраняется достаточно высокий уровень воды, что позволяет осуществлять сплав как на байдарках, так и на катамаранах, включая катамараны четверки;
- препятствия разнородны, что дает ценный опыт новичкам;
- нахождение в районе проведения похода такой достопримечательности как Соловецкие острова, даёт отдельный стимул посетить Северную Карелию;
- прохождение реки за неделю, как мы убедились, вполне возможно, однако такой темп не даёт в полной мере насладиться ею – покатать пороги, порыбачить вслать, спокойно сделать баню. По этому, для полного освоения/осознания данного маршрута, при наличии времени, рекомендуется закладывать две недели, включая дорогу.
Рекомендации:
- поход в регион в начале/середине июня требует особо тщательного выбора снаряжения, так как температура воздуха может опускаться ниже 5 ºС;
- на маршруте очень много озер, а также имеются протяженные плесовые участки, в связи с чем необходимо предусматривать запас времени на тот случай, если погодные условия не будут позволять пройти их в расчетное время (сильный встречный ветер, гроза и т. д.).
7. Над отчетом работали.
Группа в полном составе за исключением Елены Колесниченко.
Проверка материалов, обобщение и соединение воедино – Валуев Сергей.
-----------------------------------------------------------------------------------
Отчет опубликован с разрешения С. Валуева
Свежие материалы на сайте:

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.
Сложное сделать простым
 >>> - Подробнее
12 июля 2019 года   -   Марина Воронина

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2014, отчет о водном походе IIIк.с. Рук. Валуев С.

© 1972-26.04.2025 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"
+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
