Отчет о походе 3 к.с. по р. Б.Зеленчук, Аксаут. Сент.2009

Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Зеленчук Б.,Аксаут 2009. Отчет о водном походе 3кс, сентябрь. Рук. Черняйкина И.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: Г. Москва-г. Невинномысск – пос. Архыз – сплав по р. Б. Зеленчук до пор. Косой – сплав по р. Аксаут выше каньона с пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай) до каньона Осыпной – пос. Каменномостский – г. Карачаевск – г. Армавир – г. Москва
Сроки похода: 25 сентября 2009 года - 4 октября 2009 года
Руководитель: Черняйкина И.


Поход занял 4 место на Чемпионате ЦФО 2009г. среди походов 3 к.с.

Отчет о водном походе 3 категории сложности, совершенном в районе Северного Кавказа по рекам Б. Зеленчук и Аксаут с 25 сентября по 04 октября 2009 года группой туристов при РООСРМТ "Туристский клуб" (Т/К Перово)

 

Маршрутная книжка: ¼-334
Руководитель: Ирина Черняйкина


E-mail: praetor@pisem.net

2009г.

Фотографии:

р. Б. Зеленчук:

пор. 1 Взрывной

пор. Пушка

пор. Косой

р. Аксаут:

пор. Корнет

S-образный каньон, ключевое место

пор. У моста

пор. Мустанг

каньон Осыпной, пор. Кривой

 

Карта маршрута

 

Содержание:

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Определяющие препятствия маршрута

1.2. Список участников, распределение по судам, список пройденных препятствий

1.3. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя

1.4. Адрес хранения отчета, наличие фото- и видеоматериалов

II. Содержание отчета 

1. Общая смысловая идея похода

2. Изменения маршрута и их причины

 

3. Общегеографическая и туристская характеристика района


3.1. Географическое положение и туристские особенности района

 

3.2. Варианты подъезда и отъезда. Иные подробности по заброске и выброске

3.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

3.4. Аварийные выходы с маршрута

3.5. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

 

4. Развернутый график движения

5. Техническое описание прохождения группой маршрута

6. Лоция

7. Финансовые расходы

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Приложение 1. Фотоматериал

 

Приложение 2. Карта маршрута

 

 

 

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

Вид туризма:

водный

Проводящая организация:

РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб "Перово")

адрес: г. Москва,
ул. Металлургов, д.5, телефон: 306-32-73, www.perovo-tur.narod.ru

Район проведения:

Северный Кавказ

Категория сложности:

3 (третья)

Сроки проведения:

25 сентября - 04 октября 2009г.

Продолжительность:

Общая – 10 дней.

Ходовых дней – 4.

Число участников:

15 человек

Средства сплава:

Кат-2 – 3 шт.

Кат-4 – 1 шт.

Каяк – 5 шт.

Подробная нитка маршрута:

Г. Москва-г. Невинномысск – пос. Архыз – сплав по р. Б. Зеленчук до пор. Косой – сплав по р. Аксаут выше каньона с пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай) до каньона Осыпной – пос. Каменномостский – г. Карачаевск – г. Армавир – г. Москва

Протяженность активной части маршрута:

Сплавной участок на р. Б. Зеленчук 20 км

Сплавной участок на р. Аксаут 20 км

 

С учетом неоднократного прохождения некоторых участков рек (итого по Б. Зеленчуку 35 км, по Аксауту 24 км)  общая протяженность маршрута – 59 км

 

Работа над отчетом:

Черняйкина Ирина

Воронина Марина

Александр Привезенцев

Светлана Романюк

 


1.1. Определяющие препятствия маршрута

 

Уровень воды для обеих рек - низкий

 

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствий

Название препятствия


Р.Бол. Зеленчук

Шивера

2

500 м

Архыз

Порог

2

50 м

1-й Взрывной

Порог

3

100 м

2-й Взрывной

Порог

3

600 м

Пушка

Порог

3

100 м

3-й Взрывной

Порог

3

150 м

4-й Взрывной

Порог

3

200 м

5-й Взрывной (Косой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Аксаут

 

 

 

 

 

 

 

 

Каньон

3

2 км

Каньон с пор. Слалом

Порог

3

200 м

Корнет

Порог

3

100 м

Пятиминутка

Череда препятствий

3-4

1 км

S-образный

Порог

2

50 м

У моста

Порог

3

20 м

Мустанг

Каньон

4

1 км

Осыпной

 

 

 

 

 


1.2. Список участников, распределение по судам, список пройденных препятствий:

ФИО, г.р.

Cудно

Тур. опыт

Обязанности в походе

Пройденные препятствия

1

Черняйкина

Ирина Александровна, 1981

Матрос

 

Кат-2 Красное Солнышко 1400

 

капитан

2Р – р. Мста

4У – р. Катунь

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

2 с эл. 4У – р. Аксаут

Руководитель

Снаряженец

 

Все

2

Манунин

Алексей Петрович, 1982

4У – р. Катунь

2 с Эл. 4У – р. Аксаут

2У – р. Мста

н/к с эл. 4У – р. Уксунйоки

Финансист

 

Все

3

Привезенцев

Александр Михайлович,1983

Капитан

 

 

Кат-2 Рафтмастер Fox-2T 

 

Матрос

2с эл.4 У – Р. Аксаут

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

2У – р. Мста

Реммастер

 

Все

4

Иванова

Яна Викторовна, 1987

2с эл.4 У – Р. Аксаут

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

н/к с эл. 4У – р. Уксунйоки

2У – р. Мста

Завхоз

 

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

5

Воронина

Марина Васильевна, 1981

Капитан

 

 

Матрос

 

Кат-4 самодел. (длина 4,8 м, ширина 2,2 м, водоизмещение 1800л)

 Матрос

 

Матрос

2с эл.4 У – р. Аксаут

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

2У – р. Мста

Хронометрист

Фотограф

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

 

6

Зенченко
Виталий Анатольевич,1980

 

 

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

2У  - р. Мста

Фотограф

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

7

Салимон
Юлия Васильевна,1980

 

 

3У – р. Тунтсайоки-Тумча

2У  -  р. Мста

Хронометрист

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

8

Романюк

Светлана Ярославовна,1980

 

 

2с эл.4 У – р. Аксаут

2У -  р. Мста

Медик

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

9

Богомолов

Антон Владимирович,1968

Капитан

Кат-2 Рафтмастер Гоша

Матрос

2 с эл. 4У – р. Аксаут

 

 

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

10

Привалова

Ксения Владимировна, 1985

 

2У – р. Мста

2У – р. Сума

Хронометрист

Все, кр. Мустанг (р. Аксаут)

11

Петриков

Сергей Андреевич, 1982

 

Каяк полиэтиленовый WaveSport Diesel 80

3У – р. Уксунйоки

 

 

Все

12

Мармазов

Михаил Валерьевич,1987

Каяк полиэтиленовый Necky Blunt

3У – р. Тунтсайоки-Тумча (каяк)

5У – р. Жомболок

4У - Утулик - Снежная

4У - Аксаут, Б.Зеленчук, Маруха, Уллу-Кам, Кубань

 

Фотограф

Б. Зеленчук – все.

Аксаут – S-образный, У моста, Мустанг, каньон Осыпной.

13

Докина

Екатерина Анатольевна,1987

Каяк полиэтиленовый WaveSport Diesel 60

3У – р. Тунтсайоки-Тумча (каяк)

2У – р. Мста (каяк)

5У – р. Жомболок

4У - Утулик - Снежная

4У - Аксаут, Б.Зеленчук, Маруха, Уллу-Кам, Кубань

 

 

Б. Зеленчук – все.

Аксаут – S-образный, У моста, Мустанг.

14

Гончар Андрей Евгеньевич, 1973

Каяк полиэтиленовый Dagger Nomad 8,1

5У – р. Жомболок

4У - Аксаут, Б.Зеленчук, Маруха, Уллу-Кам, Кубань

 

 

Б. Зеленчук – все.

Аксаут – S-образный, У моста, Мустанг.

15

Покровченко Владимир Владимирович, 1966

Каяк полиэтиленовый Necky Blunt

5Р – р. Жомболок

4Р - Аксаут, Б.Зеленчук, Маруха, Уллу-Кам, Кубань

 

 

Б. Зеленчук: 1 Взрывной, 2 Взрывной, Пушка.

Аксаут: S-образный, У моста, Мустанг (на кате-2)

 

1.3. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя

Черняйкина Ирина Александровна, г. Москва.  praetor@pisem.net

1.4. Адрес хранения отчета, наличие фото- и видеоматериалов.

Библиотека МГЦТК, веб-сайт водной секции ТК «Перово» (www.perovo-tur.narod.ru ). Фотоматериалы и видеоматериалы приложены к отчету, а также, при необходимости, могут быть запрошены у руководителя группы.

1.5. Маршрут и состав группы утвердила МКК ФСТ-ОТМ 16 сентября 2009 года в составе: Климин, Реут, Рязанский.

МКК ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам  и руководителю 3 к.с.


II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода

Данный маршрут трансформировался из задуманного инструктором ТК «Перово» Эдуардом Фрохом  смешанного каячно-катамаранного похода на Кубань, Зеленчук, Б. Лабу. По определенным обстоятельствам руководитель не смог принять участие в походе, в связи с чем маршрут был изменен на заявленный (Б. Зеленчук, Аксаут, Кубань) с соответствующей заменой руководителя.

В целом группу можно было бы разделить на две части – опытные катамаранщики, бывшие несколько раз на Кавказе и решившие испытать названные кавказские реки на каяках, и – большая часть группы – бывшие до этого на Кавказе единожды либо не бывшие там вовсе и желающие пройти популярную связку кавказских рек на катамаранах.

И для тех и для других данный поход представлял возможность повысить свое спортивное мастерство, для некоторых на новом виде судов (с катамаранов – на каяки, с байдарки – на катамаран), полюбоваться осенними горами и закрыть водный сезон красивыми и динамичными реками Северного Кавказа.

 

2. Изменения маршрута и их причины.

 

2а. Заявленный маршрут:

г. Москва – г. Невинномысск – п. Архыз - р. Большой Зеленчук (сплав): п. Архыз -  ниже пор. 5-й взрывной (Косой); - выше пос. Красный Карачай -  р. Аксаут (сплав): каньон с пор. Слалом – лесничество; - пос. Учкулан – р. Кубань (сплав): пос. Учкулан – п. Каменномостский; – г. Армавир – г. Москва

 

2б. Пройденный маршрут:

г. Москва – г. Невинномысск – п. Архыз - р. Большой Зеленчук (сплав): п. Архыз -  ниже пор. 5-й взрывной (Косой); р. Аксаут: базовый лагерь выше пор Мустанг, сплав: выше каньона с пор. Слалом – каньон Осыпной; - пос. Каменномостский – г. Карачаевск– г. Армавир – г. Москва

 

2в. Причины изменения маршрута:

Первое изменение маршрута произошло на р. Аксаут, где в силу погодных условий (снег) первый день стал раскаточным для катамаранщиков и одного каякера (с возвращением в базовый лагерь), в то время как планировался для прохождения участка от каньона с пор. Слалом до S-образного (включительно). Второй же день, шедшийся группой в полном составе, таким образом оказался для большей части каякеров первым сплавным днем на Аксауте (с соответствующим привыканием к его динамичным препятствиям), кроме того, сплав был начат  выше, чем планировалось изначально для этого дня, а также, если бы был пройден весь запланированный участок Аксаута до лесничества, группа была бы на Кубани уже поздней ночью, чего хотелось избежать.

Вторым изменением маршрута стало исключение сплава по Кубани в связи с разбойным нападением на группу на стоянке в районе пор. Аманхит. Необходимость траспортировки пострадавшего в больницу, дачи показаний в Карачаевске, да и естественное отсутствие настроения для продолжения маршрута после случившегося привели к отказу от сплава по Кубани.

 

 

3. Общегеографическая и туристская характеристика района.
3.1. Географическое положение и туристские особенности района.

Северо-Кавказский район расположен на юге европейской части Российской Федерации. Его территория простирается от Нижнего Дона да Большого Кавказского хребта, занимая значительную часть Русской платформы и Кавказский перешеек, район имеет выход к Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям.

Карачаево-Черкесская Республика имеет население 427,7 тыс. чел., среди которых наиболее многочисленны: русские (210 тыс. чел.), карачаевцы (125 тыс. чел.), черкесы (40 тыс. чел.), абазины (30 тыс. чел.).

Карачаево-Черкесская Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа, западнее и севернее г.Эльбрус от главного гребня до предгорий. Протяженность территории с севера на юг – 140 километров, с запада на восток - 170 километров. Карачаево-Черкесия граничит: на юге - с Республикой Грузией и Абхазской автономной Республикой, на севере – со Ставропольским краем, на западе - с Краснодарским краем, на востоке - с Республикой Кабардино-Балкарией. Административный центр Черкесск (7 тыс. чел.). Другие крупные города: Усть-Джегута (31.4 тыс. чел.), Карачаевcк (14.7 тыс. чел.).

Рельеф гористый, на севере республики высота – менее 500 метров. Главные реки - Кубань и ее притоки. Леса занимают более 300 тысяч гектаров. Климат изменяется по высотным поясам. В предгорьях зимой температура воздуха колеблется от 0 до -10 градусов, летом - от +18 до +25 градусов. В горных районах значительно холоднее. Вегетационный период на севере республики - 182 дня, на юге (в горных районах) - 50-75 дней.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер (около 400). В основном это каровые моренные и тектонические озера. Озера есть и в верховьях рек Аксаут и Маруха, но больше всего их в бассейне Б.Зеленчука. Только в Архызе более 70 горных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии Кубань берет начало у ледников на склонах Эльбруса. Ниже города Черкесска в Кубань впадают насколькомноговодных притоков: Малый Зеленчук (образованный слиянием Аксаута и Марухи), Большой Зеленчук,Уруп и Лаба. Это левые притоки Кубани, которые рождаются в Карачаево-Черкессии и протекают по ее территории. Правые притоки маловодны.

Северный Кавказ является оптимальным регионом для отработки и совершенствования техники спортивного сплава – на препятствиях от 3 до 5 категории сложности – как в силу своей сравнительной близости к Центральному региону, так и в силу разнообразного и динамичного характера препятствий своих рек.

 

 

 

3.2. Варианты подъезда и отъезда.

Иные подробности по заброске и выброске.

Традиционно на реки Б. Зеленчук, Аксаут, Кубань большинство групп забрасывается из Невинномысска, где для, например, работников багажного отделения уже не являются сюрпризом люди, желающие в 3 часа ночи - и никак не позже - получить свой багаж. В связи с наибольшей близостью и удобством заброски на требуемые реки, а также учитывая приведенный пример с багажом, наша группа не стала исключением из этой традиции.

Чтобы охватить большее количество рек, наша группа не стала также исключением из традиции путешествия с машиной сопровождения при прохождении данных рек. В связи с количеством участников, а также количеством каяков на душу населения группы, в одну машину мы не умещались, поэтому были наняты две машины – одна «Газель» и один «УАЗ».  

«Старшего» водителя, с которым договаривались, зовут Муса, он систематически занимается сопровождением групп туристов на этих маршрутах, хорошо знаком с местной кавказской спецификой, как на дорогах, так и в общем, и очень помог нам в ситуации после нападения на Аманхите. Самые искренние рекомендации и телефон - +7 960 438 23 24.

Армавир как город отъезда в Москву был выбран в связи с тем, что билеты покупались за 45 дней, когда план маршрута еще включал Б. Лабу, откуда до Армавира ближе. Несомненно, конечно, что при выброске с Б. Зеленчука, Аксаута, Кубани Невинномысск более логичен, поскольку ближе к этим рекам.

 

Тем не менее, некоторая полезная информация по г. Армавиру и выброске оттуда (вдруг кому пригодится при выброске с Лабы или по другим обстоятельствам):

В Армавире два вокзала – Армавир-Ростовский, откуда идут поезда, в частности, на Москву – основной вокзал города; и Армавир-Туапсинский  - южное направление, на Адлер.

Камера хранения на вокз. Армавир-Рост. работает круглосуточно, персонал приветлив и склонен к гуманизму при приеме вещей от туристов – так, два связанных каяка были приняты как одно место, так же и две связанных рамы, и даже рюкзак с катамараном-4 на фоне рам и каяков был посчитан как габаритный багаж.

Багажное отделение Армавира-Рост. работает на прием вещей до 17 часов, что нужно учитывать, если планируете что-то отправлять багажкой (тел. багажного отделения - +7 (86137) 69916 ). Однако при том, что вещи в багаж мы сдавали 04 октября, отправлены они были из Армавира только 12 октября, в связи с отсутствием мест в багажных вагонах, шедших на Москву.

 

3.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

В принципе, уровень сложности препятствий на реках Б. Зеленчук и Аксаут не представляет существенной опасности для жизни человека, оказавшегося вне судна в реке, т.к. на р. Аксаут (по крайней мере при невысоком уровне воды, который был у нас) достаточно мелко и человек имеет большие шансы выбраться на берег достаточно быстро и самостоятельно (хотя возможно, где-то предварительно «постучавшись» о камни разыми частями тела..).

Зеленчук же, как река так же не столь широкая (хотя и шире Аксаута) и имеющая после каждого препятствия прогонный участок, позволяет, на наш взгляд, также достаточно скоро выбраться на берег после аварийной ситуации. Единственный участок на Зеленчуке, где длительный самосплав, как и на Аксауте, чреват возможностью побиться о камни – пор. Пушка, чем, собственно, он, наверное, и опасен.

Что касается Кубани, то теперь, после происшествия с нашей группой, пожалуй, можно уверенно утверждать, что одна из основных опасностей Кубани – это не ее пороги, а местное население. Кубань и раньше «славилась» активным интересом местных жителей к идущим по реке туристам, которые (местные жители), по слухам, наведывались в гости на стоянках, и общение не всегда было миролюбивым. Нашей же группе «посчастливилось» послужить объектом меркантильного интереса вооруженных кавказцев в масках. Так что будем считать опасным явлением на Кубани местное население, а  опасным участком весь участок реки после пос. Хурзук, в котором, по словам наших водителей, безопасно в связи с наличием погранзаставы, и до пор. Желоб, где заканчивает сплав большинство групп, и который находится прямо в населенном пункте.

3.4. Аварийные выходы с маршрута

Вдоль обеих рек, и Б. Зеленчук, и Аксаут, идет дорога, позволяющая, при наличии машины сопровождения, в течение максимум двух часов оказаться в населенном пункте, где смогут оказать медицинскую помощь. При отсутствии  машины сопровождения выброска с Б. Зеленчука так или иначе не представляет сложности, т.к. дорога вдоль реки достаточно оживленная и поймать машину не должно представлять труда. Аксаут – не столь часто посещаемая река, тем не менее в течение обоих дней мы встречали по одной-две машины, едущей либо вверх, либо вниз вдоль  реки, а также стада овец, сопровождаемые чабанами, что позволяет считать более или менее оперативную выброску с реки до ближайшего населенного пункта в нижнем течении реки – пос. Хасаут-Греческий (откуда можно уехать на машине) – вполне реальной.

3.5. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

 

Р. Б. Зеленчук:

Останки древнего наблюдательного поста на входе в долину Архыза

На севере-востоке от поселка Архыз возвышается покрытая лесом гора. Там находятся руины древнего городища и сторожевой башни Карча-Кала. По преданию, здесь останавливался Карча, легендарный предок карачаевцев, и его соратники во время своих странствий.

Казачий водопад и поляна

На территории филиала Тебердинского заповедника на правом берегу реки Большой Зеленчук в п.Архыз, находится небольшая поляна с красивым водопадом. Его называют «Казачий водопад» Такое название связано с событиями давно минувших дней. Дело в том, что во время гражданской войны (1918-1920гг.) в этих местах скрывался отряд белых казаков. Однако красноармейцы нашли их убежище и убили казаков. В память об этой истории водопад получил название «Казачий», со временем так стали называть и поляну.

Название - "Казачий", но оно, похоже, пришлое. Местные называют водопад Лавинным. От водопада открывается замечательный вид на хребет Абешира-Ахуба, перевал Волчий.

Зеленчукская обсерватория

Телескоп, находящийся в ней, - крупнейший в Евразии и второй по величине в мире (первый находится в Чили). Он относится к телескопам рефлекторного типа, т.е. в его основе лежит зеркало. Построенный еще в 60-х, он до сих пор поражает воображение. На его строительство ушло почти 10 лет, зеркало диаметром 6м везли из Лыктаринского оптического завода, затем поднимали на высоту 2 000 м над уровнем моря

На въезде в обсерваторию находится небольшой рынок, где торгуют различными сувенирами, а так же есть возможность подняться к так называемому “Лику Христа”

Икона находится на крутом левом берегу реки Большой Зеленчук на высоте около 150 метров выше уровня реки на плоской поверхности песчаниковой скалы светло-охристого цвета. Размеры ее примерно 140х80 см.

Лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая, по весьма распространенной версии, была списана с лика, проступившего на Туринской плащанице.

Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища. Именно в нем в начале Х века аланы проходили обряд крещения. Скорее всего, появление лика связано с древним городищем, расположенным у подножия хребта Мицешт на другом берегу реки Большой Зеленчук.

Софийские водопады.

В бассейне р. Большой Зеленчук – в нивальной зоне Главного и Бокового хребтов – сосредоточено 56 ледников общей площадью 30,7 км². Из-под Большого Софийского ледника со стометровой высоты река София срывается девятью водопадами. Самый мощный – тот, что ближе к тропе.

Шум бурлящей воды разносится далеко среди окрестных гор. Открывающаяся картина завораживает, и заставляет некоторое время провести в благоговейной тишине, преклоняясь перед могуществом и неисчерпаемой фантазией природы, способной создавать столь впечатляющие пейзажи.

Озеро Любви (Хребет Морг-Сырты)

Прозрачная вода символизирует чистоту и глубину этого чувства. Окруженное кольцом высоких гор, это озеро особенно красиво в конце весны и начале лета, когда сочная зелень и яркие цветы контрастируют с ярким бирюзовым цветом воды. Рассказывают, что будто бы стоит бросить монетку или колечко в воды этого озера – и Любовь никогда не уйдет из вашего сердца.

 

Р. Аксаут:

В долине Аксаута находится небольшой поселок животноводов Красный Карачай и наполовину брошенный пос. Аксаут, основанный геологами (местные жители больше знают его под названием Рудничный), летом действуют молочные фермы.

Километрах в восьми от пос. Красный Карачай виден иззубренный скальный гребень г. Кара-Кая (3893 м). От фермы за поляной начинается подъем (через гарь) к пер. Кызыл-Ауш в долину Маруха. Мы же вскоре проходим каменные ворота между низкими стенками с амбразурами. На литой плите надпись: Мемориальный комплекс Оборонная тропа

Это первый из памятников, установленных в середине 80-х гг. на пути через Марухский перевал, где шли тяжелые бои в 1942 г. Марухский перевал – трагическое место. Это самый высокогорный участок фронта во время всей второй мировой войны. Бои шли на высотах от полутора до пяти тысяч метров над уровнем моря.

 

Также, поскольку периодически приходится проводить некоторое время в городах заброски и выброски – Невинномысске и Армавире - стоит обратить внимание на достопримечательности и этих городов.

 

 Невинномысск:

Легенда гласит, что однажды горцы захватили много мирных жителей (женщин и детей) и в этом месте у слияния рек на мысу, устроили кровавую расправу. Отчего мыс и получил своё название «Невинный мыс». Легенда красивая, однако исторических подтверждений «казни» найдено не было.

храм Покрова Пресвятой Богородицы

Одно из древнейших зданий города Невинномысска, построенное еще в ту пору, когда здесь находилась казачья станица с полуторатысячным населением, - храм Покрова Пресвятой Богородицы. Это крупнейший храм в Ставропольской и Владикавказской епархии. Во время службы он вмещает полторы тысячи прихожан. Алексий Второй в 1999 года возвел этот храм в достоинство Собора.

Храм казаки заложили в самом центре станицы и простоял он до 1935 года, когда, разделив участь многих других церковных сооружений нашей страны, был почти полностью разрушен.

Вплоть до 1992 года прихожанам приходилось молиться в простеньком и незатейливом молельном домике. Возрождение храма было приурочено к  тысячелетию Крещения на Руси. Храм заново возводили практически с нуля.

 Градообразующее предприятие — ОАО «Невинномысский Азот»

Выпускает азотные удобрения, но также существуют устойчивые слухи, о том, что Невинномысский АЗОТ выпускает химическое оружие. Также в городе имеется мнение о том, что под заводом находится резервуар с аммиаком размером с футбольное поле, в очень плохом состоянии.

Интерес для любителей может представлять беля гора в окрестностях города- рукотворный Монблан, гора фосфогипса - отходы производства НПО Азот..

 

Армавир:

Единственный в мире памятник булгаковскому коту Бегемоту из «Мастера и Маргариты» (у кинотеатра «Родина»).

Ставрополь-Туапсинская железная дорога

Туапсинка - так ласково называют эту дорогу. Сначала была построена (и до сих пор функционирует) дорога от Армавира, через Белореченск - до Туапсе. И что характерно - построена полностью на частные деньги. Участок Армавир - Ставрополь был построен за три года, также на частные деньги. А дальше была революция, гражданская война, в которой железная дорога сыграла не последнюю роль - по ней ездили и воевали как минимум три бронепоезда. Дорога была сильно повреждена, как и всё вокруг, однако восстанавливать её не стали. И немым укором в степи и предгорьях Ставрополя стоят теперь железобетонные красавцы-мосты. И они стоят того, чтобы на них посмотреть. Ближе всего к городу был "Старый мост" - находился он чуть выше по Урупу от существующего моста Владикавказской ж/д. Но он чем-то помешал железнодорожникам и его взорвали уже в наши дни, в 2006 году.

Озеро Большое и Малое (соленые озера)

Озера являются уникальными объектами природы, ее памятником. Их полное название — Убежинские Соленые грязелечебные озера. Они являются остатками лагун древнего Сарматского моря, его залива, существовавшего около 6 млн. лет назад. Озера находятся на территории Холодно-Балкинского лесничества, в 25км от г.Армавира, в 12км от зерносовхоза №32, расположенного на северо-восточной окраине Армавира, неподалеку от х.Косякино.

 

4. Развернутый график движения.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Протяженность в км.

ЧХВ (часов)*

ХВ

(часов)*

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

1

25.09

Москва -

 

 

 

 

 

2

26.09

 - Невинномысск

1734

 

 

 - - - - - -

серо

3

27.09

Невинномысск –пос. Архыз.

Пос. Архыз (сплав по р. Б. Зеленчук) – пор. Пушка

150 – авто

 

2ч.50м.

 

Шивера Архыз, пор. 1 Взрывной, Пор. 2 Взрывной,

Пор. Пушка

серо

15 - сплав

2ч.8м.

4ч.20м.

4

28.09

Пос. Архыз (сплав по р. Б. Зеленчук) – пор. 5 Взрывной (Косой)

20 - сплав

 

 

 

2ч.30м.

4ч.5м

Шивера Архыз, пор. 1 Взрывной, Пор. 2Взрывной,

Пор. Пушка. Пор. 3Взрывной, Пор. 4Взрывной, Пор. 5 Взрывной

снег с утра, серо

Переезд от р. Б. Зеленчук (пор. 5 Взрывной (Косой))  - р. Аксаут (выше пор. Мустанг - лагерь)

90 - авто

3ч.

 

5

29.09

Сплав по р. Аксаут: каньон с пор. Слалом – лагерь (выше пор. Мустанг)

12 - сплав

 

2ч.8м.

3ч.25м.

Каньон с пор. Слалом,

Пор. Корнет, пор. Пятиминутка,

S-образный, У моста

снег, серо

6

30.09

Сплав по р. Аксаут: S-образный участок – каньон Осыпной

12 - сплав

 

 

 

2ч.50м.

6ч.

S-образный, пор. У моста, пор. Мустанг, каньон Осыпной

солнце

Переезд от р. Аксаут: Каньон Осыпной -  р. Кубань (выше пор. Аманхит) – гор. Карачаевск

80 - авто

3ч.

 

7

01.10

Гор. Карачаевск – гор. Черкесск

авто

 

 

 

 

См. Тех. описание

серо

 

8

02.10

Гор. Черкесск – гор. Армавир

авто

солнце

 

9

03.10

Гор. Черкесск – гор. Армавир – гор. Москва

авто

поезд

солнце

 

10

04.10

Гор. Армавир – гор. Москва

поезд

солнце

 

                   

 

* см. определения в разделе 5 внизу.

 

5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Сокращения и пояснения:

ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег.

ЛП – левый поворот, ПП – правый поворот.

ХВ (ходовое время) -  время, потраченное группой на передвижение, отдыхи в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъемки,  прохождение порогов, осуществление спасработ.

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение и  прохождение порогов (не включая отдыхи в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъемки).

Сокращения экипажей:

АИ – кат-2  - Алексей Манунин, Ирина Черняйкина.

АЯ – кат-2  - Привезенцев Александр, Привезенцева Яна.

АК – кат-2  - Антон Богомолов, Ксения Привалова

Кат-4 – Марина Воронина, Виталий Зенченко, Светлана Романюк, Юлия Салимон.

 

  

25.09.09  - День первый. Поезд   

            20.00   Встреча на Казанском вокзале      

            21.33   Отправление поезда № 034 СБ. Едем в 3 вагоне.          

Ужин, общение, затем  сон.

 

26.09.09  - День второй. Поезд     

                        Завтрак по мере просыпания.       

            14.00 - 14.30 Обед   

            20.10 – 20.30 Ужин.

 

 

27.09.09  - День третий. Первый ходовой день. Заброска на р. Б. Зеленчук, стапель. Сплав от места ниже Софийской поляны и до пор. Пушка включительно. Пройденные препятствия – пор. 1 Взрывной, 2 Взрывной, Пушка. 

15 км. ЧХВ – 2 часа 8 минут. ХВ – 4 часа 20 минут.

                        02.29   Прибытие поезда на вокзал Невинномысска.    

            02.42   Начало погрузки личных вещей и катамаранов в машины. Каякеры уходят искать, кто сможет открыть багажное отделение вокзала и выдать  каяки, отправленные в Невинномысск отдельно.

            03.00   Притащили каяки и начали их грузить.

            03.40  Погрузка закончилась, поехали.

            05.33 – 05.40  заправка.

            06.30  Приехали на место стапеля. Разгружаем машины, дежурные готовят завтрак, катамаранщики стапелятся.

            08.35  Завтрак. После него продолжаем стапель.

            12.00  Вышли на воду. Порядок следования: АИ, АЯ, каякеры - Екатерина, Володя, Андрей, Михаил, Сергей, АК, кат-4. Практически сразу же киль Володи с отстрелом - навалило на камень, перевернуло, и, из-за мелководности, он не стал вставать, а вылез.

            12.15 – 12.20 Проводка в разбоях по левой протоке.

            12.36 Автомобильный мост.

            12.40  Навесной трубопровод.

            13.00  Чалка на ЛБ. Санитарная стоянка, перекур.

            13.20  Старт после стоянки.

            13.40  Чалка на ЛБ. Просмотр 1-го Взрывного. Ставим фотосъемку.

            14.05  Старт 1-го экипажа.

 

Порог "Первый Взрывной" расположен на правом повороте реки. Ориентиры - ручей на правом берегу, левый берег высокий, обрывистый, по левому берегу подходящая к реке дорога.

Описание порога: по нашей воде – камень в русле ближе к ПБ (обычно в лоциях описываемый как обливной с бочкой за ним), справа от камня – бревно, перегораживающее правую часть, левая часть – небольшой слив, образованный обливняком, дальше короткая  шивера, чистая струя.

 

Порядок прохождения: АИ- по основной струе по центру, вплотную к камню (дальше также все катамараны), встали на страховку под ЛБ за порогом, затем АЯ (фото 1), также встали на страховку.

Затем каякеры – Катя, Вова (фото 2.1.) и Андрей (фото 2.2.) - друг за другом, Михаил, Сергей. Все, кроме Михаила, прижимаясь к ЛБ на заходе, между берегом и надводным камнем в левой  части реки (фото 2.3.), с последующим выходом в основную струю. Михаил – как катамараны.

Затем – АК, кат-4.

 

            14.25  Закончили прохождение. Вернули фототехнику владельцам, упаковываемся. Другие отдыхают.

            14.28  Стартуем дальше.

            14.32 Чалка ЛБ. Просмотр 2-го Взрывного. Фото не выставлялось.

            15.05  Старт 1-го экипажа.

 

Порог «Второй Взрывной», ориентиры - находится за левым поворотом реки, метров через 700  после Первого Взрывного порога. Левый берег - крутая осыпь из крупных камней.

Описание порога: по нашей воде – хаотично расположенные надводные и полуобливные камни, невысокие сливы, бочки. Слалом. В центре порога выделяющийся из остальных надводный камень.

Порядок прохождения: АИ, затем АЯ, встают на страховку за порогом под ЛБ. Затем каякеры – Михаил, Екатерина, Сергей, Володя, Андрей.

В середине порога, при прохождении  Кати – киль, несколько попыток встать, отстрел. Сергей, шедший за ней, взял ее на корму, подвез ближе к берегу, затем подхватили АИ и  довезли до берега.  Каяк был выловлен вторым страхующим экипажем, АЯ. После проведения спасработ человека и судна прошли АК и кат-4. Потом доставали Катино весло - его прибило к камню под ЛБ, расстояние метра 3 от берега, там оно застряло.

Кат АИ попытался подняться вверх выше камня, чтобы достать весло (с берега до него было не дотянуться, Сергей пытался достать его  из улова за камнем, но не удалось), в конечном итоге выгребли вверх, вытягиваемые также с берега на чалке, удалось вытащить весло.

 

15.20  Стартуем дальше.

15.30  Чалка ЛБ. Просмотр пор. Пушка. Володя и Андрей решили не идти порог. Ставим фото.

16.05 Старт 1-го экипажа.

 

Порог «Пушка» - минут через 5-10 после «Второго Взрывного». Сначала шивера, затем река сужается и уходит в каньон. ЛБ уходит круто вверх (метров на 10-15), дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом.

Описание порога: по нашей воде – по сути – протяженная мощная шивера -  невысокие сливы с маленькими бочками, разбросанные в русле надводные камни. В нижней части порога в  русле справа мелко – непроход для катов, поэтому шли по левой части русла, лавируя между обливняков и полуобливников. В конце порога - проход по центру. Собственно, траектория движений для катамаранов одна единственная – там, где есть вода.

Порядок прохождения: АИ и АЯ тандемом (фото 3), АИ зачалились в середине порога в улове за большим камнем по ЛБ для страховки, АЯ встали на страховку за порогом, у бетонной лестницы на ЛБ. Было договорено, что при киле каякера (киль ката фактически невероятен) АИ работают на человека, АЯ – ниже на судно.

Далее прошли АК, немного посидев на камнях в середине порога, также встали на страховку у лестницы.

Далее – Сергей, Екатерина, Михаил. Все успешно, Михаил, пользуясь преимуществом каяка, нижнюю выходную часть порога прошел по мелководью справа (фото 4).

Далее кат-4, посидев там же, где кат АК (фото 5).

 

16.20  Закончили прохождение.

Дальше не идем, день был тяжелый, почти бессонная ночь, т.ч. полностью всю реку пойдем завтра.

Вытаскиваем суда из воды, грузимся в машины, ждавшие нас за порогом.

17.00  Закончили погрузку, поехали.

17.20  Прибыли на место утреннего стапеля. Ставим лагерь.

18.20  Обед.

20.00  Ужин.

21.00  Отбой.

 

28.09.09  - День четвертый. Второй ходовой день. Р. Б. Зеленчук. Старт от места ниже Софийской поляны, финиш после 5-го Взрывного

Пройденные препятствия – пор. 1 Взрывной, 2 Взрывной, Пушка, 3 Взрывной, 4 Взрывной, 5 Взрывной («Косой»).

20км.  ЧХВ – 2 часа 31 минута. ХВ – 4 часа 5 минут.

 

            08.00  Подъем, завтрак.

            10.20  Вышли на воду.

            10.30 - 10.40 Проводка в разбоях по левой протоке.

            10.56  Автомобильный мост.

            11.00 Навесной трубопровод.

            11.20  Чалка на ЛБ для санитарной стоянки и отдыха. На берегу – баня, выше по берегу – пара деревянных домов. 

11.30  Закончили отдыхать, стартуем дальше.

            11.45  1 Взрывной. В связи с тем, что прохождение повторное и состояние порога уже известно, прошли с наплыва, со взаимостраховкой. Порядок следования – АИ, АЯ, затем каякеры, затем АК и кат-4.

            11.55  2 Взрывной. В связи со вчерашним килем решаем принять дополнительные меры предосторожности и меняем порядок прохождения порога, пропуская вперед все катамараны, которые осуществляют страховку каякеров, и идем препятствие с наплыва.

После прохождения восстанавливаем походный порядок.

12.20     Чалка ЛБ перед пор. Пушка. Договариваемся о порядке прохождения - аналогичен 2 Взрывному, ставим страховку в середине препятствия  - кат АИ, остальные катамараны встают на страховку за порогом. Все участники проходят успешно. Недалеко от страхующего в середине порога катамарана Катя садится на камни у ЛБ, точнее, каяк застревает четко между двух из них (оцените мелководность реки), однако после некоторых усилий снимается и проходит порог до конца без эксцессов.  Собираемся после порога, отдыхаем.  У Володи проблемы с рукой,  решает оставшуюся часть не идти.

12.50     Стартуем.

 

Дальше по лоции через 5 мин после Пушки порог «Третий Взрывной». По нашей воде идентифицирован не был, просто шиверистый участок с надводными и обливными камнями в русле, пройден походным порядком.

Обратить внимание – метров через 400 после Пушки за поворотом в русле лежат бетонные опоры с арматурой, обходили справа.

 

Далее порог «Четвертый Взрывной» - в конце левого поворота после 3 Взрывного. Ориентир – мост после 3 Взрывного.

Описание порога: по нашей воде – после разгонной шиверы струя падает между трех камней, образуя бочки. Посередине большой камень. Затем основная струя уходит вправо между обливными камнями, хаотично разбросанными в русле.

Порядок прохождения: проходили с наплыва со взаимостраховкой, по основной струе, лавируя между камней – кат АИ, АЯ, каякеры, АК, кат-4.

 

После 4-го Взрывного - шивера, где кильнулись два каякера – Михаил и Екатерина. Михаил встал, у Кати не получилось. После киля прошла метров 20-30 самосплавом рядом с каяком, потом Сергей подобрал Катю на корму и отвез к правому берегу. Каяк выловили  АЯ возле ЛБ, после чего АИ переправили Катю на ЛБ.

 

13.30  Стартуем дальше.

Через минут 10 чалка на ЛБ, просмотр 5-го взрывного (Косого). Ставим фото.

14.05 – старт первого экипажа.

 

Порог «Пятый Взрывной» (Косой), ориентиры: песчаный обрыв высотой около 10м на ЛБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, под ЛБ – песчаный пляж, у ПБ галечная отмель.

Описание порога: Порог S-образный, по нашей воде – мелкая шивера с камнями на входе, более каменисто справа, далее – основное место – сужение русла двумя камнями – валун по ПБ и надводный камень в реке под ЛБ - оставляющие единственный габаритный проход, невысокий слив, после него струя несет вправо, обводя надводный высокий валун в центре русла ближе к ЛБ, за ним чистая струя.

Порядок прохождения: АИ шли первыми, страхуя Михаила, который шел за ними, следом  АЯ (фото 6). После прохождения АИ встали на страховку за порогом. Далее – АК (фото 7), потом Сергей (избравший, в отличие от всех – по основной струе по центру - тактику захода в основное место из-под ПБ, после лавирования между крупными камнями под ПБ – фото 8). Затем Андрей и Екатерина (фото 9), кат-4 (фото 10).

 

14.15  Закончили прохождение. Зачалились почти сразу за порогом на ЛБ – высоком и обрывистом. Есть тропа наверх. Подняли суда, разгидриваемся, готовим обед.

15.25   Обед.

16.30  Погрузились в машины и поехали на Аксаут.

19.30  Прибыли на Аксаут. Встали на поляне на ПБ ниже S-образного, но выше пор. Мустанг. По плану должны были заброситься выше пос. Кр. Карачай, но уже темно, дорога плохая, поэтому решаем заночевать здесь, где  том числе есть и дрова, а завтра подняться до запланированной точки начала сплава.

20.30  Ужин.

 

 

29.09.09 – День пятый. Третий ходовой день. р. Аксаут. Старт выше каньона с пор. Слалом. Финиш - поляна на ПБ ниже S-образного, но выше пор. Мустанг.  Пройденные препятствия – каньон с пор. «Слалом», Корнет, Пятиминутка, S-образный, У моста.

12 км. ЧХВ – 2 часа 8 минут. ХВ – 3 часа 25 минут.

 

            08.00  Подъем, завтрак. Ночью пошел снег. Всё вокруг покрыто снежной шапкой. Снег продолжает идти.

Основной состав каякеров, мерзнувший 2 дня на Б. Зеленчуке, решает, что сплавляться под снегом – это слишком, и остается в лагере.

Катамаранщики и Сергей, имеющий чудо-лапки (перчатки-рукавицы, зафиксированные  на весле, в которые вставляются руки) и фактически герметичный и поэтому, и вообще, не мокнущий и не мерзнущий, решают подняться до запланированной точки начала маршрута – выше каньона с пор. Слалом и сплавиться сегодня оттуда и до базового лагеря.

            09.20  погрузились в машины и поехали на место старта.       

10.30  Прибыли на место старта - поляна по ЛБ за пос. Кр. Карачай, на горке над которой стоит несколько домов (вполне себе обитаемых, между прочим). Спускаем суда с машин, переодеваемся. Влезать в мокрую гидру, даже в машине, которую мы использовали для переодевания, когда вокруг лежит и идет снег – ни с чем не сравнимое удовольствие.

            11.45  Вышли на воду. Порядок следования: АИ, АЯ, Сергей, АК, К-4.

            11.55  начало каньона с пор. Слалом.

 

Каньон с порогом "Слалом". Ориентиры -  берега становятся высокими и отвесными, покрыты лесом, в русле появляются хаотично расположенные камни, начиначется на левом повороте сразу же за большим левобережным плоским камнем.

Описание: Сам пор. Слалом находится во второй части  каньона. Описан в лоциях как «начало - слив через валуны в центре. потом на ЛП по центру зуб в основной струе, на него валит вся вода. Перед зубом - большой обливной камень. Расстояние между камнем и зубом 15 м. После зуба основная масса воды идет через гряду камней, перегораживающую 2/3 русла у ПБ». Так же, собственно, и выглядел, с учетом того, что при  нашем уровне воды сливы и обливные камни порой превращались в надводные камни, между которых приходилось активно лавировать.

Порядок прохождения: шли, лавируя между камней, со взаимостраховкой – АИ, АЯ, Сергей, АК, кат-4.

 Данный порядок в целом сохранялся на протяжении всего сплавного дня.

Кроме того, поскольку бОльшая часть группы была уже на этой реке примерно по такому же уровню воды, и что нас ждет, мы представляли, препятствия до S-образного шли с наплыва.

 12.02 – закончено прохождение

            12.20 Приток Б. Марка.

 Затем порог "Корнет", ориентиры - примерно через 700 м после Б. Марки - мост в пос. Красный Карачай, еще через 200 м река делает правый поворот, а затем левый. На повороте порог.

Описание порога: камни в русле, затем  плоские валуны – два четко по центру, с двумя спорными по нашей воде проходами справа и слева (и не менее спорным посреди). Метров через 20 крупный камень по центру, на который несет струя, затем расположенные в шахматном порядке надводные и полуобливные камни.

Порядок прохождения: АЯ прошли первыми, встали под ЛБ на съемку с воды и страховку за порогом. За ними АИ, успешно миновали валуны и следующий камень по центру (фото 11), зачалились за АЯ на страховку. Затем АК – не вписались в проход между валунами, застряли (фото 12). Следом шел кат-4, который решил не делать брешь в кате-2 и ушел влево, где благополучно влез на плиту. При этом кат АК успел сняться до приближения ката-4. Экипаж ката-4 вылез из упоров, провел катамаран по плите (фото 13), залез в упоры и пошел дальше. Последним шел Сергей, валуны в центре обошел справа, следующий камень – слева.

 12.30 вся группа собирается после пор. Корнет, идем дальше.

 12.35  - порог, не обозначенный в большинстве лоций.

В первый раз упомянут в лоции С. Харькова (учебно-тренировочный поход  школы СТП Турклуба «Перово»  в мае 2009г.), обозначен как «Взрывной». В связи с тем, что уже в том походе бОльшая часть группы называла его «Пятиминуткой» - расположен ровно через 5 минут сплава после пор. Корнет - и «Взрывных» порогов на Кавказе уже более чем достаточно, нами предлагается обозначение данного препятствия как «Пятиминутка».

Порог Пятиминутка, ориентиры: Через 5 мин. сплава от пор. Корнет, поворот реки налево, справа дорога. В начале препятствия - глыба по правому берегу, напротив глыбы на левом берегу ручей сверху.

Описание порога: протяженность около 100 метров, в центре на заходе крупный надводный зуб  по центру, проход есть как справа (но в нашу воду был оценен как негабаритный), так и слева (обратить внимание – в мае 2009г. оба прохода были перегорожены бревнами и расчищены перовскими слушателями СТП, но исключать  новое появление бревен не стоит). Затем опять слалом между камней (левая часть русла – более чистая).

Порядок прохождения: АИ и АЯ шли со взаимостраховкой, зуб в начале порога обходили слева, затем кат АК, Сергей и кат-4.

После Пятиминутки чистое русло, река раздваивается, образуя галечную отмель посреди реки.

12.45 – 12.55 – чалка на этой отмели с целью размять ноги, уже перестающие ощущаться от холода – уже больше двух часов с мокрыми ногами то в снегу, то в холодной  воде.

13.15  Чалка ЛБ для просмотра S-образного. Во время просмотра устроили  перекус.

13.55 – старт первого экипажа.

S-образный участок. Ориентиры: река сужается, справа и слева высокие берега, на ЛБ  остатки разрушенной фермы (с воды, впрочем, не видно), ПБ – большая поляна для стоянки, с пологим спуском к воде (собственно, основной ориентир). Затем берега резко повышаются, река уходит в каньон, начало препятствия – небольшой поворот и появившиеся камни в русле.

Описание: протяженный, нагромождение надводных и обливных камней, сильное течение, постоянный маневр, сливы (самый высокий по нашей воде – несколько выше метра), бочки. Ключевой участок - два огромных камня, сужающие русло, посередине обливняк, слив в направлении к камню по ЛБ, за ним бочка. Метров через 30 русло представляет собой нагромождение полуобливных камней, затем относительно чистая струя и река поворачивает налево. Метров 500 участок с валами и обливными камнями  – и по ПБ дорога подходит к реке, большая, без деревьев, поляна, можно зачалиться отдохнуть.

Порядок прохождения:  АИ, чалка за ключевым местом под ПБ на страховку,  далее АЯ, прошли ключевое место, прошли выходной участок до ЛП, сев на камни. Затем шел Сергей (фото 14), зачалившийся после ключевого места под ЛБ. Затем АК  - прошли ключевое место и присоединились к сидящим на камнях АЯ чуть выше по течению (фото 15). Затем шел кат-4 (фото 16), зачалился сразу за ключевым местом, за валуном под ЛБ, ожидая, пока АЯ и АК снимутся с камней. После того, как это произошло, кат-4 пошел ниже, где также успешно посидел. АИ, проходившие этот выходной участок последними, почти не стали исключением – не догребли, чтобы проскользнуть между двумя камнями по центру – единственный теоретически возможный проход без сидения, выехали правым баллоном на валун, повисели под углом градусов в 50 и успешно съехали с камня вниз.

 14.25 - 14.32 Отдых после окончания всего S-образного участка, у поляны на ПБ.

 Минут через 10 дошли до порога У моста – бетонный мост, на заходе камни, надводные и обливные, небольшой изгиб реки, под мостом слив в направлении справа налево, проходили походным порядком.

 Через минут 5 после порога У моста – препятствие, обозначенное в лоции Минина как гряда камней. В принципе заслуживает самостоятельного названия не меньше, чем, например, Корнет, т.к. по такой воде ничуть не проще. Хотя по воде более высокой может оказаться смытым.

Начало – на левом повороте большой  камень в русле. Затем хаотично разбросанные надводные и обливные камни в русле, между которыми слалом, за которыми – бочки. Протяженность – около 700 метров.

 Проходили походным порядком, со взаимостраховкой.

Препятствие требует работы, остановились на отдых после окончания участка.

14.55– отдых. Отдохнув, пошли дальше, вскоре увидели наш лагерь на ПБ.

15.08  Чалка у лагеря. Вытаскиваем суда.

16.15  Обед.

20.00 Ужин.

22.00 Отбой.

 

30.09.09  - День шестой. Четвертый ходовой день. р. Аксаут. Старт от S-образного, финиш после каньона  «Осыпной». 

Пройденные препятствия – S-образный,  У моста, Мустанг, каньон «Осыпной» с пор. Носорог, Пирамида, Кривой.

12 км. ЧХВ – 2 часа 49 минут. ХВ – 6 часов.

            Сегодня решаем встать пораньше, чтобы, с учетом сборов, переезда и загидривания, начать сплав в 10.

             07.20 Подъем, завтрак.

Собираем лагерь.

            В связи с тем, что  - хочется сегодня пройти максимум препятствий из не пройденных вчера,  - на участке от каньона с пор. Слалом до S-образного интересных препятствий меньше, чем ниже пор. У моста, который был последним вчера,  - но тем не менее S-образный как самое интересное препятствие хочется пройти и не шедшим его вчера каякерам, и так же интересно по второму разу уже его вчера проходившим, решаем начать сплав от S-образного.

08.40  На машинах поднимаемся к началу S-образного.

            09.07 Прибыли на место. Гидримся.

            10.06 Старт 1-го экипажа.

 Порядок прохождения S-образного: АИ, АЯ, АК, К-4, каякеры: Сергей, Михаил (фото 17), Екатерина (фото 18), Володя (фото 19), Андрей.

АИ встали на страховку по ПБ за ключевым местом, АЯ и АК – после ключевого места, ниже выходной гряды камней перед ЛП. Кат--4 с фотографами встал за ключевым местом за валуном по ЛБ на фотосессию.

            Катамараны и каякеры прошли успешно, последним шел Андрей.

             10.41 Киль Андрея – метров за 30 до ключевого места под ПБ (фото 20). С веслом самостоятельно выбрался на ПБ. Каяк пошел дальше.

            10.42-10.55 спасение каяка. АИ поймали каяк на морковку сразу за сливом в ключевом месте (фото 21),  зачалились на ПБ (фото 22), совместными усилиями вытащили каяк.

             11.00  Убрали фотоаппараты, стартуем дальше.

11.07-11.09 Перекур после окончания S-образного участка, под ПБ, где поляна.

 Идем походным порядком, встречаем слив через ¾ реки от ЛБ. У ПБ чистый язык, от ПБ он шел к центру, но язык был «подперт» камнем, т.о. язык выходил прямо под основной слив.  Володя заехал с косого слива под основной, и лег. Сразу отстрелился, т.к. это было под ПБ, то он с веслом и лодкой заплыл в улово,  после чего сам вылез на берег, отлил лодку и поехал дальше. При киле (или отстреле) «чирканул» пальцем об камень.

 11.17  чалка по ЛБ, медик обрабатывает палец  Ничего страшного, идти дальше сможет.

11.30 Стартуем дальше.

 Далее – пор. У моста, проходят АИ, АЯ, АК, затем каякеры.

Володину лодку расклинивает между камнями во входной части порога, до слива.

11.35 - кат-4 подходит к мосту.  Обходит Володю справа, группа собирается за мостом. Решаем кинуть Володе с берега морковку, чтобы он перебрался на берег. Отстреливается, каяк внизу за мостом ловит кат АИ (фото 23).

 11.55 Стартуем дальше.

12.05 По ЛБ скала с карманом.

Проходим «гряду камней».

Группа растягивается, кат-4 в 12.10 догоняет Володю, отливающего на ЛБ воду из каяка. Кильнулся с отстрелом в гряде камней, весло ушло ниже, где его поймали идущие впереди. Т.к. основная группа дошла до конца гряды камней  и Володя больше не планировал продолжать сплав сегодня, решили не ждать, пока принесут весло, погрузили каяк на кат-4, посадили Володю и дошли до основной группы.

Река каменистая, кату-4 и так сложно находить габаритные проходы, иногда приходится сниматься с камней, лишний груз еще сильнее осложнит ситуацию, поэтому оставляем каяк на кате-4, а Володя пересаживается на кат АЯ.

12.30  Стартуем дальше.

12.40 Прошли мимо нашей утренней стоянки.

12.49 Чалка на галечной отмели по ЛБ. Просмотр пор. Мустанг. Ставим фото.

 Порог "Мустанг", ориентиры – 10-15  минут от гряды камней, дорога перед правым поворотом уходит резко вверх, галечная отмель по ЛБ.

Описание порога: по нашей воде – сужение реки двумя валунами, по центру в русле большой камень, справа и слева от него сливы с бочкой за ними. Слева негабарит, справа – проход для двойки есть, но требует четкого маневра – струя несет в валун по ПБ, а повернуть левее не позволяет обливной острый камень, торчащий на грани слива.

Порядок прохождения:

При осмотре порога было решено, что слева проход невозможен, справа требует безошибочного маневра, а если он не удастся, казалось, что можно либо порвать левый баллон на зубе либо, в случае разворота на зуб лагом – застрять между зубом и валуном по ПБ с перспективой переворота из-за подпора струей.

Поэтому было решено, что кат-4 не пойдет из-за очевидного негабарита, а кат АК – поскольку экипаж был недостаточно несхожен.

Каты были проведены частично по воде (фото 24), частично обнесены по камням, после чего кат АК встал на страховку за порогом под ЛБ.

Экипаж Александра и Яны, оценив препятствие, постановил, что ½ экипажа не хочет участвовать в продирании ката о камень, даже если это возможно только гипотетитчески, и Яну на это прохождение заменил Володя.

 13.29 старт первого экипажа – АИ. Зашли в порог под углом к ПБ, непосредственно перед валуном и сливом развернули кат налево и прошли зуб, слегка задев его  левым баллоном (фото 25), зачалились под ЛБ на страховку.

Следом – Саша с Вовой, на входе слишком развернули носы в ПБ, зашли в слив лагом, уткнувшись в валун по ПБ и зуб, однако не встали, струя была достаточно сильной, чтобы столкнуть их вниз (фото 26), зачалились по ЛБ.

13.37-13.41 Прохождение каякеров: Сергей, Михаил, Екатерина – все прошли по языку под ПБ, прижимаясь к валуну (фото 27).

Последним шел Андрей, на заходе струей его развернуло в ПБ, уткнулся в берег,  развернулся, перевернулся и отстрелился (фото 28). Прошел порог самосплавом, вместе с каяком. За основным сливом ему навстречу пошел кат АИ, Андрей прицепился к нему с правого борта (фото 29), попытался перецепиться, чтобы попасть в периметр, в процессе сдвинулись к ЛБ, где Андрей смог встать, стоял, держа каяк, потом ему кинули морковку с ката АК (фото 30), прицепил каяк и вылез сам, весло ниже поймали Саша с Вовой. 

 13.50  Стартуем дальше.

13.58 Чалка ПБ до моста через Аксаут. Здесь нас ждут машины. Устраиваем перекус. Володя и Андрей принимают решение дальше сегодня не идти.

Совещаемся, сколько еще будем сегодня сплавляться, очень хочется пройти весь запланированный участок, но поскольку предстоит потратить некоторое время на просмотр, страховку и съемку в Осыпном, а нам еще переезжать на Кубань, решаем, что финишируем после Осыпного.

14.33  оставшаяся группа стартует  дальше.

14.52 Чалка ЛБ. Каньон Осыпной. Просмотр, ставим фото на пор. Кривой.

После просмотра Екатерина решила не идти каньон. Каяк погрузили на кат АИ.

15.22  Старт 1-го экипажа.

Каньон "Осыпной" (включая пороги Пирамида, Носорог, Кривой), ориентиры – минут 20-25 сплава от пор. Мустанг, после шоссейного моста. Видно место раздвоения проток, образующего в бОльшую воду остров. Галечная отмель по ЛБ, затем резкий левый поворот.

Описание: протяженный участок с надводными камнями в русле, сливами и бочками. Выделяются 3 порога. Расстояние между каждым порогом 50-70м.

Пор. Пирамида:  за резким ЛП огромный камень под ПБ. Напротив него, в 1.5 м, в струе - еще один, перед которым два зуба. Через 20 м под правым берегом - огромный камень и рядом с ним камень - "пирамида".

пор. Носорог: На повороте под  ПБ огромный камень, перед ним вдоль берега еще 4 небольших. 2/3 левой части русла забито большими подводными камнями.

пор. Кривой: под ПБ глыба, через пару метров справа в русле два надводных камня, слева от которых невысокий слив, через 10 метров под ЛБ - два огромных камня, справа от которых слив с бочкой.

Далее метров через 70-80, после некрутого ЛП – слив с бочкой через все русло.

 Порядок прохождения: до пор. Кривой – по основной струе, лавируя между камней; пор. Кривой - АЯ – по основной струе вдоль глыбы по ПБ, маневр влево, чтобы обойти два ближайших камня, затем сразу вправо (фото 31), чтобы уйти от следующих двух камней под ЛБ, через слив. Встали на страховку ниже порога. Затем АИ – так же (фото 32), встали на страховку ниже ката АЯ. Далее Сергей (фото 33) – заход аналогично катамаранщикам, из-под ПБ, такой же проход. Михаил (фото 34) – заход по центру, далее так же, как и все. АК (фото 35) и кат-4 (фото 36) – так же.

 16.00  Закончили прохождение. Зачалились на ЛБ метрах в 300 от порога, где на поляне нас ждут машины. Погрузка для переезда на Кубань.

В связи с тем, что уже достаточно много времени и у нас был перекус 2 часа назад, а также в связи с тем, что на турбазе по пути, не доезжая пос.
Хасаут-Греческий, нас ждут заказанные по дороге сюда хычины, решаем отменить обед.

Переезд  на р. Кубань.

20.00  – доехали до поляны выше пор. Аманхит, где разбиваем лагерь, начинаем готовить обедо-ужин.

 

Далее часть неспортивная:

Около 21 часа подъехала легковая машина, из нее вышли двое и направились к лагерю. Вова пошел им навстречу, после чего сидящие у костра услышали два выстрела, мат, звук удара (как потом выяснилось – прикладом в челюсть) и голос с кавказским акцентом, приказывающий всем лечь и собирать деньги.

По пути от костра бандиты ударили еще несколько человек.

Бандитов было двое, оба в масках, вооружены пистолетом и чем-то вроде карабина.

Подождав, пока сидящие у костра соберут какие-то деньги, один из бандитов подошел, чтобы забрать их. Начал требовать отдать фотоаппараты. Ответом ему было молчание, видимо, природная страсть к фотографии  была сильнее инстинкта самосохранения (отметим, что каждый из трех дорогих фотоаппаратов в группе стоил больше той суммы, которую бандиты собрали с группы в целом). Второй бандит, видимо, нервничая, позвал его ехать. Настаивать на фотоаппаратах не стали, уехали.

После этого была оказана первая помощь пострадавшим, выяснили, что у Вовы, кажется, сломана челюсть, собрали, не трогая их руками, гильзы. Было очевидно, что надо ехать в милицию и больницу. Собрали лагерь за 10 минут – при том, что были расставлены палатки, разобраны спальники и вещи, варился ужин – что еще может сподвигнуть собрать лагерь с такой скоростьюJ.

Приехали в Карачаевск. Милиция, пострадавших – в больницу. Группа всю ночь давала показания. У Вовы действительно оказался перелом челюсти, в Карачаевске ему не могли помочь, сказали ехать в Черкесск (60 км). Отправили его второй из наших машин.

Следующие два дня были посвящены общению с милицией, организации перевозки и собственно перевозке Вовы после операции в Москву.

После этого часть группы 03.10, поменяв билеты, уехала в Москву. Вторая часть имела билеты на 04.10 и задержалась на день. Третья, последняя, часть, как и планировала заранее, поехала на море. Теперь уже снимать стресс.

04.10 первая часть группы прибыла в Москву. Поход окончен.

 

 

6. Лоции рек Б. Зеленчук и Аксаут.

При составлении использовались: Аксаут – лоция Минина-Карговского, Б. Зеленчук – лоции Е. Милевского (2000г.), С. Харькова (2003г.), школы СТП ТК «Перово» (2006г.), а  также хронометраж и наблюдения нашей группы.

 

р. Б. Зеленчук

Препятствия, иные значимые объекты Категория трудности от предыдущего обозначенного объекта Ориентиры Протяженность, около Характеристика препятствия чалка, разведка
 пор. 1 Взрывной 2 1-1,5 часа от стрелки ручей на ПБ, ЛБ высокий, обрывистый, по ЛБ подходящая к реке дорога. расположен на ПП. 50 м по нашей воде – камень в русле ближе к ПБ (обычно описываемый как обливной с бочкой за ним), справа от камня – бревно, перегораживающее правую часть русла, левая часть – небольшой слив, образованный обливняком, дальше короткая  шивера, чистая струя. слева
пор. 2 Взрывной 3 700 м через 700 м после 1 Взрывного, за ЛП. Левый берег - крутая осыпь из крупных камней 100 м по нашей воде – хаотично расположенные надводные и полуобливные камни, невысокие сливы, бочки. Слалом. В центре порога выделяющийся из остальных надводный камень.  слева
пор. Пушка 3 10 мин Входная шивера. ЛБ уходит круто вверх (метров на 10-15) и дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом. 600 протяженная мощная шивера -  невысокие сливы с маленькими бочками, разбросанные в русле надводные камни. В нижней части порога в  русле справа по малой воде может быть мелко. В конце порога - проход по центру. После порога у бетонной лестницы по  ЛБ - хорошая чалка. слева
арматура в русле   400 м   70 м бетонные опоры с арматурой  
 пор. 3 Взрывной 3 3 мин ПП реки, каменистая отмель 100 м Шивера с сильным течением на правом повороте, обливниками и бочками за ними. На выходе несколько острых обливников.  слева, на каменистую мель
 пор. 4 Взрывной 3 7 мин в конце ЛП после 3 Взрывного, на ПП. Мост 150 м после разгонной шиверы струя падает между трех камней, образуя бочки. Посередине большой камень. Затем основная струя уходит вправо между обливными камнями, хаотично разбросанными в русле слева
 пор. 5 Взрывной (Косой) 3 15 мин песчаный обрыв высотой около 10м на ЛБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, под ЛБ – песчаный пляж, у ПБ галечная отмель.  200 м Порог S-образный, по нашей воде – мелкая шивера с камнями на входе, более каменисто справа, далее – основное место – сужение русла двумя камнями – валун по ПБ и надводный камень в реке под ЛБ - оставляющие единственный габаритный проход, невысокий слив, после него струя несет вправо, обводя надводный высокий валун в центре русла ближе к ЛБ, за ним чистая струя.  слева
           
             
             
             
             
             
             
             

р. Аксаут

 
Препятствия, иные значимые объекты Категория трудности от предыдущего обозначенного объекта Ориентиры Протяженность, около Характеристика препятствия чалка, разведка
Каньон с пор. Слалом 3   После остатков моста.             Берега становятся высокими и отвесными, покрыты лесом, в русле появляются хаотично расположенные камни, начиначется на ЛП сразу же за большим левобережным плоским камнем.  2 км Каньон: камни, невысокие сливы, бочки. Пор. Слалом находится во второй части  каньона. Начало - слив через валуны в центре. потом на ЛП по центру зуб в основной струе, на него валит вся вода. Перед зубом - большой  камень (в зависимости от воды может быть обливным или надводным). Расстояние между камнем и зубом 15 м. После зуба основная масса воды идет через гряду камней, перегораживающую 2/3 русла у ПБ справа возможна, но неудобна - продираться по зарослям. Слева, кажется, лучше
 справа - р. Б. Марка   15 мин        
прижим с камнем   150 м ПП, прижим под ЛБ   русло забито камнями. прижим, на выходе из прижима - большой обливной камень  
мост в пос. Кр. Карачай   700 м        
пор. Корнет 3 200 м мост, ПП, затем ЛП 200 м Порог на повороте. Камни в русле, затем  плоские валуны – два четко по центру, с потенциально сложными габаритными проходами между валунами и справа и слева отних.  Метров через 20 крупный камень по центру, на который несет струя, затем расположенные в шахматном порядке надводные и полуобливные камни. слева
пор. Пятиминутка 3 5 мин Через 5 мин. от пор. Корнет, поворот реки налево, справа дорога. В начале препятствия - глыба по ПБ, напротив глыбы на ЛБ ручей сверху. 100 м в центре на заходе крупный надводный зуб  по центру, проход есть как справа, так и слева - в зависимости от воды могут быть негабаритными. Или перегорожены бревнами. Затем слалом между камней (левая часть русла – более чистая). справа по дороге
 S-образный участок З-4

30

5 мин

река сужается, справа и слева высокие берега, на ЛБ  остатки разрушенной фермы (с воды, впрочем, не видно), ПБ – большая поляна для стоянки, с пологим спуском к воде (собственно, основной ориентир). Затем берега резко повышаются, река уходит в каньон, начало препятствия – небольшой поворот и появившиеся камни в русле.  1 км нагромождение надводных и обливных камней, сильное течение, постоянный маневр, сливы, бочки. Ключевой участок - два огромных камня, сужающие русло, посередине обливняк, слив в направлении к камню по ЛБ, за ним бочка. Метров через 30 русло представляет собой нагромождение полуобливных камней (сложный габаритный проход), затем относительно чистая струя и река поворачивает налево. Метров 500 участок с валами и обливными камнями  – и по ПБ дорога подходит к реке, большая, без деревьев, поляна. слева
мост   10 мин        
пор. У моста 2 0 бетонный мост 50 м бетонный мост, на заходе камни, надводные и обливные, небольшой изгиб реки, под мостом слив в направлении справа налево сходу
камень, гряда камней 2-З 5 мин ЛП, большой камень в русле 700 м на левом повороте большой  камень в русле. Затем хаотично разбросанные надводные и обливные камни в русле, между которыми слалом, за которыми – бочки.  сходу
пор. Мустанг 3 10-15 мин 10-15  минут от гряды камней, дорога перед правым поворотом уходит резко вверх, галечная отмель по ЛБ.  20 м сужение реки двумя валунами, по центру в русле большой камень, справа и слева от него сливы с бочкой за ними. Слева вероятен негабарит. Под ПБ - валун, на него сильно несет струя, проход по центру и в правой части осложнен обливным зубом. слева
шоссейный мост    5-7 мин        
каньон Осыпной 4 20 мин Раздвоение проток, образующее остров (нужно следить, т.к. в низкую воду остров отсутствует, хотя место раздвоения заметно). Галечная отмель по ЛБ, затем резкий левый поворот. 1 км протяженный участок с надводными камнями в русле, сливами и бочками. Выделяются 3 порога. Расстояние между каждым порогом 50-70м.  слева
Пор. Пирамида:  за резким ЛП огромный камень под ПБ. Напротив него, в 1.5 м, в струе - еще один, перед которым два зуба. Через 20 м под правым берегом - огромный камень и рядом с ним камень - "пирамида".
пор. Носорог: На повороте под  ПБ огромный камень, перед ним вдоль берега еще 4 небольших. 2/3 левой части русла забито большими подводными камнями.
пор. Кривой: под ПБ глыба, через пару метров справа в русле два надводных камня (по более высокой воде могут быть залиты), слева от которых невысокий слив, через 10 метров под ЛБ - два огромных камня, справа от которых слив с бочкой. 
Далее метров через 70-80, после некрутого ЛП – слив с бочкой через все русло.
           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

7. Финансовые расходы:

Статья расходов

На 1 чел./руб.

На группу 15 чел./руб.

Поезд Москва- Невинномысск

1334

20010

Продукты (включая раскладку, пару раз хычины по пути, лимонад и спиртное)

1125

16875*

Сопровождение двумя машинами по маршруту

3058

45875

Поезд Армавир-Москва

1194

17910

Отправка каяков в Невинномысск,камера хранения там (4дня х 100р.); отправка каяков  и части катамаранов багажным вагоном из Армавира + камера хранения на вокзале Армавира.

267

4000

Итого:

6.978

104.670

* В стоимости продуктовой части необходимо учитывать, что при делении суммы на 15 участников похода, продукты закупались и расходовались на 17 человек, т.к. водители на маршруте питались вместе с группой.

 

 

8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Выводы и рекомендации:

1. По последовательности рек и организации маршрута.

 

 

 

 

 - ставить в известность местные органы милиции о вашем прибытии, сроках нахождения и планируемых местах ночевок. Это не гарантирует 100% безопасности и вооруженной охраны, но, по словам местных  стражей порядка, будет не лишним (справедливости ради надо отметить, что другие «стражи» утверждали, что «охранять вас никто не будет»). Тем не менее, тел. РОВД г. Карачаевска - +7 (87879) 3 21 47 – дежурная часть, +7 (87879) 3 21 44 – приемная/ «телефон доверия».

 - планировать прохождение Кубани за один день и сразу переезд на другую реку. При невключении в маршрут Хурзукского каскада на р. Уллу-Кам и старте от первого препятствия на самой Кубани – Даутской шиверы – прохождение всех препятствий Кубани за один день вполне реально.

 - при намерении прохождения Хурзукского каскада на р. Уллу-Кам и поэтому планировании ночевки на Кубани – ночевать возле пос. Хурзук, где находится погранзастава и поэтому должно быть безопасно.

 

2. По смешанному каячно-катамаранному составу.

Смешанный состав группы накладывает отпечаток  на организацию страховки, а также на  скорость движения по реке. С одной стороны, скорость движения каякеров, как правило, выше скорости их катамаранных коллег. С другой стороны, скорость группы в день в целом зависит – с учетом опыта каякерской  части – от количества килей с отстрелами, что связано с  необходимостью поймать каяк, отлить воду и т.д., и при некотором количестве таких ситуаций в день может оказать влияние на скорость прохождения данного участка группой в общем.

В отношении страховки необходимость (или, скорее, желание?) страховать каякеров после препятствий, где нет опасности для катамарана, однако возможен переворот каяка, обусловливало потребность в чалках первых страхующих экипажей катамаранов непосредственно за такими препятствиями и ожидании прохождения препятствия всеми каякерами (что, в принципе, с учетом опыта каякерской части, иногда может быть не лишним).

Наличие каяков в группе обусловливает также некоторую предварительную подготовку для их отправки как в район сплава, так  и обратно. Поскольку современные поезда с перегородками между купейными и боковыми местами (а иногда и распределение мест участников в вагоне) не позволяют уместить туда каяк, а заранее не всегда можно угадать, какой именно будет поезд – современный или нет, более безопасным способом (но опять же более затратным) будет отправка каяков заранее багажным вагоном к месту сплава. Прояснять на вокзале, когда лучше отправлять суда, с учетом того, когда будет отправка багажного вагона в требуемый город и сколько он будет идти по времени, лучше также заблаговременно. Наша группа отправляла каяки  за 5 дней до приезда в Невинномысск.

3. По погоде - погода уже в конце сентября в горах может оказаться нетеплой, так, в 1 день на Б. Зеленчуке и 1 день на Аксауте шел снег, что может сказаться на количестве теплых вещей, которые вы захотите взять с собой. И перчатках, которые вы захотите одеть на воде – что особенно актуально для каякеров.

4. Не к маршруту, но тем не менее – после ограбления вывод, что целесообразность хранения всех денег на себе, в герме с документами и билетами, как это делает большинство водников, спорна. Лучше разбивать деньги на несколько частей и хранить в разных местах. Будь бандиты чуть более знакомы со спецификой хранения ценностей у туристов, им было бы достаточно просто пройти по группе и снять эти самые гермы с груди у каждого, чтобы все деньги группы оказались у них.

Итоги:    несмотря на вынужденное скомканное завершение спортивной части похода, думается, что каждый участник получил желаемое от связки рек Б. Зеленчук-Аксаут – более опытные участники - удовольствие от слаженной работы экипажа (либо работы с судном - в каякерском варианте) в динамичных и требующих маневра препятствиях Аксаута, те, для кого этот поход стал первым знакомством с кавказскими речками после Карелии – от испытания своих возможностей и выработки новых навыков активной и спонтанной работы в таких препятствиях. Фактически для всех участников похода маршрут при данном, невысоком, уровне воды был вполне посилен и  явился хорошей возможностью повысить либо отточить свое мастерство работы с водными препятствиями на выбранном типе судна.

В целом, несмотря на распространенное мнение о том, что кавказские реки не годятся в качестве первых рек после начала своего пути в водном туризме, представляется, что при наличии опытных участников в группе, умения ориентироваться на реке и  разумного подхода к оценке препятствий и организации их прохождения, технически реки Б. Зеленчук и Аксаут (и именно в этой последовательности) вполне могут быть рекомендованы в качестве первых рек третьей категории сложности и будут несомненно интересны своими препятствиями людям, склонным к активному сплаву, имея в то же время отличный обучающий момент и достаточно безопасный характер.

 

Полная или частичная перепечатка авторского материала данного отчета без разрешения автора запрещена. Разрешение может быть получено по адресу: ic.praetor@gmail.com


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Зеленчук Б.,Аксаут 2009. Отчет о водном походе 3кс, сентябрь. Рук. Черняйкина И.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика