Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)
Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)
Водный поход 2 с эл. 3 к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: г. Москва – г. Сухум – с. Чхалта (стапель) – р. Кодор (уровень воды низкий) – пор. Камни Чхалты – пор. Канатка – с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – с. Васильевское – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель) – г. Сухум – г. Москва.
Сроки похода: 30 декабря 2012 года - 8 января 2013 года
Руководитель: Самыкин А.В.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 2 с эл. 3 категории сложности по реке Кодор (республика Абхазия), совершенном группой туристов РООСМТ «Туристский Клуб» в период с 30 декабря 2012 г. по 8 января 2013 г.
Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб»
ОТЧЕТ
о прохождении водного туристского спортивного маршрута
2 с эл. 3 категории сложности по реке Кодор (республика Абхазия)
совершенном группой туристов РООСМТ «Туристский Клуб»
в период с 30 декабря 2012 г. по 8 января 2013 г.
Маршрутная книжка № 1/4-202
Руководитель группы: Самыкин А.В.
Адрес, телефон, e-mail руководителя: г. Москва, Турклуб Перово, http://tk-perovo.ru/
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 2 с эл. 3 категорией сложности.
Москва 2013 г.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная.
Оглавление
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия). 3
Общие справочные сведения о маршруте. 3
Определяющие препятствия маршрута. 3
Список участников. 3
Общая идея похода (путешествия). 4
Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков. 4
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. 5
Изменения маршрута и их причины.. 5
График движения. 6
Техническое описание. 6
Координаты мест ночевок и определяющих препятствий. 13
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 13
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте. 13
Географическая и климатическая характеристика района. 14
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута. 16
Список литературы.. 17
Карта сплавной части маршрута (М 1:200 000). 18
Профиль высот сплавной части маршрута. 19
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
Проводящая организация: Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб», г. Москва, ул. Металлургов, д. 5, (495) 306-32-73, www.tk-perovo.ru.
Место проведения: республика Абхазия.
Общие справочные сведения о маршруте
Дисциплина (вид туризма) |
Категория сложности |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность, дней |
Сроки проведения |
|
Общая часть |
Активная часть |
||||
Водный |
2 с эл. 3 |
76,9 |
10 |
4 |
с 30.12.2012 г. по 8.01.2013 г. |
Нитка маршрута: г. Москва – г. Сухум – с. Чхалта (стапель) – р. Кодор (уровень воды низкий) – пор. Камни Чхалты – пор. Канатка – с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – с. Васильевское – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель) – г. Сухум – г. Москва.
Карта маршрута, с указанием определяющих препятствий и мест ночевок (М 1:200 000), а также профиль высот в Приложении 1.
Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина, км |
Характеристика препятствия |
Порог |
3 |
0,05 |
Камни Чхалты – быстрина с прижимом на крупные камни в правой части русла, уровень воды низкий |
Порог |
3 |
0,15 |
Канатка – в первой ступени: разгонная шивера с полуобливными камнями и огромным камнем в центре русла, во второй: каменная гряда, затем выходная шивера, уровень воды низкий |
Порог |
3 |
0,15 |
Багатское ущ. – входная шивера, затем поток, отражаясь от скалы ЛБ, образует прижим в карман ПБ, уровень воды низкий |
Список участников
№ п/п |
ФИО, год рождения |
Туристский опыт |
Обязанности в группе, на судне |
Распределение по судам |
1 |
Андреевская П.А. |
3У Теберда – Аксаут – Б. Зеленчук, 3У Урик, н/к с эл. 2 Р Ю. Шуя |
Медик, капитан |
Raftmaster ГоШа 2 |
2 |
Волкова В.В. |
ПВД |
Экскурсовод, матрос |
ТаймТриал Катамаран-4 |
3 |
Кологривова Н.А. |
2 У Мста, 3 У Лоймоланйоки – Уксунйоки |
Штурман, матрос |
Raftmaster ГоШа 2 |
4 |
Коток П.Е. |
3 У Кереть |
Завхоз, матрос |
ТаймТриал Катамаран-4 |
5 |
Крутиков В.А. |
3 Р Кереть |
Хронометрист, матрос |
ТаймТриал Катамаран-4 |
6 |
Нестурх С.Ю. |
3 У Чирка-Кемь (б/с), 4 У Улуг-О (б/с), 3 Р Тумча (б/с) |
Снаряженец, капитан |
Raftmaster FOX-2T |
7 |
Нестурх Ю.С. |
3 У Чирка-Кемь (б/с) 3 У Тумча (б/с) |
Хронометрист, матрос |
Raftmaster FOX-2T |
8 |
Пономарева М.К. |
3У Умба, 3 У Уксунйоки – Тохмайоки, 4 У Урик |
Финансист, капитан |
Вольный Ветер Каскад-2 |
9 |
Самыкин А.В. |
4 У Урик, 3 У Аксаут – Б. Зеленчук – Теберда, н/к с эл. 2 Р Мста |
Руководитель, капитан |
ТаймТриал Катамаран-4 |
10 |
Терновский Ю.А. |
3 У Аксаут – Б. Зеленчук – Теберда, 2 У Мста |
Реммастер, матрос |
Вольный Ветер Каскад-2 |
Руководитель: Самыкин А.В., г. Москва
Адрес хранения отчета , в электронном виде на сайте http://tk-perovo.ru
Поход рассмотрен МКК
Общая идея похода (путешествия)
После прохождения аналогичного маршрута в октябре 2012 г., было решено повторить его по малой воде, с группами, не имеющими опыта прохождения динамичных Кавказских рек. Две группы турклуба Перово шли параллельно, особое внимание уделялось оценке постоянно меняющейся обстановки на реке и выработке соответствующей тактики движения, а также организации безопасности в условиях горного рельефа.
Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков
Из России попасть в республику Абхазия можно через пограничный пост «Псоу». Гражданам РФ для пересечения границы достаточно общегражданского паспорта, в заграничный паспорт могут поставить штамп, из-за которого возможны проблемы при посещении Грузии.
Пересечь границу можно по железной дороге на поезде Москва – Сухум (идет почти 2 суток), либо на электричке Адлер – Сухум (туда 7:30 – 12:18, обратно 17:45 – 22:50, по состоянию на осень 2012 г). Пешим туристам нужно добраться до остановки «Казачий рынок» или «Псоу» и пройти через КПП, что занимает от 30 мин, до 2 ч и больше, в зависимости от сезона. Личный автотранспорт и рейсовые международные автобусы (до Москвы, Нальчика, Владикавказа, Ростова, Крымска, Краснодара) пересекают границу по автомобильному мосту, в среднем, чуть дольше, чем пешеходы.
Все прибывающие на территорию Абхазии туристы и их транспортные средства должны быть зарегистрированы в течение трех суток, теоретически сотрудники милиции могут проверить регистрацию, однако доказать, что трое суток с момента вашего въезда прошло почти невозможно (при условии, что у вас нет штампа в загранпаспорте).
Также при въезде могут попытаться продать обязательную страховку «Абхазгосстрах», стоимость для прибывающих на срок до 3 суток – 30 руб, до 30 суток – 250 руб и т.д., на срок свыше 183 суток – не требуется. (Устинов, 2011)
Для существенной экономии денег на телефонных звонках, можно купить SIM-карту одного из местных сотовых операторов A-Mobile или Aquafon, по нашим наблюдениям в Кодорском ущелье связь лучше у Aquafon.
Дополнительную информацию, а также карты Абхазии, включая бесплатную векторную карту для навигаторов Garmin, можно найти на сайте http://abkhazia.travel/map
Кодорское ущелье расположено в верхнем течении реки Кодор, на северо-востоке от г. Сухум. После серии инцидентов, Абхазия восстановила в 2008 г. контроль над ущельем. В настоящее время территория разминирована, о чем свидетельствуют таблички The HALO Trust, и охраняется смешанными российско-абхазскими войсками. Доступ в ущелье осуществляется по пропускам, в перспективе планируется создание национального парка.
Пропуска в Кодорское ущелье можно оформить самостоятельно, но для этого нужно личное присутствие и дополнительное время. (Князева, 2010)
Также можно воспользоваться услугами посредников. Свои услуги по оформлению пропусков и организации заброски предлагают: Тимур (940) 925-01-20, shap_ka@mail.ru) и Андрей (www.turpohodnik.ru, (940) 713-10-02, aktiv-turizm@mail.ru). Отзывы об их работе весьма разнообразные (Князева, 2010) (Левашов, 2012), мы воспользовались предложением Тимура, который организовывал нам заброску осенью. В стоимость вошло оформление пропусков, заброска до с. Чхалта (слияние р. Чхалта и р. Кодор), а также выброска от заброшенного санатория не далеко от устья р. Кодор.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
От с. Квемо-Ажара вдоль правого (по течению) берега р. Кодор идет дорога. Вплотную к реке она выходит в жилом поселении Лата. Возле туннеля в ск. Багатская находится КПП, через 15 км река выходит в населенную долину.
В качестве запасного варианта, в случае неполучения пропусков, рассматривался сплав от ск. Багатская, с радиальным выходом к оз. Амткел.
Изменения маршрута и их причины
Пропуска в Кодорское ущелье выдали при условии, что мы начнем сплав от с. Чхалта.
После обострения старой травмы колена Волкова В.В. была снята с маршрута 03.01.13 г. и вывезена от пор. Багатское ущ. в г. Сухум, в сопровождении Терновского Ю.А.
Далее на катамаране Вольный Ветер Каскад-2 шел экипаж Пономарева М.К. (капитан), Коток П.Е., на ТаймТриал Катамаран-4 экипаж Самыкин А.В. (капитан), Крутиков В.А. Для повышения уровня безопасности была отменена дневка, а остаток маршрута разбит на два ходовых дня, с дополнительной ночевкой близ с. Владимировка.
График движения
Техническое описание
Условные сокращения:
К-2-1 – катамаран двухместный Raftmaster ГоШа 2, экипаж: Полина А. (капитан), Наталия;
К-2-2 – катамаран двухместный Raftmaster FOX-2T, экипаж: Сергей (капитан), Юлия;
К-2-3 – катамаран двухместный Вольный Ветер Каскад-2, экипаж: Мария (капитан), Юрий;
К-4 – катамаран четырехместный ТаймТриал, экипаж: Антон (капитан), Василиса, Владимир, Полина К.
После пор. Багатское ущ.:
К-2-3 – Мария (капитан), Полина К.;
К-4 – Антон (капитан), Владимир;
С, В, Ю, З – север, восток, юг, запад;
ЛБ, ПБ – левый/правый (здесь и далее – по течению реки) берег;
ЛП, ПП – левый/правый поворот (по течению реки);
КрЛП, КрПП – крутой левый/правый поворот;
ХВ (ходовое время) – общее время, потраченное на прохождение маршрута;
ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное на сплав, без учета времени на отдых, просмотр препятствий, организацию страховки, фото/видео съемку и т.п.
Дата: 30-31 декабря 2012 г. |
День пути: 1-2 |
Г. Москва – г. Сухум (ж/д) |
30 декабря 2012 г. в 15:32 обе группы выехали с Курского вокзала на поезде 075CA Москва – Сухум. Первые два дня прошли в поезде, Новый год встретили на станции Горячий Ключ.
Дата: 01 января 2013 г. |
День пути: 3 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
- |
+6…+8 |
-4…-5 |
||
г. Сухум – КПП – с. Чхалта (стапель) |
|||||
Расстояние: 82,6 км (а/м) |
ХВ: 7:05 |
ЧХВ: - |
10:10 – Поезд прибыл на вокзал г. Сухум.
Встретились с Тимуром и сопровождающим из Госкомитета по курортам и туризму, а также группой турклуба МГУ, для совместной заброски. Изначально планировался стапель у моста в с. Квемо-Ажара, однако разрешение дали только на сплав от с. Чхалта.
11:10 – Погрузились в автобус ПАЗ (Фото 1) и выехали на стапель.
13:40 – После Багатского туннеля отметились на КПП, проверка пропусков и документов заняла около 15 мин.
17:18 – Приехали на место ночевки (с. Чхалта). Дорога сильно разбита, добирались почти 6 ч (Фото 2). ПАЗ периодически цеплял за неровности задним свесом, УАЗ и Газель двигались намного быстрее.
Полузаброшенное село Чхалта расположено на высоком ПБ у слияния р. Чхалта и р. Кодор (Фото 3). На въезде в село дорога круто поворачивает направо и спускается к большой поляне, огороженной старым забором, от неё до реки около 100 м по каменистому берегу. На поляне разместились три группы, дров мало, жгли плавник и остатки забора.
Поставили лагерь поляне и тут же начали стапель (Фото 4). После заката, в низине у реки резко похолодало, к ночи температура опустилась до -4…-5 °C.
21:00 – Ужин.
00:00 – Отбой.
Дата: 02 января 2013 г. |
День пути: 4 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
0 |
+6…+8 |
0 |
||
с. Чхалта (стапель) - пор. Камни Чхалты – пор. Канатка - место ночевки (1,5 км выше с. Земо-Лата (Верх. Лата) |
|||||
Расстояние: 11,7 км |
ХВ: 3:30 |
ЧХВ: 1:41 |
8:00 – Подъем дежурных.
9:00 – Подъем группы.
10:00 – Завтрак.
После завтрака группа доделывала стапельные работы.
14:30 – Вышли на воду. Уровень воды низкий, большинство препятствий трудноопределимо, т.к. слабо выделяется на общем фоне реки (Фото 5).
На солнце тепло, в тени температура резко падает, на берегу лежит иней.
Порядок движения: К-2-1, К-2-2, К-4, К-2-3.
14:50 – пор. Камни Чхалты (3 к.т.) – начинается через 700 м после впадения р. Чхалта. Участок быстрого течения на плавном ЛП, в правой части русла прижим на крупные камни (Фото 6). Осмотр возможен по ЛБ, страховка из улова ПБ.
При низком уровне воды сложность не превышает 2 к.т., прошли с ходу походным порядком по левой части русла.
Почти сразу за порогом подвесной мост (Фото 7), на ПБ приток Зима и одноименное село.
15:25 – Техническая стоянка.
15:45 – Вышли на воду.
16:03 – Техническая стоянка, вместе с параллельной группой, перекус.
16:27 – Вышли на воду
16:43 – пор. Канатка (3 к.т.) Чалка для просмотра на ЛБ. Порог разделяют на две ступени:
1 ступень – на входе шивера, затем русло постепенно сужается и делает ЛП, в струе у ПБ нескольких полуобливных камней, затем огромный камень по центру русла (Фото 8). В улове ЛБ за камнем можно организовать страховку.
2 ступень – после впадения с ЛБ р. Вямиш русло перегораживает гряда камней (на ПБ за камнями улово для страховки), затем выходная шивера на ЛП.
Не смотря на низкий уровень воды, порог, на наш взгляд, соответствует 3 к.т. Страховку первого экипажа осуществляла соседняя группа, порядок прохождения: К-2-2 (Фото 9), К-2-1 (Фото 10), К-4 (Фото 11), К-2-3. При прохождении старались держаться центра русла, камень в конце 1 ступени обходили по ЛБ (экипаж К-2-1 по ПБ).
17:48 – Закончили прохождение пор. Канатка. Группа собралась в улове ПБ, перед выходной шиверой.
18:00 – Встали на ночевку в лесу на ЛБ, не доходя 1,5 км до с. Земо-Лата (Верх. Лата). Много дров и колючей ежевики.
20:00 – Ужин.
22:00 – Отбой.
Дата: 03 января 2013 г. |
День пути: 5 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
+1…+2 |
+8…+10 |
+1…+2 |
||
Место ночевки (1,5 км выше с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – место ночевки (1 км ниже р. Амткел) |
|||||
Расстояние: 24,6 км |
ХВ: 5:50 |
ЧХВ: 3:04 |
8:00 – Подъем дежурных.
9:00 – Подъем группы, завтрак.
12:00 – Вышли на воду.
13:15 – Русло в очередной раз разбивается на две протоки. В правой небольшой прижим на огромный камень, затем островные разбои с шиверами.
13:30 – Подвесной мост, с. Лата (Фото 12).
13:48 – Обед на солнечном ПБ.
14:48 – Вышли на воду, почти сразу прижим к ЛБ.
15:00 – Тех. стоянка на ЛБ.
15:15 – Вышли на воду
15:24 – Тех. стоянка на ЛБ. У Василисы обострилась старая травма левого колена, после мед. осмотра решено идти дальше.
15:46 – Вышли на воду.
16:10 – пор. Белокаменный – русло сужается между крупными известняковыми глыбами белого цвета, на ПБ вдалеке виден вход в Багатский туннель (Фото 13). Прошли с ходу, походным порядком.
16:17 – пор. Багатское ущ. (3 к.т.) В ход в ущелье, образованное резко поднимающимися высокими скалами, виден издалека. Просмотр возможен с каменистой отмели ПБ (Фото 14), можно подойти к самому прижиму. Порог начинается с входной шиверы на ПП, с навалом на скалы ЛБ, затем русло входит в ущелье, поток, отражаясь от скалы ЛБ, образует прижим в карман ПБ. За прижимом течение ослабевает, у отмели в левой части русла можно организовать страховку.
При малом расходе прижим не представляет опасности, однако траверс прижимной струи необходимо начинать заблаговременно.
Страховку первого судна осуществляла соседняя группа, порядок прохождения: К-2-2 (Фото 15), К-2-3 (Фото 16), К-2-1 (Фото 17), К-4. Входную шиверу шли по правой части русла, при входе в ущелье заранее начинали маневры по траверсу струи, создающей прижим.
17:03 – Закончили прохождение пор. Багатское ущ.
17:07 – Встали на ПБ за ущельем. Тропинка от стоянки поднимается к дороге и мосту через Багатское ущ. (Фото 18), там же расположен КПП. За Багатским ущ. дорога уходит в сторону, следующая возможность аварийного схода с маршрута представится только после выхода реки на равнину (~15 км).
Из-за травмы колена решено снять с маршрута Василису и отправить их вместе с Юрой в г. Сухум с помощью Тимура. В связи с нехваткой места для возможной ночевки К-2-1 и К-2-2 отправлены вместе с соседней группой на запланированную стоянку 1 км ниже р. Амткел. Планируется, что К-2-3 и К-4 догонят группу, после того как удостоверятся, что Василису с Юрой забрали.
17:50 – Экипажи К-2-1, К-2-2 встали на ночевку вместе с соседней группой 1 км ниже впадения р. Амткел.
После наступления сумерек стало ясно, что экипажи К-2-3, К-4 заночуют в Багатском ущ.
19:30 – Ужин.
22:00 – Василису и Юру отправили на машине в г. Сухум.
22:10 – Отбой.
Дата: 04 января 2013 г. |
День пути: 6 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
+1…+2 |
+12…+15 |
+5 |
||
Место ночевки (1 км ниже р. Амткел) – место ночевки (с. Владимировка) |
|||||
Расстояние: 25,8 км |
ХВ: 3:53 |
ЧХВ: 2:53 |
8:00 – Подъем дежурных.
9:00 – Подъем группы, завтрак.
12:00 – К-2-3, К-4 вышли со стоянки в Багатском ущ., их экипажи изменились следующим образом:
К-2-3 – Мария (капитан), Полина К.;
К-4 – Антон (капитан), Владимир.
12:30 – Группа объединилась на стоянке 1 км ниже р. Амткел (Фото 19).
13:04 – Вышли на воду вместе с соседней группой.
Русло сужается, река петляет между отвесными берегами, частые шиверы, перекаты, иногда довольно мощные прижимы.
После выхода на равнину русло становится широким, появляются разбои, мелководные шиверы и отмели. В воде много техногенного мусора (останки техники и различных конструкций).
Потеплело, солнце греет до самого заката, прекратились ночные заморозки.
14:14 – Встали на обед вместе с соседней группой.
15:08 – Вышли на воду, небо затянуло облаками.
16:11 – Прижим на разрушенный волнорез ПБ. Волнорезы из бетонных блоков, в которых, как в кадках, растут деревья, видны издалека и находятся чуть ниже с. Чала (с воды не видно). Мощная струя идет по внешнему радиусу КрЛП и создает прижим на бетонные блоки с арматурой у набережной ПБ, за блоками улово, выход из которого затруднен мощной сбойкой струи. Просмотр и страховка с ЛБ.
Проходили по отмели ЛБ, порядок прохождения: К-4 (Фото 20), К-2-3 (Фото 21), К-2-1 (Фото 22), К-2-2 (Фото 23).
16:17 – Прошли прижим.
16:57 – Встали на ПБ вместе с соседней группой, чуть ниже с. Владимировка (с воды не видно). За галечным берегом поляна на две группы, много плавника (Фото 24).
18:00 – Ужин.
Не далеко от лагеря обнаружили костер, с учетом близости жилого села решено организовать ночные дежурства по два человека с 22:00 до 8:00.
Дата: 05 января 2013 г. |
День пути: 7 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
+5 |
+12…+15 |
+5, дождь |
||
Место ночевки (с. Владимировка) – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель) |
|||||
Расстояние: 14,9 км |
ХВ: 2:55 |
ЧХВ: 2:03 |
8:00 – Подъем дежурных.
9:00 – Подъем группы, завтрак.
11:40 – Вышли на воду.
12:10 – ЛЭП.
12:33 – А/м мост (трасса М-27), затем ж/д мост.
12:36 – Тех. стоянка за ж/д мостом (Фото 25).
12:46 – Вышли на воду.
Сразу за ж/д мостом по берегам лежат ж/д вагоны, используемые в качестве волнорезов, прижиматься к берегам опасно (Фото 26)!
Через 2,3 км река уходит на ЮЗ по новому руслу (на карте в Приложении 1 приведена часть GPS трека от ж/д моста).
13:18 – Тех. стоянка перед выходом в море.
14:00 – Вышли в море, преодолев небольшой прибой.
14:35 – Встали на ночевку на территории заброшенного санатория (с. Варча), пройдя 1,5 км на СЗ от устья р. Кодор вдоль берега моря (Фото 27).
15:30 – Обед.
Общий лагерь поставили на поляне, перед разрушенным зданием санатория (Фото 28), там же разбирали суда (Фото 29). Дров много, но горят они плохо. Недалеко от стоянки заброшенные сады с мандаринами и хурмой (Фото 30).
Чуть позже, рядом встала догнавшая нас группа МГУ.
Договорились с Тимуром о выброске в 11:30 следующего дня.
19:00 – Начался дождь, ливший всю ночь.
20:00 – Ужин.
21:00 – Отбой.
Дата: 06 января 2013 г. |
День пути: 8 |
||||
Погода, °C (утро/день/вечер): |
+5 |
+12…+15 |
- |
||
Заброшенный санаторий (антистапель) – ж/д вокзал г. Сухум |
|||||
Расстояние: 25 км (а/м) |
ХВ: 1:10 (а/м) |
ЧХВ: - |
8:00 – Подъем дежурных.
9:00 – Подъем группы, завтрак.
Сбор лагеря, к 11:00 обе группы сидят на рюкзаках и готовы к выброске (Фото 31).
12:00 – Приехал автобус, опоздавший из-за поломки. Грузимся.
13:10 – Приехали на ж/д вокзал г. Сухум (Фото 32), попутно заехав в магазин.
14:00 – Поезд 076CA Сухум – Москва.
Дата: 07-08 января 2013 г. |
День пути: 9-10 |
г. Сухум – г. Москва (ж/д) |
08 января 2013 г. 11:20 – Поезд прибыл на Курский вокзал.
Координаты мест ночевок и определяющих препятствий
Широта |
Долгота |
Описание |
N43°05'36" |
E41°40'45" |
Место ночевки 01.01.13 г., стапель |
N43°05'29" |
E41°40'16" |
пор. Камни Чхалты |
N43°03'44" |
E41°35'45" |
пор. Канатка |
N43°02'59" |
E41°34'35" |
Место ночевки 02.01.13 г. |
N43°01'41" |
E41°22'41" |
пор. Багатское ущ. |
N43°01'45" |
E41°22'24" |
Место ночевки экипажей К-2-3, К-4 03.01.13 г. |
N43°00'45" |
E41°20'27" |
Место ночевки экипажей К-2-1, К-2-2 03.01.13 г. |
N42°52'52" |
E41°13'56" |
Место ночевки 04.01.13 г. |
N42°49'34" |
E41°07'30" |
Место ночевки 05.01.13 г., антистапель |
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
На пор. Багатское ущ. просмотр обязателен, под скалу ПБ может затянуть катамаран. (Левашов, 2011)
На участке от Багатского ущ. до выхода на равнину (~15 км) затруднен аварийный выход с маршрута.
После выхода реки из Кодорского ущ. на равнину, в русле часто встречается техногенный мусор.
Морскую часть необходимо планировать с учетом погодных условий. (Левашов, 2009)
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
В с. Чхалта можно увидеть развалины крепости, в с. Земо-Лата (Верх. Лата) подвесной мост и остатки средневековой церкви. Через 2,8 км после живописного Багатского ущ. впадает приток Амткел, по руслу которого можно добраться до одноименного села, а оттуда до оз. Амткел. После выхода из Кодорского ущелья, река протекает мимо с. Атара-Армянская, где над 40-метровым обрывом видны остатки Кодорской крепости. Сохранились стены, возведенные из булыжника, ворота и 15-метровая башня рядом с ними. В с. Дранда, недалеко от обрывистого берега р. Кодор, находится действующий Драндский (Успенский) собор (VI-VII вв.) Раньше при соборе действовал монастырь, на данный момент в его зданиях расположена единственная в Абхазии тюрьма. (Устинов, 2011)
Географическая и климатическая характеристика района
Кодорский хребет – наиболее протяженный (около 100 км) и разветвленный хребет Абхазии. Он отходит от Главного Кавказского хребта восточнее вершины Гвандра и сопровождает полноводный Кодор до Черного моря. В северной части хребет служит водоразделом крупнейших рек Западного Кавказа – Кодора и Ингури. (Бондарев, 1981)Высота: от 1300 до 3984 метров. Климат влажный, зимы снежные. Ежегодно выпадает от 1600 до 2000 мм осадков (120 мм в январе, 160 мм в апреле, 180 мм в июле, 160 мм в октябре). 30 суток в году идут ливневые дожди. Примерно 180 суток ущелье скрыто снежным покровом. Средняя температура в январе: −3, в апреле: 3, в июле: 14, в октябре: 5. Средняя максимальная температура (июль): 28 °C. В долине расположено два горных села — Ажара и Лата, которые состоят из множества малых посёлков. Согласно данным переписи 2002 года в долине проживало 1956 человек, из которых 1912 были этническими грузинами (сванами). (Википедия, 2012)
Кодор – вторая крупная река Абхазии, образуется от слияния рек Сакен и Гвандра. Протяженность Кодора составляет 105 км (вместе с Сакеном), он берет свое начало на высоте 3200 м, собирая воду от ледников и снежников Главного хребта Большого Кавказа и Сакенского хребта. В среднем течении Кодор протекает в отложениях известняков, при этом долина реки сужается порой до десятков метров. Берега образуют над рекой отвесные Багатские скалы, поднимающиеся на высоту 600-700 м над уровнем моря. Бассейн реки Кодор по площади превосходит все реки Абхазии – он составляет 2051 км², а среднегодовой сток - около 144 м³/сек. (Дбар, 2010)
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Группа прошла интересный маршрут, с пользой для подготовки к новому сезону провела новогодние каникулы.
Процедуру получения пропусков в Кодорское ущелье необходимо начать как можно раньше и обязательно держать под контролем, даже в случае использования услуг посредников. Для ускорения процесса желательно иметь подписанную маршрутную книжку и рекомендательное письмо с печатями.
Продукты можно купить в Сухуме, однако ассортимент магазинов не богат, а цены не ниже московских. Более дешевый рынок находится в стороне от вокзала.
На данный момент пребывание в Кодорском ущелье относительно безопасно, однако необходимо соблюдать разумную предосторожность. В первый день сплава соседняя группа обнаружила на одной из стоянок следы, похожие на медвежьи (Фото 33).
Общий фон реки даже при низком уровне воды соответствует 3 к.с., динамичный поток требует постоянного контроля над ситуацией, однако ошибки, в большинстве случаев, не приводят к аварийным ситуациям. При малом расходе большинство препятствий трудно различимы, на данный момент наиболее соответствует действительности, на наш взгляд, лоция турклуба УрГУ. (Турклуб УрГУ, 2009)
Температурный режим в ущелье сильно отличается от прибрежных районов, днем солнце выходит к полудню и скрывается за горными склонами к 16…17 часам, ночью заморозки. Для комфортного сплава и бивака необходимо серьезно отнестись к подбору личного снаряжения.
При выходе в море придётся преодолеть полосу прибоя, в шторм это может быть весьма затруднительно. (Левашов, 2009)
Список литературы
Бондарев Н. Д. В горах Абхазии [Книга]. - Москва : Физкультура и спорт, http://wkavkaz.narod.ru/book/abhazia/index.html, 1981.
Википедия Кодорское ущелье [Статья]. - [б.м.] : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5, 2012 г..
Дбар Роман Водные ресурсы [Статья]. - [б.м.] : http://apsnypress.info/nature/11.html, 2010 г..
Князева Н. А. Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии II к.с. с препятствиями IV к.с. в районе Западного Кавказа (Абхазия) по реке Кодор, [Отчет]. - Москва : http://veslo.ru/2011/otchet/kodor/kodor.html, 2010.
Левашов Михаил Кодор-2009 [Отчет]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/Sezon_2009/kodor-2009/, 2009.
Левашов Михаил КОДОР-2011 [Отчет]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/2011/kodor-2011/, 2011.
Левашов Михаил КОДОР-2011 [Книга]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/2011/kodor-2011/, 2011.
Левашов Михаил Кодори-Мадори или о том, как команда "Вольный Ветер Перемен" (ВВП) на Новый 2012-й год устроила себе праздник на воде... [Отчет]. - Москва : http://divankayakers.narod2.ru/sezon_2012/kodor-winter-2012/, 2012.
Ресурсы поверхностных вод СССР [Книга]. - [б.м.] : http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Kavkaz/Kodori/hydrology.htm.
Турклуб УрГУ Лоция р. Кодори [Отчет]. - [б.м.] : http://turclub.clan.su/load/4-1-0-16, 2009.
Устинов Роман Абхазия Практический путеводитель [Книга]. - Москва : Раменская типография, 2011.
Карта сплавной части маршрута (М 1:200 000)
Профиль высот сплавной части маршрута
Свежие материалы на сайте:

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.
Сложное сделать простым
 >>> - Подробнее
12 июля 2019 года   -   Марина Воронина

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)

© 1972-26.04.2025 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"
+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
