Учебно-тренировочный поход базовой школы по реке Пшеха 2 к.с. май 2011 г.

Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Пшеха 2011. Отчет о водном походе 2кс, май. УТП школы БУ. Рук.Каменецкая Е.,Тарасов О.

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: г. Москва – г. Краснодар – станица. Черниговское – пос. Отдаленный – автозаброска до впадения р.Пшехашка в р.Пшеха – р. Пшеха (сплав) – станица. Черниговское – ст. Ширванская – г.Апшеронск– ст.Пшехская – г. Краснодар - Москва
Сроки похода: 30 апреля 2011 года - 9 мая 2011 года
Руководитель: Каменецкая Е.,Тарасов О.


Отчет о водном учебно-тренировочном походе школы БУ по реке Пшеха, 2 к.с. в мае 2011 г.

Туристско-спортивный союз России

Федерация спортивного туризма

Объединение туристов Москвы

Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский клуб» (ТК «Перово»)

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о спортивном водном походе

второй категории сложности

по маршруту:

 

г. Москва – г. Краснодар – станица. Черниговское – пос. Отдаленный – автозаброска до впадения р.Пшехашка в р.Пшеха – р. Пшеха (сплав) – станица. Черниговское – ст. Ширванская – г.Апшеронск– ст.Пшехская – г. Краснодар - Москва

 

Район:                                             Западный Кавказ

Сроки проведения похода:               с 30 апреля по 9 мая 2011 г.

 

Маршрутная книжка:               №1/4-208

Руководитель:                        Каменецкая Екатерина Михайловна

Телефон:                                (495)450-70-42, 8 926 573 07 07

 

Маршрутная книжка:               №1/4-212

Руководитель:                        Тарасов Олег Игоревич

Телефон:                                8-903-145-42-92

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия Московского Городского Центрального Туристского Клуба рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

 

 

Маршрут имеет ____________________ категорию сложности.

 

Отчет использовать

Рецензент:

 

 

Москва 2011 г.


Содержание:

Паспорт маршрута. 3

Определяющие препятствия маршрута. 4

Состав группы №1/4-208. 5

Состав группы №1/4-212. 6

Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу. 7

Варианты подъезда и отъезда. 8

Аварийные выходы с маршрута. 10

Изменения маршрута и их причины.. 10

График движения по маршруту. 12

Техническое описание прохождения маршрута. 13

Лоция. 18

Материальное оснащение группы. 22

Групповое и личное снаряжение группы 1/4-208. 22

Весовая характеристика груза взятого на маршрут. 24

Групповое и личное снаряжение группы 1/4-212. 25

Средства сплава, их оборудование и характеристики.. 26

Ремонтный набор. 31

Финансовые затраты.. 32

Итоги, выводы, рекомендации. 33

Географические координаты. 35

Карта-схема района похода. 36

Приложение 1. Фотографии. 38

 

 

 

Паспорт маршрута

 

Вид туризма:

Водный

Проводящая организация:

РООСРМТ "Туристский клуб"

(Турклуб "Перово")

http://www.tk-perovo.ru

Район проведения:

Западный Кавказ

Категория сложности:

вторая

Сроки проведения:

с 30 апреля по 9 мая 2011 г.

Число участников:

Маршрутная книжка №1/4-208 – 7 человек.

Маршрутная книжка №1/4-212 – 6 человек

Средства сплава:

катамаран 2-х местный – 4 шт.

каяк п/э – 3 шт.

каркасно-надувная байдарка  «Вьюн» - 1 шт.

Подробная нитка маршрута:

г. Москва – г. Краснодар – станица. Черниговское – пос. Отдаленный – автозаброска до впадения р.Пшехашка в р.Пшеха – р. Пшеха (сплав) – станица. Черниговское – ст. Ширванская – г.Апшеронск– ст.Пшехская – г. Краснодар -Москва

Протяженность активной части маршрута заявленная:

133 км

Протяженность активной части маршрута фактическая:

108 км

Количество ходовых дней:

7

Уровень воды:

Выше среднего - высокий

 


Определяющие препятствия маршрута

 

Вид препятствия, название

Категория трудности

Длина препятствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Шивера ниже впадения Пшехашки в Пшеху

2

1 км

Быстроток с небольшим количеством полуобливных и надводных камней, с локальными сливами и небольшими бочками. Участок на правом закрытом повороте желательно просмотреть. Возможен нанос на камень. Требует маневра.

Проход слева от первого камня с уходом в улово за ним с целью уклонения от наноса на забитую камнями левую часть русла.

Порог «Верхние Волчьи Ворота»

 

2

Ярко выраженная локальная ступень с бочкой до этого участок быстротока с небольшими валами порядка 500 м

При высоком уровне воды заходная шивера практически полностью сглаживается, небольшие  валы, после них ярко выраженная одна ступень, плита пересекает все русло реки перпендикулярно, с нее слив порядка 1,5 м, под ним короткая и «злая» бочка

По струе, перпендикулярно ступени. Читается с воды.

Порог «Нижние Волчьи Ворота»

 

3

Порядка 1,5 км

При высоком уровне воды большая часть камней залита. Проход по основной струе с несложным маневром. При нашем уровне воды ярко выражены сбойки струи.

 

1-ая ступень Сужение. Крупный камень в русле, на который наваливает поток. Проход слева от камня. Далее ЛП.

 

2-я ступень  Группа обливных и надводных камней, сливы, струя идет ближе к ЛБ Требуется маневр вокруг бревна висящего между двумя камнями в основном сливе (резкий уход под правый берег и затем возврат снова на струю).

3-я ступень Состоит из косого слива, далее через несколько метров косые валы.

4-5 ступени Сужение скал по берегам.

Несложный слалом между камнями сливы и небольшие бочки.

 

Линия движения читается с воды, но просмотр обязателен ввиду возможности завалов.

Рекомендуется прохождение от улова к улову по одной ступени со страховкой катамараном с воды.

 


Состав группы №1/4-208

 

 

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Дата
рождения

Туристский опыт*

(перечислить маршруты, совершенные по данному виду туризма
(У - участником, Р - руководителем) с указанием районов и категории сложности)

Обязанности в группе, распределение по средствам сплава

1.   

Каменецкая Екатерина Михайловна

(8-926-573-07-07)

1986

Жом-болок -Ока Саянская 5У, Лаба-Белая н/к с эл.5У, Урик 4У, Пшехашка-Пшеха 3Р,  Ч., Б.Черемош, Прут 3У, Аксаут 3У, Шуя 2Р, Мста 2Р, Суна 2Р, Тунгуда 2Р

Руководитель, Каяк №1

Фото № 001

2.   

Лебедев Валерий Иванович

1959

5Р Шавла-Аргут-Катунь,

5У Бий-Хем.

Инструктор, Рафтмастер-2, капитан, фотограф

3.   

Петрова Нина Михайловна

1991

Без опыта

 

Катамаран Рафтмастер-2, матрос, медик, хронометрист

4.   

Калинин Дмитрий Владимирович

1980

Без опыта

Катамаран-2, снаряженец

5.   

Иванов Дмитрий Сергеевич

1978

Умба 3У, Шуя беломорская 3У, Кадоре 3У, Умба 2У

Катамаран-2, капитан, реммастер

6.   

Неугодов Алексей Алексеевич

1991

Без опыта

 

Байдарка Вьюн-2, капитан, хронометрист, финансист

7.   

Лазарева Ирина Александровна

1986

Без опыта

Байдарка Вьюн-2, матрос, завхоз

 


Состав группы №1/4-212

 

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Дата
рождения

Туристский опыт*

(перечислить маршруты, совершенные по данному виду туризма
(У - участником, Р - руководителем) с указанием районов и категории сложности)

Обязанности в группе, распределение по средствам сплава

1.   

Тарасов Олег Игоревич

1986

р. Урик 4(У), р. Ока Саянская 4(У), Лаба-Белая н/к с эл.5 (У),

Мста 2(Р), р. Пшехашка-Пшеха 3(Р), р. Умба-Колвица 3(У)

Руководитель,

Каяк-1

2.   

Харьков Сергей Валентинович

1964

р.Чаткал 5(У), р. Хойто-Ока 4(Р), р.Пшеха 3(Р)

Инструктор,

Каяк-2

3.   

Бельков Олег Борисович

1975

Без опыта

Медик, фотограф,

Катамаран-1

4.   

Рожкова Вера

Владимировна

1983

р. Великая н/к (У),

р.Мста 1с эл.2 (У)

Завхоз,

Катамаран-1

5.   

Рассказов Александр Александрович

1980

р.Мста 1с эл.2 (У)

Финансист, логист

Каяк-3

6.   

Болотов Андрей Александрович

1990

Без опыта

Реммастер, снаряженец,

Каяк-4


Цели и задачи путешествия. Подготовка к походу.

Целью учебно-тренировочного похода являлась отработка и закрепление навыков, полученных за период обучения в водной школе базового уровня по водному туризму при РООСРМТ «Туристский клуб» в 2010-2011 учебном году под руководством начальника школы – Лебедева Валерия Ивановича.

 

Для достижения этой цели на маршруте были запланированы учебные мероприятия, направленные на отработку следующих элементов водного туризма:

-   техника гребли и управления средством сплава

-   ориентирование на реке и составление лоции

-   «чтение препятствий» и выбор оптимальной линии движения судна, ее выдерживание.

-   причаливание и отчаливание в различных условиях

-   страховка человека с берега

-   страховка человека с судна

-   страховка аварийного судна

-   правильное поведение человека при самосплаве

-   организация и действия при переправе вброд

-   техника преодоления препятствий

-   работа со стропорезом

-   организация прохождения протяженных сложных каньонных участков, требующих разведки и страховки.

-   ведение хронометража и дневника для составления отчета о походе

-   оказание первой медицинской помощи

-   развитие физической выносливости и силы.

-   фото и видеосъемка на маршруте.

Помимо этого, одной из задач была отработка в условиях похода взаимодействия судов разного типа и взаимодействия между параллельно идущими по маршруту группами.

В процессе подготовки к походу в рамках водной туристской школы проводились теоретические занятия в Перовском турклубе, и полевые выходы в течение осеннее-зимнего сезона, а также водные выходы весной на паводковые речки, на которых отрабатывались способы страховки и самостраховки на воде, приемы ТВТ, а так же укреплялось физическое состояние членов группы..

В процессе подготовки к походу были проведены следующие мероприятия:

1.  Теоретическое ознакомление с районом путешествия.

2.  Изучения основного и запасного вариантов маршрута и аварийных сходов с него.

3.  Подготовка снаряжения к походу.

 

Варианты подъезда и отъезда

 

Подъезд к активной части маршрута

            Обязательной промежуточной точкой при подъезде к активной части маршрута является посёлок Отдалённый (он же «Шпалорез» - местное). Посёлок Отдалённый со станицей Черниговское связывает линия узкоколейной железной дороги (УЖД) по которой два раза в день курсирует поезд перевозящий жителей посёлка Отдалённый, а также жителей посёлков расположенных вдоль УЖД. Время в пути между станицей Черниговское и посёлком Отдалённый ~ 2-2,5 часа. 

Первый поезд из Отдаленного отправляется в районе 4 утра, ориентировочно 6.30 он прибывает в Черниговское и в 7.30 стартует обратно. Вечерний поезд отправляется из Черниговского ориентировочно в 19.30, и около 22.00 приходит в Шпалорез. Расписание является не строгим, а скорее данью традициям, поезд отправляется по заполнению, если требуется подождать кого-то, то отправление могут задержать весьма прилично.

Линия УЖД на всём своем протяжении идёт вдоль реки Пшеха. Следует отметить, что поезда УЖД, ранее следовавшие в посёлок Отдалённый из города Апшеронск, в настоящее время начинают свой маршрут из станицы Черниговское.

Между станицей Черниговское и посёлком Отдаленный также существует лесовозная автодорога, по ранее полученой нами информации, дорога сложная и проехать по ней под силу только полноприводным грузовикам, но в этом году от местного егеря получили информацию, что дорога находится в приличном состоянии, он «подсыпал» ее, и по ней проезжают легковые автомобили (например, из Апшеронска к егерю приехал сын на ВАЗ 21099).

До станицы Черниговское из Москвы лучше и быстрее всего добраться через город Краснодар. Время в пути между городом Краснодар и станицей Черниговское на заказном автобусе составляет 2-2,5 часа (порядка 150 км). Имеются также рейсовые автобусы из города Краснодар до города Апшеронск, и из города Апшеронск до станицы Черниговское. До города Краснодар из Москвы можно добраться поездом (время в пути от 20 до 30 часов) или самолетом (время в пути 2 часа 20 минут). От посёлка Отдалённый до места начала сплава на реке Пшехашка можно добраться пешком по дороге идущей вдоль реки Пшеха или на полноприводном автомобиле типа ГАЗ 66 или ЗИЛ 130, который не составляет труда зафрахтовать по прибытию в посёлок Отдалённый. Дорога от посёлка Отдалённый вверх по реке Пшеха сложная идёт по полке вырубленной в скалах, имеет много опасных осыпей и несколько бродов, при подъеме уровня воды в реке или иных природных катаклизмах может стать непроезжей.

            Контактная информация

Мы пользовались услугами транспортной компании "Славяне"

http://slavyane-avto.ru/;

8-918-48-78-736 (Евгений);

8-918-93-108-95 (Юрий)

Для заказа микроавтобуса. Грузовая "Газель" - Иван (8-928-210-17-47), 20р/км.

Машинист Сергей (фамилия неизвестна) – тел. +7(918) 2263987;

машинист Сергей Битков +7(918) 9542214.

От посёлка Отдалённый до места стапеля ниже слияния рек Пшехашка и Пшеха часть нашей группы с вещами добиралась на автомобиле ГАЗ 66, часть группы без вещей шла пешком.

В процессе поиска транспортной компании сформировался такой список Краснодарских перевозчиков

Первое грузовое такси

http://www.pgtru.ru/

(861) 270-59-70, 270-70-59,  8918-270-70-59, 8918-4964896

 

АвтоТайм

Тел.: (861) 271-99-91;Тел.: (861) 991-77-03

 

Такси «Б-52»

www.taxi-b52.ru

(861)235-35-35, (861)253-53-53, (861)233-33-32, (861)233-33-34, (861)235-87-47, (861)266-53-10

Услуги такси по городу и краю. Заказ автобусов и микроавтобусов.

ЧП «Автоперевозки»

8 (861) 2-733-645 , 8 (918) —466-43-56, 8 (908) —68-33-137

 

 

(861)211-81-10, (901)008-88-00, (918)482-01-67

Услуги пассажироперевозок по городу, краю, России на различном автотранспорте. Аренда пассажирских автобусов, микроавтобусов, легковых автомобилей.

Фирма «Славяне»

(918)48-78-736, (918)354-06-76

заказ микроавтобуса.

пассажирские перевозки автобусами с вместимостью от 7 до 50 человек. Опыт водителей с большим стажем позволяет выполнять не только городские пассажирские перевозки, но и охватывать весь Краснодарский край.

Фирма «АвтоЛайнер»

(918)233-70-80, (918)445-79-69

Пассажирские перевозки повышенной комфортности на микроавтобусе Mercedes-Benz Sprinter.

Компания "Пассажирский экспресс"

Краснодар

(918)127-44-47, (918)412-77-00

 

Фирма «Большая земля »

(928)330-11-99

Транспортная компания "BigEarth" оказывает полный спектр услуг в сфере пассажирских перевозок, мы предлагаем Вам заказать в аренду автобусы и микроавтобусы в городе Краснодаре и Краснодарском крае.

Краснодар

Отъезд с конечной части маршрута

Ниже станицы Черниговское вдоль реки Пшеха идет автомобильная дорога, что позволяет выброситься с любого места по договоренности с водителем транспорта.

Наша группа по телефону договорилась с транспортом, чтобы нас забрали из поселка «Вперед».

Стоит отметить, что сплав ниже станицы Черниговское никакого спортивного интереса не представляет.

 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход с маршрута осуществляется по узкоколейной железной дороге, идущей вдоль реки Пшеха до станицы Черниговское, оттуда на автотранспорте. С нижнего участка автовыброска с дороги, параллельной реке.

 

Изменения маршрута и их причины

Были допущены следующие изменения:

В день заброски на маршрут нам не удалось, как было запланировано, уехать на утренней матрисе из Черниговского в Отдаленный. Это было связано с повреждением УЖД (река на повороте в паводок подмыла левый берег и дорога осыпалась, - участок протяженностью порядка 300м), а также причиной потери времени было то, что мы своевременно не связались с машинистом, как изначально договаривались, чтобы подтвердить договоренность, поэтому нас не ждали. Для нас не имело смысла ехать в ночь, на вечерней матрисе в Отдаленный (отправление в 19.30 прибытие в 22.30), т.к. ночевать там, в населенном пункте небезопасно, а добраться до запланированного места стапеля в ночи не представляется возможным.

Поэтому группа встала на ночевку в 2-2,5 км от Черниговского, недалеко от разрыва дороги на левом берегу между железной дорогой и рекой.

На второй день по результатам выхода на воду:

во-первых, как и предупреждала нас МКК, установлен слабый уровень подготовки участников, и сделан вывод о необходимости дополнительных тренировок на локальном участке, перед началом сплава с целью отработки навыков управления катамаранами и достижения успешного взаимодействия внутри экипажей, - поэтому сплав, запланированный на этот день заменен дополнительной тренировкой на разгруженных судах на участке напротив лагеря, с заменой в экипажах и непрерывной корректировкой процесса со стороны ИПС;

а во-вторых обнаружилась невозможность сплава на байдарке в изначально запланированном составе (отказ от сплава участницы после киля), и последующая болезнь участницы, потребовавшая эвакуации.

Таким образом возникло опоздание от запланированного графика на 2 дня.

Это опоздание наверстать не удалось и поэтому было решено осуществить выброску из пос. Вперед, порядка 30 км (один ходовой день) не доходя ст, Пшехская.


График движения по маршруту

 

1.    Запланированный и заявленный график движения по маршруту

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

30.04

1

Москва - Краснодар

1598

Поезд

01.05

2

Краснодар – Черниговское – Отдаленный - Место стапеля около слияния р.р. Пшехи и Пшехашки

100

40

1

Автобус-Матриса-Авто-Пешком

02.05

3

Место стапеля – сплав до стоянки на ПБ в 2 км выше пос. Отдаленный

4

Сплав

03.05

4

2 км выше пос. Отдаленный  – пос. Тубы

16

Сплав

04.05

5

Пос. Тубы – Урочище «Нижние Волчьи Ворота»

10

Сплав

05.05

6

Урочище «Нижние Волчьи Ворота», лагерь на ПБ

-

Стоянка лагерем -тренировки на воде

06.05

7

Урочище «Нижние Волчьи Ворота» - ст.Ширванская

51

сплав

07.05

8

Ст.Ширванская – ст.Пшехская

52

сплав

08.05

9

ст.Пшехская  - Краснодар - поезд

100

Автобус, поезд

09.05

10

Краснодар-Москва

1598

поезд

 

 

 

 

 

 

2.    Фактический график движения по маршруту

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

30.04

1

Москва - Краснодар

1598

Поезд

01.05

2

Краснодар – Черниговское – 1 км выше осыпи узкоколейной ж.д.

150

2

Автобус- Пешком

02.05

3

1 км выше осыпи узкоколейной ж.д. – Отдаленный - Место стапеля ниже слияния р.Пшехашка и р.Пшеха

40

5

Матриса-Авто

03.05

4

Место стапеля ниже слияния р.Пшехашка и р.Пшеха

0

дневка

04.05

5

Место стапеля ниже слияния р.Пшехашка и р.Пшеха – пос. Яблонский (нежил.)

23

Сплав

05.05

6

пос. Яблонский (нежил.) - «Нижние Волчьи Ворота» - Самурская

30

Сплав

06.05

7

Самурская – 2 км ниже п.Цуревский

32

Стоянка лагерем -тренировки на воде

07.05

8

2 км ниже п.Цуревский – п.Вперед

35

Стоянка лагерем -тренировки на воде

08.05

9

Черниговское-Краснодар - поезд

100

Автобус, поезд

09.05

10

Краснодар-Москва

1598

поезд

 

Техническое описание прохождения маршрута

 

 

1 мая

5.00 прибытие поездом №104 Москва - Адлер в Краснодар

5.00-9.30 Ожидание открытия багажного отделения и машины.на вокзале. Перекус.

9.30 Отъезд из Краснодара

11.30 Прибытие ошибочно в  ст. Черниговская севернее Черниговского     

14.00 Прибытие в с. Черниговское

14.20-15.30 обед на окраине с. Черниговское на краю УЖД в ожидании поезда, параллельное выяснение по телефону режима работы УЖД в условиях повреждения дороги. Выясняется, что поезда курсируют от Черниговского до аварийного участка дороги протяженностью около 300м, возникшего в результате оползня примерно в километре от Черниговского и далее от начала дороги после аварийного участка до Отдаленного. Два раза в день. Утренний давно ушел, вечерний отправится в 19 и прибудет в Отдаленный ориентировочно в 22.30. Решено «в ночь» не ехать, чтобы не оказаться ночью в населенке. Известно, что в Отдаленном приворовывают.

15.30 начало перехода на место намеченное для ночевки в лесу на удалении примерно в 1км выше участка ремонта узкоколейной железной дороги

16.30 Вещи перенесены.

16.30-19.00 Постановка лагеря

19.00 Начало приготовления ужина, мелкий ремонт и доработка личного снаряжения. Воду берем из ручья в 250 м от лагеря.

19.30-20.30 Ужин, звонки по телефону Сергею-машинисту насчет грядущей заброски в с. Отдаленное. Машинист вечером 1 мая отвечает с трудом. Договорились на утро.

21.30 Отбой

 

2 мая

6.00 общий подъем

6.00-7.00 приготовление завтрака, сбор лагеря

7.00-7.30 завтрак

7.30-8.15 завершение сбора лагеря и перенос вещей к поезду, стоящему у аварийного участка железной дороги по нашу сторону.

8.15-11.15 заброска по ж.д. в пос. Отдаленный

11.15-11.25 поиск подходящей машины в поселке

11.25 Разделение группы: отделение Олега Тарасова полностью и часть отделения Кати Каменецкой уехали вместе с вещами на машине ГАЗ 66 из пос. Отдаленный и разбили лагерь на поляне ниже впадения Пшехашки в Пшеху на левом берегу. Оставшаяся часть группы пешком пошла к лагерю налегке.

12.00 Перекус у пешей группы на на берегу р. Тугупс

13.30 Прибытие в лагерь, обед

14.30 окончание обеда

14.30-20.00- стапель

20.00 Ужин

 

3 мая

7.30-8.00 завтрак

8.00-10.00 спуск судов на воду, инструктаж.

10.00-11.00 тренировки напротив лагеря на катамаранах – траверс, выход на струю, заход в улово. Основные управляющие гребки. Участок реки напротив лагеря представляет собой шиверу  с небольшим количеством камней, локальными небольшими сливами и бочками. Тренировки осуществляются при взаимной страховке катамаранов с воды.

11.05 Выход на воду байдарки, тут же киль на струе (Леша Неугодов и Ира Лазарева). Иру в состоянии шока оперативно взяли на катамаран Валера с Ниной, Леша с байдаркой выбрался самостоятельно. Весла поймали Олег и Сергей на каяках ниже по течению.

11.05-11.30 Спасработы, и прохождение на катамаранах запланированного короткого участка шиверы от лагеря и на 500-700 м ниже.

11.40-12.20 – обнос обратно в лагерь.

13.00-14.00 обед

14.00-14.40 поиск пропавших участников – Ирины Лазаревой и Дмитрия Калинина.

Отказ Ирины от дальнейшего сплава на байдарке.

15.00-16.00 Повторный тренировочный сплав по шивере ниже лагеря, возврат судов в лагерь. Снова киль байдарки уже с измененным экипажем Леша Неугодов и Олег Тарасов на косой бочке, байдарка расклинена на гряде камней, через нее идет поток. Затянувшиеся спасработы, т.к. байдарка прижата водой. Байдарку сняли при помощи морковки и серьезных усилий Олега Тарасова. Повреждения весьма ощутимые – помимо порванной шкуры, сильно погнут каркас, лодка пошла винтом.

16.00 Заболела Ирина Лазарева (39.6°С). Заклеивание байдарки. Группа отдыхает после тренировки.

16.00-18.00 Олег и Нина, Саша и Андрей, Катя и Дима продолжают напротив лагеря тренировки на катамаранах. Вскоре Катю заменяет Валера, а она уходит в лагерь, решать вопрос с болезнью.

20.00 Ужин.

20.30 Валера Лебедев и Катя пошли в пос. Отдаленный договариваться насчет эвакуации Иры.

23.00 Иру с сопровождающим Димой забрал на УАЗ 3152 местный егерь-депутат Арсен. Он же, как оказалось, представляет в регионе спасательную службу и настоятельно рекомендовал группам, как водным, так и пешим, регистрироваться у него по прибытии в регион (административное здание, каменное белое на главной улице в Отдаленном, спросить Арсена) Телефона он не оставил.

Как и было запланировано, переночевав в Отдаленном, в 4 утра Ира с Димой сели на первую матрису до Черниговского, оттуда восьмичасовым автобусом до Апшеронска и через полтора часа оттуда рейсовым автобусом до Краснодара. К середине дня 4 мая они были в городе, обменяли ж/д билеты на вечер текущего дня и обратились в больницу.

 

4 мая

8.00-8.30 завтрак

8.30-11.30 Сбор лагеря, разбор байдарки, размещение ее на двух катамаранах. Замена в экипажах, соответственно Неугодов Алексей матрос на катамаране-2 Urex с Ивановым Димой. Выход на воду.

Походная колонна организована совместно двумя группами для взаимной страховки и съемки. Порядок: катамаран-2 Валера и Нина, каяк Сергей Харьков, катамаран-2 Саша и Андрей, катамаран-2 Вера и Олег, каяк Олег, катамаран-2 Леша и Дима, каяк Катя

12.00-13.30 Прохождение технически сложного (для нашей группы) локального участка шиверы в 1 км ниже места стапеля с просмотром и фотосъемкой.

13.30 Остановка на обед не доезжая до пос. Отдаленный. Ремонт катамарана Андрея и Саши Рассказова, порванного при прохождении шиверы.

15.00 Выход места обеда. Заплатка пропускает.

15.25 Проплыли мимо поселка Отдаленный

15.50 Мимо проплыл поселок Верхние Тубы

16.05. Газопровод через реку

17.30 Остановка в районе нежилого поселка Яблонский у левого притока на левом берегу Пшехи. Место для стоянки неудобное, влажное. Выше красивые луга-пастбища и дорога. Но до них крутой подъем, поэтому принято решении не таскать вещи, к тому же в низине лагерь не так заметен.

20.00 ужин. После ужина Саша с Андреем повторно ремонтируют катамаран. Заплатка легла лучше.

21.00 В результате конфликта лагерь покинул Тарасов, за ним ушла Петрова, не указав направление и контрольное время.

21.30 отбой группы

21.00-00.34 ожидание Тарасова и Петровой, подготовка ПСР.

00.34  возвращение пропавших до того, как начали искать.

 

5 мая

8.00-подъем

10.00 снятие с лагеря

11.05 прохождение Верхних волчьих ворот походной колонной, организация съемки прохождения выходной ступени с бочкой.

11.45 Остановка перед Нижними волчьими воротами, осмотр препятствия по левому берегу со спуском с УЖД. На просмотре выявлено бревно в основном сливе второй ступени, при высоком уровне воды большая часть камней залита, порог потерял слаломный характер, проходится по струе прямо с единственным маневром вокруг бревна, там требуется резкий уход под правый берег и затем возврат снова на струю, также при высокой воде ярко выражены сбойки струй, они притапливают даже баллоны катамарана, бочки стали жестче, требуют хорошего захода и скорости, чтобы пробить.

К прохождению допущены Дима Иванов, Вера Рожкова, и инструкторский состав. Перегоняем катамараны за два раза.

Первое прохождение: Валерий Лебедев с Верой на катамаране, Катя с Олегом на катамаране, Сергей на каяке. Прохождение походной колонной со взаимной страховкой с воды. Фотосъемка группой с берега.

Второе прохождение Димой Ивановым и Сергеем Харьковым на катамаране, Валерой и Верой на катамаране, Катей и Олегом на каяках.

Киль чужой байдарки (группа из Курска, по-видимому рассчитывала на нашу страховку, но об этом не предупредила), спасработы осуществили Дима с Сергеем с катамарана и Катя с каяка. С катамарана брошена морковка, каякер встегнул ее в обвязку байдарки и затем катамаран зачалился, байдарка маятником пришла в улово.

14.00 завершение спасработ. Задействованные в спасработах возвращаются вверх с мисками к месту обеда.

14.00-15.30 обед на стоянке на выходе из порога Нижние Волчьи Ворота.

16.10 прошли мимо традиционной поляны антистапеля, поблизости проходит ремонт обвала УЖД, много местных, рабочие, техника. Ищем место для стоянки ниже Апшеронска, проливной дождь, мест нет, сплошная населенка, заборы, лесоперерабатывающие заводы. Вода бурая, паводковая, сплав не представляет спортивного интереса, река спокойная, единственная структура, встречающаяся на сплаве – несильные прижимы к подмытым паводком глинистым берегам.

17.30 остановка в 300м за мостом в ст. Самурская на левом берегу на левом повороте Пшехи. Место очень плохое, низкое, кусты, неровно, рядом дорога. Мокро. Второй день идет дождь. Вода в реке насыщена глиной. Берем на ужин воду из лужи.

20.00  ужин, робкие попытки просушки у костра.

22.00 отбой

 

6 мая

7.00 подъем

8.00 завтрак

10.30 выход на воду

12.00-14.00 Вялотекущий сплав. Каякеры тщетно подгоняют катамаранщиков, уговаривают их грести. Валера на своем катамаране сплавляется лежа, изредка подруливая, группа равняется на их катамаран. Организовали тренировки на воде по ходу движения: спасработы по зачаливанию  условно перевернутого катамарана другим катамараном с помощью спасконца по принципу маятника. Результаты отработки не самые утешительные. Повторяем несколько раз, пока не начинает получаться более ловко и оперативно.

Затем отрабатываем на ходу прием человека на борт между баллонами, сбоку от баллона. Река позволяет – глубоко, течение ровное, не сильное, доброволец спрыгивал со своего катамарана и его подбирал на борт условно страхующий катамаран.

14.00 Обед на правом берегу Пшехи в окрестностях Ширванской. Дождь.

15.00 Идем дальше.

16.00 Остановка на хорошем месте на правом берегу Пшехи на 2 км выше пос. Цуревский. Ровная светлая поляна, населенки рядом нет.

16.30 - 19.00 Тренировки на каяках Олега Белькова, Андрея, Леши, Саши. На страховке катамаран руководителей.

19.30  ужин. Оладьи. Дождь.

22.00 отбой

 

7 мая

7.00 Подъем

8.00-8.30 завтрак

10.30 выход на воду. Прогонный участок реки, вода высокая, бурая, берега подмыты, плывут деревья, пена, по берегам населенка, работает техника, добыча гравия. Много мостов, под ними старые опоры бетонные с торчащей арматурой, на них нанесено рекой деревьев и всякого мусора. Поиск места для антистапеля. Места нет. Берега обрывистые, глиняные, подмытые рекой.

14.00  антистапель на левом берегу р.Пшеха, близ пос. Вперед, галечный берег рядом шумит техника, добывают гравий. Обед. Антистапель, просушка на гальке.

16.00-18.00 постепенный переход в несколько ходок с вещами с берега реки на 200м дальше вглубь леса на ночевку. Место снова неудачное, сырое и неровное, но хотя бы не просматривается с дороги.

19.00- ужин

22.00- отбой

 

8 мая

7.00 подъем

8.00-8.30 Завтрак

9.00-10.30 перенос вещей из леса на 1.5 км к дороге у села Вперед

10.30-11.00 ожидание машины

11.00-12.50 дорога до Краснодара

12.50-14.30 сдаем вещи в камеру хранения, ждем открытия багажного отделения (перерыв с 13 до 14), сдаем каяки в багаж. Параллельно поиск кафе, не увенчавшийся успехом. У вокзала можно только пива выпить, заведений, где можно нормально пообедать не обнаружено.

14.30 – 15.20 дорога в баню на маршрутке №20 и пешком.

15.30 Баня. Алексеевские бани, ул.Аэродромная, 168. +7-861-255-86-86 Шикарная баня. Арендован зал на два этажа с большой жаркой парилкой, двумя бассейнами, открытой верандой, обеденным залом, чистыми белыми полотенцами и прочими удовольствиями. Стоит 2000 р. в час с группы, брали 2 часа на 10 человек, получилось по 400р. с человека. Полотенца, тапочки, простыни, веники – оплачиваются отдельно.

22.35 Поезд Адлер-Москва.

 

 

 


Лоция

№ препятствия

Препятствия, иные значимые объекты

Кате-гория труд-ности

от преды-дущего обозна-ченного объекта, мин

Ориентиры

Протяженность, около

Характеристика препятствия

Примечание

1

Участок от стапеля (300м от впадения Пшехашки) до пос. Отдаленный

2

-

-

6км

Через 300м от места стапеля КрЛП (завал и скальный выступ  по ПБ) далее 2-ух ступенчатая шивера (фото №1), проход по центру. Через 50м камень с прижимом по ПБ и обливняк по ЛБ (Фото №2 и №3). ПП много обливных камней в русле реки по ЛБ (киль байдарки). Через 500м мощная шивера (Фото №4 и №5). При необходимости осмотр по ЛБ. Много камней по ЛБ в русле реки. Необходим несложный маневр.

Участок с большим кол-вом шивер, примерно через 100-200м. Линия движения читается с воды. Особых трудностей при прохождении не вызывает.

2

Ж/д мост

-

10мин

Конец пос.Отдаленный

1км

Проход по центру моста

Наблюдается небольшой завал по ПБ

3

Порог, впадение Хахопсе

2

50мин

5км

Схождение двух проток после пос. Верх. Тубы

100 м

Небольшой чистый слив

Слева за устьем стоянка, однако стоит сохранять бдительность - на стоянке были случаи воровства

4

От впадения Хахопсе до Яблонский

-

2ч 30мин

Поселки: Тубы, Ниж. Тубы, Яблонский

13км

Последовательность несложных шивер.

Линия прохождения читаема с воды.

5

Верхние Волчьи Ворота

2

1ч 20 мин

Мост на скале правого берега

1 км

Порог «Верхние Волчьи Ворота»  начинается в 1 км ниже поселка Нижние Тубы.  Порог представляет собой несложные шиверы. При нашем уровне воды практически все камни, образующие шиверу были скрыты, поэтому участок представлял сосбой быстроток с небольшими пологими валами до 0,5 м. Окончание порога короткая ступень через все русло высотой порядка 1-1,5м, за ней жесткая бочка.

Линия движения читается с воды. Опасности порог не представляет.

Технически не сложен.

Рекомендуется фотосъемка и страховка с воды ниже выходной ступени. Съемка и страховка по ПБ.

6

Нижние Волчьи Ворота

3

40мин

«Блюдце», в окончании которого скальный выступ по ЛБ, прижим к нему на крутом правом повороте

5км

При высоком уровне воды большая часть камней залита. Проход по основной струе с несложным маневром. При нашем уровне воды ярко выражены сбойки струи.

 

1-ая ступень Сужение. Крупный камень в русле, на который наваливает поток. Проход слева от камня. Далее ЛП.

 

2-я ступень  Группа обливных и надводных камней, сливы, струя идет ближе к ЛБ Требуется маневр вокруг бревна висящего между двумя камнями в основном сливе (резкий уход под правый берег и затем возврат снова на струю).

3-я ступень Состоит из косого слива, далее через несколько метров косые валы.

4-5 ступени Сужение скал по берегам.

Несложный слалом между камнями сливы и небольшие бочки.

 

Просмотр возможен как по ступеням - от чалки до чалки, так и порога целиком по узкоколейке со спуском к конкретным ступням. Просмотр обязателен.

7

НВВ – пос.Черниговское

-

40мин

-

7км

Участок быстротока с несильными прижимами. Берега подмыты, нависают кусты, падают куски глины, может произойти обвал.

Места для стоянки на ЛБ ввиду ремонта УЖД опасны.

8

Пос. Черниговское – пос. Вперед

-

12ч 40мин

Пос. Черниговское, ст. Самурская, пос.Цуревский.

80км

Вялотекучий участок реки с редкими легкими шиверами и прижимами. Река становится широкой и мелководной. Основными неприятностями по высокой воде являются разбои и техногенные препятствия типа тросов, навесных мостов. Много мостов, под ними старые опоры бетонные с торчащей арматурой.

Линия движения читается с воды. Много стоянок по ПБ и ЛБ, но большинство из них находятся в непосредственной близости от поселков. Процветает воровство со стороны местного населения. Хорошая стоянка на ПБ Пшехи на 2 км выше пос. Цуревский

 

 

 

 

Фото к лоции №1.

 

 

 

Фото к лоции №2

 

 

 

Фото к лоции №3

 

 

 

Фото к лоции №4

 

 

 

Фото к лоции №5

 

 

Материальное оснащение группы.

Групповое и личное снаряжение группы 1/4-208

 

Групповое сплавное

Наименование

Кол-во шт. на группу 10 чел.

Масса, кг

Спортивная надувная байдарка «Вьюн» Тритон

1

25 

Спортивный катамаран-2 «Urex” 

1

30

Спортивный катамаран «Рафтмастер» Гоша

1

35 

Каяк полиэтиленовый спортивный  Necky Big Jive 

1

18 

Весло запасное байдарочное

1

 

1,5

Спасконцы

4

3,5

Весло запасное катамаранное

3

2,4

GPS навигатор

1

0,4

Итого на группу:

 

115,8 кг

 

 

Групповое бивуачное и прочее сняряжение

Наименование

Кол-во шт. на группу 10 чел.

Масса, кг

Каны емкостью 4 и 6 л.

2

1,8

Трос костровой

1

0,4

Кухня

1

0,4

Тент общественный

1

2,1

Пила двуручная

1

1,0

Топоры

2

3

Ремнабор

1

3

Аптека

1

2,3

Фото и видеоаппаратура

2

1

Итого на группу:

 

15 кг

 


 

Личное сплавное снаряжение

Наименование

Кол-во на 1 чел.

Масса на 1 чел, кг

Каска

1

0,4

Спасжилет

1

1,75

Гидрокостюм, включая боты и подшлемники

1

2

«Защита» для гидрокостюма

1

0,5

Стропорез

1

0,2

Весло

1

1

Юбка (у каякеров и байдарочников)

1

0,6

Обвязка грудная личная

 

1

0,4

Итого на 1 человека:

 

6,85 кг

 

Личное бивуачное снаряжение

Наименование

Масса на 1 чел, кг

Суммарный вес личного снаряжения (включая одежду, личные вещи, спальник, коврик, палатку и т.п.) ограничен для каждого участника группы

9 кг

 

 Весовая характеристика груза взятого на маршрут

 

Наименование

На одного человека

На группу 7 человек

 Снаряжение общественное сплавное

16,5

115,8

 Снаряжение личное сплавное

6,85

47,95

Снаряжение общественное бивуачное

2,1

15

Снаряжение личное бивуачное (не более)

9

63

 Продукты (в день/всего)

0,65/5,2

4,55/36,4

Аптека

0,32

2,3

Ремнабор

0,42

3,0

Итого:

40,39

282,7

 

Максимальная нагрузка на одного мужчину – 52,1 кг, на женщину – 25 кг.


Групповое и личное снаряжение группы 1/4-212

 

Г р у п п о в о е

Л и ч н о е

наименование

количество

наименование

количество

Каяк полиэтиленовый

2

Спас. Жилет

1

Катамаран спортивный -2

1

Каска

1

Каяк каркасно-надувной

2

Стропорез

1

Спас. Концы

3

Весло

1

Запасное весло

3

Гидрокостюм

1

 

Наименование

На 1 человека

На группу

в 6 чел.

Продукты (всего) в день

700 гр.(7 кг.)

4.2 кг.(42 кг)

Групповое снаряжение

21 кг

125.5 кг

Личное снаряжение

11 кг

66 кг.

В с е г о:

39 кг

233 кг

 

            Максимальная нагрузка на одного мужчину 42 кг

                                                                            женщину 23 кг

 


Средства сплава, их оборудование и характеристики

 

Группа Каменецкой Е.М.

  1. Каяк  Necky Big Jive

имеет хорошую скорость и устойчивость на курсе. Используется в коротких автономных походах. Длина: 2,68 м; Ширина: 0,62 м;  Длина кокпита: 0,8м; Ширина кокпита: 0,40 м; Объем: 235 л; Вес: 18 кг. Производитель: Necky (Чехия)

На каяке сделана обвязка из силовой стропы 30 мм. В качестве емкости непотопляемости используется груз, если судно разгружено, корма заполняется емкостью непотопляемости. На судне имеется спасконец (убран и применяется только для страховки с берега).

 

 

  1.  Катамаран Urex двухместный "Малый Инзер"

Разборный катамаран "Малый Инзер" относится к типу катамаранов с увеличенным объемом носовой и кормовой части гондол.

 Нос и корма гондол катамарана сильно подкаячены, что дает судну хорошую маневренность. Уменьшение объема катамарана за счет сужения носовой и кормовой части гондол компенсируется за счет наддувов на носу и корме. Высота посадки водника понижается за счет конструкции и растяжки каркасом гондолы, это дает возможность более эффективно работать веслом и уменьшает опрокидывающий момент катамарана. Катамаран такой формы, известен в тур. мире, как катамаран типа "верблюд".

Основные характеристики катамарана:

 

Длина катамарана : 3700 +/- 30 мм

 Ширина катамарана: 2100 мм.

 (При смене поперечных стрингеров каркаса рекомендуется варьировать шириной катамарана от 1800 до 2200 мм)

 Длина каркаса: 2000 мм.

 Ширина каркаса: 2100мм.

 Полное водоизмещение катамарана (объем): 1500 л.

 Вес катамарана в комплекте не более: 30,5 кг.

 Вес гондол без каркаса: 20,5 кг

Вес внешней оболочки 5,75 кг;

 Вес внутреннего баллона 4,5 кг;

 Вес коленных посадок: 2 кг;

 Вес каркаса: 8 кг.

 Условный диаметр гондолы: 530 мм.

 Количество герметичных отсеков в гондоле: 2шт.

 Пассажировместимость (номинальное): 2 чел.

 


  1. Катамаран Рафтмастер Гоша

 

 

Катамаран ГоШа-2 является двухместным туристским разборным судном для путешествий по горным рекам. Данный катамаран двойка является классическим вариантом катамарана с несимметричными каплеобразными обводами гондол. Характеризуется оптимальным соотношением запаса плавучести и габаритных размеров, удачной центровкой, имеет достаточное место под груз на палубах гондол.

Силовая оболочка:

Тентовая ткань облегченная производство “Ивановоискож”(Россия), основа - лавсан, вес - 820 г/кв.м

Пневмокамеры: Газодержащая ткань Lamcotec ( вес - 250 г/ кв. м)

Каркас (рама):

Материал - труба Д16Т 40х1.5, 35х1.5 и 30х2.

Технические характеристикиДлина, м           3,9

Ширина, м   2,0

Диаметр, м  0,52

Кол-во секций, шт  4

Объем, м3    1,1

Вес, кг           33,5

Грузоподъемность, кг       350

Экипаж, чел 2

 


Группа Тарасова О.И.

  1. Катамаран самодельный

Водоизмещение 1300л

Длина 4,0м

Ширина 1,9м

Рама Д16Т

 

 

 

  1. Байдарка Вьюн-H

 


 

 

Общие характеристики Вьюн-H

Тип байдарки: каркасно- надувная

Конструкция

6 шпангоутов, двойной кильсон, мягкая оболочка с закрытой декой, защищённая по кильсону, стрингерам и штевням специальным протектором.

Экипаж, чел 2

Габариты (длина, ширина,высота) в собраном виде, в метрах 5х0,82х0,35

Вес, кг/вес в упаковке,кг  26

Полезная нагрузка, кг       200

 

  1. Катамаран Тайм-триал «Синий-Мыш» проект Култаева И.В.

Катамаран представляет собой две монобалонные гондолы, связываемые четырьмя поперечинами. Отсутствие внутренних баллонов и шкур экономит вес и время на сборку катамарана, секционированная выкройка позволяет иметь относительно плоские (широкие и низкие) баллоны без необходимости растягивать гондолы рамой. Кроме того, секционирование позволяет иметь несколько отдельных емкостей в баллоне, что повышает его живучесть.

 

 

7.    Каяк Necky Blunt имеет плоское дно и достаточный объем, что делает его маневренным и стабильным. Каяк хорошо держит курс и реагирует на управляющие воздействия. Предназначенный как для малорасходных крутопадающих рек, так и для водопадов; является отличным инструментом для крикинга. Длина 250 cм; Ширина 63 cм; Объем 285 л; Вес 22 кг; Производитель: Necky (Чехия)

 

 


Ремонтный набор.

Ниже приведен список ремнабора группы.

 

 

1.    Армированный скотч (ширина 60мм, длина 50м) – 1шт

2.    Клей для полиуретана “Уран”  тюбик 50мл – 3шт

3.    Клей Универсальный “Момент”  тюбик  30мл – 2шт

4.    Клей резиновый “Cosmofen”  (быстрозасыхающий)  тюбик 20мл – 3шт

5.    Изолента – 2шт

6.    Ножницы – 1шт

7.    Проволока медная 1,5мм – 3м

8.    Проволока стальная 0,8мм – 3м

9.    Надфиль (плоский + круглый) – по 1шт

10. Обезжириватель универсальный – 0,5л

11. Стропа черная синтетика 35мм – 4м

12. Стропа черная синтетика 15мм – 2м

13. Стропа черная синтетика 25мм – 2м

14. Наждачная бумага “нулевка” 100х100мм – 1шт

15. Нитки черные для одежды – 1 шпуля

16. Нитки капроновые черные 0,3мм – 1шпуля

17. Нитки капроновые черные 0,8мм – 1шпуля

18. Тряпка х/б – 0,1м²

19. Кисточка для клея – 1шт

20. Игла для прошивки шкур – 2шт

21. Игра для прошивки одежды – 2шт

22. Пилка по металлу – 1шт

23. Мульти нож (кусачки, пассатижи, отвертки шлиц 3,4,5 мм, крест, шило + набор бит) – 1шт

24. Ключ гаечный на 10 – 1шт

25. Ключ гаечный на 13 – 1шт

 

Крепежный набор:

1.            Болт 4х30 – 6шт

2.            Болт 4х35 - 6шт

3.            Болт 6х50 – 6шт

4.            Гайки М4 и М6 – по 10шт

5.            Саморез  4х20 – 10шт

6.            Гайка потайная М6 – 4шт

7.            Гайка потайная М8 – 4шт

8.            Саморез 3х20 – 10шт

9.            Гвоздь 40 – 5шт

10.         Гвоздь 60 – 10шт

 

 

Финансовые затраты 

 

Транспортные затраты




Наименование статьи затрат

Всего

На человека

Кол-во человек

Ж/д билеты Москва Казанская — Краснодар-1

33511,40

2577,80

13

Ж/д билеты  Краснодар-1 —  Москва Казанская

15902,90

1223,30

13

Микроавтобус г.Краснодар — с.Черниговское

7000,00

437,50

16

Грузовая «Газель» г.Краснодар — с.Черниговское

4300,00

268,75

16

Узкоколейный поезд с.Черниговское — п.Отдалённый

3000,00

187,50

16

Машина п.Отдалённый — верховья р.Пшеха

3000,00

187,50

16

Микроавтобус с.Вперёд — г.Краснодар

6000,00

545,45

11

Грузовая «Газель» с.Вперёд — г.Краснодар

2300,00

209,09

11

Итого

75014,3

5636,8955


 

Итоги, выводы, рекомендации.

На реке Пшеха спортивный интерес представляет участок шивер протяженностью  порядка 2 км от впадения р. Пшехашка и до пос. Отдаленный, здесь река сжата высокими берегами, местами каньонного типа, поэтому образуется быстроток, с ярко выраженной струей и некоторым количеством камней в русле, в зависимости от уровня воды. Участок требует маневрирования для ухода от камней, на нем удобно тренировать заход в улово-выход на струю, поскольку сбойки очень ярко выраженные и сильные, отрабатывать управляющие гребки, добиваться слаженности в работе экипажа. Для байдарки участок технически сложен и требует хорошего владения техникой управления судном, кренами, опорами, высокой слаженности в работе экипажа и моральной подготовки.

Эпизод с эвакуацией участника подтвердил для нас на практике вывод об удобстве данного маршрута для учебного похода в связи с простотой аварийного схода с маршрута. С момента принятия решения об эвакуации до фактического отъезда заболевшей участницы прошло менее 5 часов. Также мы получили информацию о деятельности местной власти – егерь Арсен, представляющий в районе спасательную службу настоятельно рекомендовал всем спортивным группам регистрироваться у него в момент выхода на маршруты (не только водные, но и горные), чтобы он знал, в случае происшествия, где искать группу. Телефона он не оставил, для регистрации предложил посетить здание местной управы – на главной улице в Шпалорезе напротив магазина белое кирпичное здание (спутать не с чем), там спросить Арсена.

А также интерес представляет порог «Нижние волчьи ворота» оцениваемый как препятствие третьей категории трудности, для прохождения которого требуются технические навыки и опыт прохождения препятствий второй категории трудности у всех участников группы. При недостатке опыта порог следует обнести по железной дороге, благо тропа для этого удобная. Порог требует обязательного просмотра. В нашем случае просмотр выявил наличие бревна в главном сливе второй ступени.

При высоком уровне воды в пороге становится меньше камней, меньше «слалома», но струя ощутимо мощнее, от этого серьезные сбойки с разницей в уровне воды, сильная турбулентность – поганки, воронки, требуется проходить порог на скорости, чтобы пробивать бочки, которые при высокой воде представляют угрозу не только для мелкой посуды типа каяков и байдарок, но и для катамаранов-двоек. Грот в скалах, который при средней воде казался очень живописным местом, судя по всему, стал карманом под скалой

Порог Нижние волчьи ворота является очень удобным вариантом «полигона» для тренировок водных туристов, уже имеющих начальные навыки и опыт. Поскольку на локальном участке в нем наглядно представлены «в миниатюре» все основные водные структуры – ярко выраженная сильная струя, улова в том числе с противотоком,  сбойки струй, сливы с валами и бочками, слалом между камней. Но при этом участок разделен на ступени, между которыми есть возможность чалки, просмотра, организации съемки, порог удобен для страховки как с берега, так и с воды, небольшая ширина потока, ограниченного стенками каньона позволяет успешно осуществлять страховку морковкой, ниже 4ой ступени есть участки струи с глубиной достаточной для тренировок по самосплаву и страховке человека на морковку. Также положительным критерием является удобство обноса препятствия по железной дороге на левом берегу.

Но все эти тренировки допустимы лишь в случае наличия у группы и руководителя достаточного официального опыта для прохождения данного препятствия, что необходимо учитывать при планировании как спортивного похода, так и учебных мероприятий на маршруте в условиях школы.

Участок сплава ниже ст. Черниговское сильно напоминает сплав по равнинным подмосковным рекам. Река выходит из горного участка в предгорья, по берегам пастбища и населенные пункты, по левому берегу тянется дорога, периодически она подходит к реке и приходящие дороги пересекают реку по многочисленным мостам. В целом равнинный участок характерен для всех маршрутов, проходящих в среднегорье и при правильной организации сплава такой участок  преодолевается за разумное время.

Несмотря на то, что категорийные препятствия заканчиваются, расслабляться не следует, поскольку встречаются локальные прижимы, заломы, а также бетонные плиты с арматурой и подобные антропогенные неприятности.

Берега в населенных пунктах имеют вид промышленной разрухи, тылы заводов, свалки, сточные канавы, выходящие в реку. Вода для питья, конечно, допустимая после кипячения, но неприятная, т.к. после города и всяких стоков.

После Апшеронска лес на берегах уступает место степной растительности мест для стоянок практически нет, по берегам кустарники на высоких обрывистых глиняных берегах. Обеспечение безопасной ночевки группы в данных условиях может составить проблему, в частности поэтому было принято решение завершить активную часть маршрута вблизи пос. Вперед..

Рекомендуем баню в Краснодаре. Алексеевские бани, ул.Аэродромная, 168. +7-861-255-86-86. От вокзала маршрутка №20 до ул.Аэродромная, далее 10 мин.пешком.

На вокзале в Краснодаре можно заказать горячий душ и помыться перед дорогой.                                                          


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Пшеха 2011. Отчет о водном походе 2кс, май. УТП школы БУ. Рук.Каменецкая Е.,Тарасов О.
" "




© 1972-19.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика