«Карелия на два дня»

Главная » Отчеты о походах » Мурманская обл. и Кольский п-ов » Кутса"Независимая" 2010. Отчёт о водном походе 3 с эл.5,июнь. Рук. хз кто

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Кольский п-ов
Нитка маршрута: Москва - Кандалакша - Красненькая - Кутсайоки до "бани" - КАндалакша - Москва
Сроки похода: 9 июня 2010 года - 14 июня 2010 года
Руководитель: хз


Кутса"Независимая" 2010. Отчёт о водном походе 3 с эл.5,июнь. Рук. хз кто

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута III эл. V (три с элементами пятой) категории сложности по рекам Красненькая и Кутсайоки, совершённом группой туристов города Москвы и Московской области при РООСМТ "Туристский Клуб" (т/к Перово) в период с 9 по 14 июня 2010 года.

Содержание отчёта

Паспорт спортивного похода
Проводящая организация
Место проведения
Общие сведения
Подробная нитка маршрута
Определяющие препятствия маршрута
Обзорная карта региона
Схема маршрута с препятствиями 
Состав группы и распределение по судам

Прохождение определяющих препятствий участниками группы

Общая смысловая идея похода

Варианты подъезда и отъезда, другие полезные сведения

Заброска на маршрут и выход с маршрута
Информация о погранзоне
Заповедник
Мобильная связь на маршруте
Аварийные выходы с маршрута

Изменения маршрута и их причины

График движения

Техническое описание

Групповое и личное снаряжение

Стоимость мероприятия

Итоги, выводы, рекомендации

Список материалов, использованных для данного отчёта

Приложение 1
Образец Заявления на посещение ГПЗ «Кутса»

Приложение 2
Дневник похода от Петрикова Сергея «Кутса 2010»

Приложение 3
Фотографии


Паспорт спортивного похода

Проводящая организация
Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области при РООСРМТ «Туристский клуб» (т/к «Перово»); адрес Клуба: г.Москва, ул.Металлургов, д.5, телефон 306-32-73, сайт www.tk-perovo.ru

Место проведения
Российская Федерация, Северо-Западный федеральный округ, Мурманская область, Кандалакшский район.

Общие сведения

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Уровень воды

общая

активная

водный

третья с элементами пятой

сплав 16 км

5

2

  9.06- 
-14.06

  выше среднего

Подробная нитка маршрута
г.Москва - г.Кандалакша - с.Алакуртти - р.Красненькая (сплав) - р.Кутсайоки (сплав) - мост у д.Вуориярви - г.Кандалакша - г.Москва

Определяющие препятствия маршрута

 Вид пре-

 пятствия

Название

Категория трудности

Характеристика препятствия
 (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

р.Красненькая (уровень воды выше среднего)

Каньон

Короткий

III-IV

1 ступень: три слива, навал на скалу ПБ в сужении;
2 ступень: слив через скальный выход, далее скальное сужение со сливами с обливных камней

Порог

Прыжок

III

одиночный слив через каменную гряду

Порог

Щёчки

III-IV

шивера на заходе, сужение с косым сливом, бой в ЛБ

Порог

Кавказский

IV

протяжённая шивера со сливами, бочками, навалами

Порог

Горка

III-IV

водоскат с прижимом к ПБ, шивера на выходе

р.Кутсайоки (уровень воды выше среднего)

Порог

Сомнительный

IV

три слива с бочками: 1 и 2 водопадного типа, 3 положе

Порог

Муравей

III

слив через каменную гряду, затем валы в сужении

Порог

БСТ

II-III

шивера с множеством вариантов движения

Водопад

Оба-На (Малый Янискенгас)

V

в левой части водоскат ок.30о высотой ок.10м, технически несложен, требует правильного захода;
в правой части водопад с промежуточной чашкой

Водопад

Маманя (Большой Янискенгас)

обнос

высота ок.20 м, угол наклона ок.70°. Состоит из 3 ступеней: 1 - ок.7 м, 2 – ок. 12 м, 3 – ок.1,5 м; известно только несколько случаев прохождения на каяках

Порог

Тесный

III-IV

протока между озёрами, три слива между скалистыми берегами и большими камнями в русле

Отчёт хранится в библиотеке МГЦКТ (Москва, ул.А.Солженицына (бывш. Б.Коммунистическая), д.17), будет размещён на сайте ТК Перово (http://www.tk-perovo.ru). Дневник похода уже доступен тут.

Используемые в отчёте фотографии составляют лишь небольшую часть отснятого материала. Больше фотографий можно увидеть тут:
http://zheee.gallery.ru/watch?a=iC2-eMvb#feature=mainlist
или получить, также как и видеосъёмки, посредством личного общения с участниками похода.

Состав группы и распределение по судам


Фамилия, Имя, Отчество

Год рожд

Туристическая подготовка

Распределение по судам

1

Буковский
Алексей
Андреевич

1979

н/с Б.Лаба-Белая
н/с Ууксунйоки-Лоймоланйоки
н/с Чон-Кемин-Кекемерен

Катамаран №1

2

Гончар
Андрей
Евгеньевич

1977

3У (каяк) Б.Зеленчук-Аксаут
5У Башкаус-Чулышман
5У Жомболок-Ока

Каяк №1

3

Заботин
Борис
Владимирович

1988

4У Аксаут-Зеленчук-Маруха-Уллу-Кам-Кубань
н/с Ока (Саянская)
н/с Кутсайоки-Тумча

Катамаран №2

4

3aбoтинa
Евгения
Владимировна

1985

5У Башкаус-Чулышман
5У Жомболок-Ока
3(5)У Б.Лаба-Аксаут-Кубань

Катамаран №3

5

Карев
Дмитрий
Владимирович

1976

н/с Хара-Мурин
н/с Снежная
н/с Красненькая-Кутсайоки-Тумча

Катамаран №1

6

Красавина
Наталья
Алексеевна

1987

5У Башкаус-Чулышман
5У Жомболок-Ока
3(5)У Б.Лаба-Аксаут-Кубань

Катамаран №3

7

Петриков
Сергей
Андреевич

1982

3У (каяк) Зеленчук-Аксаут
3У (каяк) Пшехашха-Пшеха
н/с (каяк) Б.Лаба-Белая

Каяк №2

8

Покровченко
Владимир
Владимирович

1966

5Р Башкаус-Чулышман
5Р Жомболок-Ока
3(5)Р Б.Лаба-Аксаут-Кубань

Катамаран №2

9

Фёдоров
Дмитрий
Константинович

1977

н/с (каяк) Ууксунйоки-Тохмайоки-Янисйоки-Сюскюнйоки
н/с (каяк) Б.Зеленчук-Аксаут-Б.Лаба-Белая

Каяк №3

Катамаран №1
«Тритон» «Блик», водоизмещение 950 л, длина 4,5 м, ширина 2,1 м

Катамаран №2
«Рафтмастер» «Fox-2Т», водоизмещение 1200 л, длина 3,8 м, ширина 2,0 м

Катамаран №3
«Рафтмастер» «Fox-802», водоизмещение 1400 л, длина 3,8 м, ширина 2,0 м

Каяк №1
«Dagger» «Nomad 8.1», объём 257 л, длина 2,44 м.

Каяк №2
«Wave Sport» «Diesel 80», объём 303 л, длина 2,54 м.

Каяк№3
«Wave Sport» «Diesel 70», объём 265 л, длина 2,39 м

Общая смысловая идея похода

Поход вырос из совокупности желаний отдельно взятых его участников полезно использовать три выходных и посмотреть на реки Севера по большой воде. Для кого-то отправной точкой послужила статья-рассказ, для кого-то видеоролик «kutsaioki-jun-2005» (можно найти, например, тут).

Каякерам нужны были катамаранщики для страховки и как грузовозы, катамаранщики были не против общества каякеров.

Возможность взять больше двух выходных дней была не у всех, вместе с тремя выходными у нас в распоряжении оказалось только пять дней вместе с дорогой. По этой причине пришлось ограничить сплавную часть маршрута (относительно классического выката до Иовского водохранилища), закончив сплав у бывшего моста на дороге через Вуориярви, где местный делец держит к услугам туристов магазинчик и баню.

Таким образом, план сформировался такой: старт вечером рабочего дня, финиш вечером последнего выходного. Два дня (туда и обратно) поезда, из оставшихся трёх – день на заброску, выброску, стапель и антисталель. По нашему предположению на месте стапеля мы должны были оказаться около полудня. В этот же день, используя белые ночи, стоило идти столько, сколько позволяли силы, задача ставилась дойти до водопадов, встав на Оба-Не. На следующий день Оба-На, обнос Мамани и прогон «до бани» – это полдня. Ещё полдня остаются в запасе на непредвиденные ситуации, например, ремонт судов.

Варианты подъезда и отъезда, другие полезные сведения

Заброска на маршрут и выход с маршрута
От Москвы до Кандалакши и обратно на поезде. Прямое сообщение поездами Мурманск–Москва. В летний период назначаются дополнительные поезда, курсирующие с севера (Мурманск) до юга (Адлер, Астрахань, Новоросскийк) и обратно, приятные тем, что идут быстрее. Возможен вариант транзита через С-Петербург.
От Кандалакши до стапеля и от конца маршрута до Кандалакши – автотранспорт. Мы пользовались услугами турцентра «Колвица-Тур» http://www.kolvica.ru/. Договаривались с заправляющим там Vasmin’ом (Василий Минченков) +7-921-151-55-97.
Наличие в группе каяков доставляет определённые сложности при их провозе в поезде. Поэтому лодки были отправлены в Кандалакшу заранее багажом и получены там Vasmin’ом, обратно они ехали также.

Информация о погранзоне
Подробная информация есть на портале "Карелия".
Первое общение с пограничниками происходит на посту перед Алакуртти, там переписывают паспортные данные, забирают заранее подготовленный список группы и отправляют в погранзаставу, расположенную неподалёку.
По правилам, стандартная процедура оформления погранпропусков начинается с отправки пограничникам запроса не позже чем за месяц, однако для такого популярного маршрута, как Кутсайоки действует «режим лайт» – погранпропуска оформляются на месте по факту приезда.

Заповедник
При подготовке к походу в Сети было обнаружено сообщение от начала июня 2010 года о том, что на подъезде к Красненькой местные экологи (это территория Государственного природного заказника «Кутса») поставили пост, где требуют разрешение на посещение.
Поэтому заранее обратились в Комитет природопользования и экологии Мурманской области (заместитель председателя комитета Швейцер Фёдор Яковлевич (8152) 21-00-25) и получили факсом разрешение на посещение заказника, которое так и не понадобилось никому – по слухам, экологи были устранены местными егерями.

Мобильная связь на маршруте
Есть в населённых пунктах (Кандалакша, Алакуртти), а также на ПБ на месте окончания маршрута (только МТС), но там надо подняться от реки по дороге около полутора километров, дорогу и ориентиры «переговорного» места лучше уточнить на месте у банщика.

Аварийные выходы с маршрута

Сергей Андреевич подсказывает, что аварийные выходы на пройденном маршруте отсутствуют как класс. При протяжённости сплавной части 16 км есть автомобильные подъезды в её начале и конце. В ситуации, когда по каким-либо причинам потребуется покинуть маршрут, быстрее всего это будет сделать, сплавившись до конечной его точки. Возможен вариант пешего выхода по берегу реки – вверх или вниз будет зависеть от места, откуда начинается аварийный выход. Однако надо учитывать, что в конце маршрута (у бани) постоянно находятся люди, и есть мобильная связь, в отличие от начала маршрута.

Изменения маршрута и их причины

Поход изначально заявлен не был.
Изменения относительно первоначального плана связаны только с обносом некоторых препятствий каякерами (см.Техописание)
Запланированный график движения был выдержан.

График движения

Дни пути

Число

Участок пути

Способ передвижения

Протяжён-ность, км

Ходовое время*

Определяющие препятствия на участке

1-3

9.06-
-11.06

г.Москва - г.Кандалакша

поезд

ок.
1700

31,5 ч

 -

 

11.06

г.Кандалакша - с.Алакуртти

авто

ок.120

2 ч

 -

с.Алакуртти - р.Красненькая (мост)

авто

ок.120

2,5 ч

 -

р.Красненькая (мост) - вдп.Оба-На

сплав

ок.50

6,5 ч

к.Короткий, пороги
Прыжок, Щёчки,
Кавказский
пор.Горка,
Сомнительный,
Муравей, БСТ

4

12.06

вдп.Оба-На - мост у д.Вуориярви

сплав

8

6,5 ч

вдп.Оба-На,
пор.Тесный

5

13.06

мост у д.Вуориярви - г.Кандалакша

авто

8

3,5

 -

5-6

13.06-
-14.06

г.Кандалакша - г.Москва

поезд

ок.
1700

26,5 ч

 -

* Указано время от начала до конца преодоления участка с учётом времени просмотра препятствия, организации страховки, постановки фото-видео, проведения ремонтных и спасательных работ

Техническое описание

Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ
– правый берег, левый берег;
ПП, ЛП
– правый поворот, левый поворот;
Для описания препятствий использованы выдержки из отчётов, список которых приведён в соответствующем разделе, и наши собственные впечатления.
Курсивом выделены описания препятствий.

09.06 – 11.06
Москва – Кандалакша

Старт из Москвы, с Ленинградского вокзала поездом 382 – самым неторопливым поездом мурманского направления – но с удобным для работающих по графику 9–18 временем отправления.

11.06
Кандалакша - вдп.Оба-На (Малый Янискенгас)

Прибытие по расписанию (4.37), нас встречает представители Колвицы-Тур на двух УАЗах-буханках. Погрузка, посещение магазина и заезд за лодками, прибывшими раньше багажным вагоном и ожидающими нас у водителя в гараже, – всё это занимает час, в 5.28 выдвигаемся из Кандалакши.

В 7.30 на 10 минут задерживаемся на пограничном посту, где оставляем список группы и предъявляем паспорта. Затем посещаем погранзаставу, где получаем ЦУ и разминаемся игрой во фрисби.

До места стапеля от погранзаставы ехать 2,5 часа. Наблюдаем остатки Чёртова моста, аккуратно смытые паводком. Ещё из интересного – отсутствие насекомых. Выходим на воду через 5 часов после приезда, в 15.36.

Поскольку большинство уже были тут, ориентирование на реке не составляет труда.

При обработке препятствий используем рации, что ускоряет прохождение.

Через 9 минут после старта первое препятствие – каньон Короткий.

Ориентир: левый поворот и сужение русла, скальные берега.
Просмотр по ПБ.

Порог состоит из 2 ступеней по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка, и страховка.

Андрей (каяк 1) обносит его и встаёт на страховку.

В первой ступени, навалившись на стенку ПБ, киляется через левый баллон идущим первым экипаж К1. Ребята выбираются на перевёрнутый кат, зачаливают его к ЛБ до 2 ступени и остаются там на фотосъёмке.

К2, К3 и оба каяка проходят первую ступень на ровном киле. Каты уходят сразу во вторую, каяки остаются отдыхать и ожидать, пока каты будут готовы их страховать. Вторую ступень все честно отрабатывают, Серёга (каяк 2) даже вспоминает, как делать эскимос.

Обработав Короткий за 35 минут, в 16.40 стартуем дальше.

До порога Прыжок идём 35 минут походной колонной, присматривая друг за другом.

Ориентир: падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ брёвна.
Просмотр по ПБ.

Слив через гряду камней высотой около 1,5 метров. В сливе торчат камни. Наиболее чистый проход ближе к ЛБ.

Прыжок смотрим, идём по одному и снимаем на фото-видео.

Дальше, до выхода в оз.Пюхяярви, пороги разделены короткими плёсами и идут один за другим. Понятие ЧХВ тут неактуально, поскольку режим прохождения сводится к посмотрел-прошёл-зачалился-посмотрел-… Обработка каждого препятствия (просмотр, постановка и снятие страховки и фото-видео-съёмки, прохождение) в среднем занимала 40 минут. Таким образом, в 17.20 мы на пор.Прыжок.

18.00 – на Щёчках.

Ориентир: через плёс после пор.Прыжок. Входная шивера видна от "Прыжка", ключевое место читается по скальному сужению.
Просмотр по ПБ.

Входная шивера, затем сужение русла между скал до нескольких метров, несколько валов, в том числе и косых, затем основной слив в узкой щели (чуть шире 2м) с боем в скалу ЛБ. Заход в основной слив осложнён уловом у ПБ перед ним.

В 18.40 – смотрим Кавказский.

Ориентир: через плёс после пор.Щёчки.
Просмотр по ПБ.

Порог представляет собой шиверу длиной примерно 200м, осложнённую сливами, бочками и прижимами. В середине последнего слива, образованного плитами у ЛБ и скалой ПБ, расположен большой камень в виде "зуба", на который наносит поток.

В 19.40 – начинаем проходить Горку.

Ориентир: через плёс после пор.Кавказский.
Просмотр по ПБ.

Мощный слив-водоскат с прижимом к скале ПБ. За ней шивера (выделяемая некоторыми лоциями в отдельное препятствие) с несколькими бочками и навалами на камни в русле. Перед выходом в озеро слив-ступенька через каменную гряду по всей ширине русла, наиболее глубокий в левой части.

Все препятствия все экипажи проходят на ровном киле. Наименее чистым прохождением был отмечен пор.Щёчки – Димон (каяк 3) заехал в улово перед сливом, а каты с трудом уходили от прижима к скальному ЛБ.

К порогам Кавказский и Горка все уже вспомнили, как держать весло и делать крен, и прохождения выглядели красиво.

После Горки отдыхаем, достаём провизию и термосы с пока ещё тёплым чаем. Обмениваемся впечатлениями и соображениями – силы вроде ещё есть. Макси-план на день – ночевать на Оба-Не – становится всё более реален. Стартуем в Кутсайоки.

В 21.40 подходим к пор.Сомнительный.

Ориентир: сужение русла, правый поворот (за ним сразу левый - уже вход в порог), на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности"("!").
Просмотр по ЛБ.

Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. После 2-го слива слева - большое улово, в котором удобно организовать страховку.

Порог заставляет задуматься, поскольку после главного слива (второго) заваривается сомнительная бочка. Сомнения разрешаются в пользу обноса порога каякерами и прохождения его катамаранами. Катамаранщики проходят слив и слева, и справа, и по центру, и, позируя на свечках камере, продолжают ехать вниз на ровном киле.

Идём сходу пор.Муравей.

Ориентир: конец плёса за пор.Сомнительный, ЛП, виден остров с деревьями.
Просмотр по ЛБ, место чалки не просматривается за береговыми кустами, чалка в них.

На входе в порог остров. Для катмаранов – основная левая протока, справа от острова канализация для каяков. В начале основной протоки каменистая горка, более чистая ближе к ЛБ. Далее слив с валами в сужении, проходится по струе.

Каты идут левой протокой, каяки правой. Андрюха идёт за Серёгой, в последней бочке оба ложатся, но Серёга встаёт, а Андрей доставляет всем удовольствие ловить его и лодку.

Практически сразу пор.БСТ.

Ориентир: русло перегораживает гряда камней.
Просмотр удобнее по ПБ, информативнее по ЛБ.

Шивера на всю ширину русла с несколькими вариантами движения. На выходе из шиверы у ЛБ большой камень, на который наваливает струя, но чтобы туда попасть, надо постараться. На всем протяжении порога много камней.

На фоне всего пройденного БСТ не выглядит особо впечатляющим, но, памятуя о коварном камне-убийце, почти все проезжают порог по канализации справа.

Около 23.00 чалимся на ЛБ перед вдп.Малый Янискенгас, известного как Оба-На.

Ориентир: сразу за ПП после пор.БСТ. Знак "Кирпич" на ЛБ. Вход в водопад плохо заметен с воды.
Просмотр по обоим берегам.

В правой части - маловодный водопад ~6-7м с промежуточной чашкой, слева – мощный водоскат под углом около 30 градусов. Водопад не так сложен технически, как чреват последствиями ошибок в выборе и реализации траектории движения.

Левая часть водопада используется для прохождения катамаранами, правая - каяками. Пологий язык водоската в левой своей части бьёт в скальные выступы ЛБ. На двух самых больших образуются пенные шапки, которые мешают рассмотреть размеры скального выступа. Ближе к левому берегу глубина больше, в середине ширины водопада лежит плита, по которой катится вода, но толща воды невелика. Справа этой плиты уже отвесный водопад с камнями в потоке падающей воды, наиболее чистый у ПБ. Плита заканчивается в середине длины водоската, после этого левая часть Оба-Ны падает более круто, но под пеной от отбойника от выступов ЛБ есть мощная струя, которая выносит в чашу ниже водопада. В правой, более крутой части Оба-Ны есть промежуточная чашка, из которой вода сливается с более чем 2-метровой высоты. Выйти из улова ПБ за водопадом довольно сложно, сразу подхватывает мощная струя и сильно наваливает на камни у берега.

Чалимся на ЛБ, ставим лагерь. И вот уже все медитируют над этим чудом природы в предвкушении следующего сплавного дня.

12.06
вдп.Оба-На (Малый Янискенгас) - дорога на д.Вуориярви (бывший мост)

В связи с поздним отбоем предыдущего дня, встали в 11. На завтрак, сборы и обнос вещей уходит три часа. Андрей (Каяк 1) – обносит Оба-Ну и встает на страховку за водопадом в улове ЛБ. Димон, Серёга и Женя с Наташей перечаливаются выше водопада на ПБ. Каякеры дополнительно просматривают свою траекторию, после чего встают на страховку «морковкой» на ПБ после водопада. Девчонки ставят фото и видео. Катамараны планируют идти по водоскату левой части, каяки прыгать отвесный водопад справа.

В 14.10 стартуют Володя и Борис (Кат 2), заходят на центр водоската и съезжают с небольшим смещением влево, после чего встают к ПБ и сменяют каякеров на страховке. Следом (14.28) Митя и Лёха (Кат 1), повторяют траекторию предыдущего катамарана, с незначительным отклонением вправо, после чего встают на страховку каякеров в улово ПБ. Для прохождения каякеров ставится страховка «морковкой» над чашкой первого слива, т.к. в чашке вспухает большая поганке, которая может «поджать» под скальные стенки или «замыть» под водопад. Первым (14.40) прыгает Димон (Каяк 3), к срезу подходит чуть правее намеченного, цепляет камень, валится вниз без скорости и переворачивается. Тут же встаёт и проезжает второй слив чисто. Следом (14.43) идёт Серёга (Каяк 2), заходит точно и проходит оба слива чисто. Дальше стартуют девчонки (Кат 3), как и предыдущие катамараны, проезжают водоскат по центру. Пока едут девчонки, каякеры заносятся для повторного прохождения. В этот раз Димон проходит все чисто, а Серега начинает «возиться» на срезе, прыгает неудачно и переворачивается после первого слива, но встает и чисто проезжает второй слив.

На прохождение Оба-Ны ушло порядка 1,5 часов, и, забрав вещи, около 15.30 начинаем перечаливаться на ПБ перед вдп.Маманя.

Ориентир: в конце плёса, сразу за ЛП после вдп."Оба-На". С воды плохо заметен.
Просмотр по обоим берегам, предпочтительнее по тому, где будет обнос.

Крутой водоскат ок.20 м высотой. В левой части вода сначала спустя 7 м падает в небольшую чашу, потом обрушивается вниз под скалу. В правой части падает по камням. После поворота вода падает еще на несколько метров. Непроходим, известно только несколько случаев прохождения на каяках. Внизу влажно (водяная пыль).

Тропа для обноса есть по обоим берегам. Слева удобно переправлять суда по навесным перилам (требуется верёвка ок.40 м длиной), иногда бывает повешен стальной трос. Без перил обнос сложен из-за крутого и скользкого от водной пыли берега. По ПБ тропа удобнее для обноса вручную, она начинается перед высокой скалой ПБ, и, обходя её, резко вбирается вверх, а потом спускается к стоянке ПБ за водопадом. Протяжённость обноса около 300 м.

Мамню обнесли по тропе ПБ, после обноса устроили перекус. На обнос и перекус суммарно ушло около двух часов.

В 19.00 стартуем дальше. Через час гладкой гребли пор.Тесный.

Ориентир: в конце плёса видно скальное сужение. Резкое падение, скальный ЛБ, у входа в порог каменный остов по центру.
Просмотр по ПБ.

Порог расположен в протоке между озёрами, представляет собой три слива между скалистыми берегами и большими камнями в русле. Сначала один за другим два узких слива с небольшим прижимом, затем слив через гряду камней, на самый большой сильно наваливает струя.

Андрюха (каяк 1) обносит, остальные проходят в походном порядке: К1 и К2 проходят и страхуют каяки, дальше каякеры, замыкают девчонки. На просмотр и прохождение ушло ~30 мин.

Устав от неизбежного на плёсах встречного ветра, женский экипаж провоцирует обмен плавсредствами с парой каякеров, и дружная флотилия ещё через час гладкой гребли с небольшими перекатиками дошла до бани – конечной точки маршрута.

13.06 – 14.06
дорога на д.Вуориярви (бывший мост) – Кандалакша – Москва

Утром переправились на противоположный берег, где устроили антистапель (баня находится на ПБ). Машины пришли с опозданием на час – забрасывали другую группу. За этот час двое послов были отправлены искать сотовую сеть обратно на ПБ. Банщик сказал, что есть только МТС. Вероятно, она и была бы найдена, но машины приехали, и разведчикам пришлось возвращаться.

Дорога до Кандалакши заняла около 3,5 часов. Наш поезд №237 сообщением Мурманск-Астрахань отправлением в восемь вечера, идёт с минимумом остановок, и уже через сутки с небольшим мы прибываем на Курский вокзал в Москве.

Групповое и личное снаряжение

Наименование

Количество

Кат-2

3

Каяк

3

Спасконец

3

Запасное вёсло 1-лопастное

6

Запасное вёсло 2-лопастное

3

«Лягушка»

4

Ремнабор

1

Аптечка

1

Рация

4

Фотоаппарат

2

Видеокамера

2

Навигатор (GPS)

1

Наименование

Количество

Спасжилет

1/чел

Каска

1/чел

Защитный костюм

1/чел

Весло

1/чел

Стропорез

1/чел

 Стоимость мероприятия

транспорт

откуда

куда

руб/чел

людей

руб/гр

Москва

Кандалакша

1 344

9

12 096

Кандалакша

Красненькая

1 200

9

10 800

Кутсайоки

Кандалакша

1 200

9

10 800

Кандалакша

Москва

1 764

9

15 876

раскладка

650

9

5 850

итого  

6158

 

Итоги, выводы, рекомендации

1)     Маршрут был пройден, согласно запланированному графику. Как показывает опыт и нашей, и предшествующих групп, для данного маршрута достаточно двух сплавных дней. При этом темп прохождения относительно спокойный, времени хватает и на просмотр препятствий, и на постановку страховки, и на фото- и видеосъёмку. Располагая ещё двумя днями, стоит пройти Кутсайоки до Тумчи, где есть ещё несколько интересных препятствий.

2) Оказалось, что водопад Большой Янискенгас (Маманя) можно обнести по правому берегу. Тропа набитая, и используется явно не первый год. Странно, что раньше не встречался этот вариант обноса.

3) В летнее время назначаются дополнительные поезда, некоторые удобнее и быстрее обычных. Для столь короткого путешествия не стоит упускать возможность потратить на дорогу на несколько часов меньше.

4) «Колвица-Тур» во главе с Vasmin’ом отработала чётко, за исключением часового опоздания на выброске. При этом очень помогли нам в транспортировании лодок, забрав их до нашего приезда и отправив после нашего отъезда.

5) В настоящее время данный маршрут подразумевает нахождение, во-первых, в пограничной зоне РФ, во-вторых, на территория Государственного природного заказника «Кутса». И если пограничники давно уже довольствуются списком группы, проверкой паспортов и раздачей ЦУ по факту прибытия, то экологи в этом году попытались организовать пункт по сбору средств за нарушение правил пребывания в заказнике. Нам не довелось с ними пообщаться, однако процедура получения разрешения не столь сложна. Хотя это не означает, что эта бумажка оградит Вас от нападения ревностных борцов за экологию.

6) Удивительным было отсутствие насекомых в Мурманской области в середине июня. Вероятно, это аномалия. Но очень приятная. Неприятна была близость медведей, которых шедшая в начале июня группа видела в достаточном количестве. А про то, что на месте антистапеля медведь чуть ли не вокруг бани ходит, предупреждал и хозяин бани. К счастью, медведей не встречали.

7) Комбинируя этот маршрут с другими реками Карелии и Мурманской области и продумывая логистику мероприятия, можно получить очень интересный со спортивной точки зрения маршрут. В качестве эстетической составляющей берём Соловки и/или Кижи и маршрут готов! Удачи!

Список материалов, использованных для данного отчёта

1) Красненькая - Кутсайоки - Тунтсайоки - Тумча, отчёт о водном походе 3 с эл. 4 к.с., 29 июня - 12 июля 2007 года, руководитель Фрох Э.В. (т/к Перово), маршрутная книжка 1/4-317.
2) Описание маршрута от Михаила Афанасенкова 1999 года.
3) Схема маршрута с препятствиями от Антона Черёмухина.
4) Схема маршрута с препятствиями от Александра Харитонова.

Другие источники, использованные при подготовке похода
5) www.rzd.ru официальный сайт РЖД, расписание поездов, бронирование билетов;
6) www.tutu.ru расписание поездов (пригородных и дальнего следования);
7) www.ru.wikipedia.org популярная on-line энциклопедия, организованная по системе ссылок;
8) poehali.org туристический портал с базой топографических карт;


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Мурманская обл. и Кольский п-ов » Кутса"Независимая" 2010. Отчёт о водном походе 3 с эл.5,июнь. Рук. хз кто

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика