Отчет о водном походе 4 к.с. по реке Урик (Восточный Саян, республика Бурятия – Иркутская обл.), совершенном в августе 2012 г. школой СУ

Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Отчет о водном УТП школы СУ по реке Урик 4 к.с. под рук. Ворониной М.В.

Водный поход 4 к.с.
район похода - Саяны
Нитка маршрута: Москва – Слюдянка – река Урик (2 км выше левого притока вытекающего из озера Газар-Аманай-Нур) – р. Хончин – река Большая Белая (3 км ниже устья Урика) – Черемхово – Москва
Сроки похода: 28 июля 2012 года - 12 августа 2012 года
Руководитель: Воронина М.


Отчет о водном походе четвертой категории сложности по реке Урик (Восточный Саян, республика Бурятия – Иркутская обл.), совершенном с 28 июля по 12 августа 2012 г. группой туристов при РООСМТ «Туристский Клуб»

О Т Ч Е Т

о водном походе четвертой категории сложности

по реке Урик (Восточный Саян, республика Бурятия – Иркутская обл.), совершенном с 28 июля по 12 августа 2012 г.

группой туристов при РООСМТ «Туристский Клуб»

 

Руководитель группы: Воронина М.В.

Маршрутная книжка: 1/4 – 406

 

Справочные сведения
(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация – РООСМТ Туристский Клуб (ТК «Перово»)

2. Россия, Республика Бурятия – Иркутская обл.
3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Водный

Четвертая

220

16 дней

14 дней

28.07-12.08.2012

4. Подробная нитка маршрута: Москва – Слюдянка – река  Урик (2 км выше левого притока вытекающего из озера Газар-Аманай-Нур) – р. Хончин – река Большая Белая  (3 км ниже устья Урика) –  Черемхово – Москва
5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Уровень воды, примечания

Порог

4

300

Заминка

Уровень воды низкий

Порог

4

150

Трехслойный

Уровень воды низкий

Порог

4

150

Змейка

Уровень воды низкий

Каньон

5-6

700

Амбарта-Гольские щеки

Уровень воды низкий, частичные непроходы. Пройденный участок можно рассмотреть, как 4 категория трудности

Порог

4

локальный

Чертики 2

Уровень воды выше среднего

Порог

4

200

Чертики 3

Уровень воды выше среднего

6. Состав группы

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Адрес, телефон, E-mail

Туристская подготовка

Обязаннос
ти в группе, на судне

Распределе
ние по судам

1

Воронина Марина Васильевна

27.09.1981

Москва

4Р  Зун-Мурин, 3Р Теберда, Аксаут, Б.Зеленчук, 5У Китой, 3(4)Р Лоймола-Укса_Шуя

Руководи
тель, фотограф,  капитан

Кат-4, Тайм-триал (1400 л)

2

Култаев

Илья Владимирович

10.10.1966

Москва

5Р Китой, 4Р Урик,

4Р Она, 3(4)У Лоймола-Укса_Шуя

Логистик, снаряженец

3

Андреевская Полина Андреевна

06.05.1988

Московская область

2Р Ю.Шуя, 3У Печенга-Титовка, 3У Аксаут-Б.Зеленчук-Теберда, 3У Пшеха-Пшехашка, 3(4)У Лоймола-Укса_Шуя

Медик

4

Самыкин Антон Вячеславович

03.10.1982

Московская область

2Р мста, 3(4)У Уукса-Тохма, 3У Теберда-Аксаут-Б.Зеленчук, 3У Кереть, 3(4)У Лоймола-Укса_Шуя

Хрономет
рист,  капитан

Кат – 2, Каскад – 2 «Вольный ветер» (1100 л.)

5

Пономарева Мария Константиновна

29.04.1982

Москва

4У Она, 4У Урик, 4У Ока, 3(4)У Лоймола-Укса_Шуя

Финансист, завхоз

7. Отчет хранится в библиотеке МГЦТК
8. Поход рассмотрен московской МКК в составе                           _______________________

Содержание

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода / путешествия). 2

Содержание. 4

1.     Общая смысловая идея похода. 5

2.     Варианты подъезда и отъезда. 5

3.     Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. 6

4.     Изменения маршрута и их причины. 6

5.     График движения. 6

6.     Техническое описание. 7

Лоция. 45

7.     Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 46

8.     Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте. 46

9.     Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения). 46

Групповое и личное снаряжение. 46

10.   Стоимость мероприятия. 47

11.   Итоги, выводы и рекомендации по маршруту. 47

12.   Картографические материалы. 49

1.   Общая смысловая идея похода

При планировании похода ставились следующие задачи:

1. Провести учебно-тренировочный  поход школы специализированного уровня по водному туризму с целью отработки и закрепления навыков, полученных слушателями в школе СТП, на практике:

2. Спортивный отдых, способствующий, повышению технического и тактического уровня подготовки в части водного туризма, с дополнением в виде рыбалки и созерцания природы.

3. Знакомство с природой и реками Восточных Саян

2.   Варианты подъезда и отъезда

На реки данного региона заброска весьма стандартна. Поезд до Слюдянки, самолет до Иркутска, далее автомобильная заброска, и пешая часть маршрута. В последних двух частях возможны варианты.

Активную часть маршрута можно начать с верховий р. Урик. Данный вариант предполагает сплав с более чем вероятными проводками судов и обносами вещей на мелководных участках, либо начальную пешку около 20 км.

Существуют варианты заброски через прииски, это сокращает затраты физических сил на маршруте, но добавляет общения с представителями власти, что не является положительным элементом короткого похода, и сокращает маршрут. В итоге был выбран и реализован более спортивный вариант маршрута.

Контакты перевозчиков (полужирным – отмечен выбранный нами вариант).

Имя

Телефон

E-mail

Комментарии

Николай

7(914)880-41-48

 

Истана до Улзыты, полноприводная а/м из Орлика.

Леонид Новиков

7(904)138-93-36

 

Газель. До Урика доехать пытался, но не смог. Обещал поспрошать у знакомых. Оставил телефон.

Гончик Манханов

8(924)653-04-21, 8 (914)981-15-53, дом. тел. 8 (30150) 51-5-50

manhanovgonchik@mail.ru

Истана до Улзыты + Зил до моста через Урик.

http://nature.baikal.ru/author.shtml?id=manhanov

Борис (от Новикова)

8(914)9081395 (8-914-908-13-92 жена, если он не доступен)

 

УАЗ-452.

Лариса Буханаева

8(924)393-78-91; 8(924)390-83-25; 8(301 50)51513.

 

Могут довезти только до Улзыты. Дальше спросить у местных.

Автобус тур, Олег

8-902-5115-888

 

До Урика не доедут. До Улзыты могут дать 45-местный автобус или Истану.

Ольга

8-964-283-33-51

 

Иркутск аэропрот-вокзал-Урик микроавтобус с пересадкой на ГАЗ.

Уехать можно из населенного пункта Инга (чуть меньше пяти километров вверх по Б.Белой от места впадения в нее Урика).  Кроме того, можно продолжить сплав по Белой до моста, где, по словам местных, движение более интенсивное.

В любом случае лучше планировать выброску не на выходной день.

В седьмом часу утра от Новостройки до Черемхово идет рейсовый ПАЗ, точного расписания нет, но в четверг он ходит. Подсесть можно у горы Бойник, там, где дорога подходит в плотную к реке.

Багажное отделение в Черемхово есть и работает. Далее можно уехать в Иркутск на электричке, маршрутке.

3.   Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Сняться с маршрута, в случае необходимости, можно в верхней части маршрута по вариантам заброски на маршрут. Дороги через Узылту и прииск. В нижней и средней частях маршрута по тропам и дорогам вдоль реки. В данном варианте могут встретиться весьма глубокие броды.

4.   Изменения маршрута и их причины

Отказались от прохождения Хоньчина. Желание его не идти родилось еще в Амбартагольском каньоне, когда занимались проводкой негабаритов.

5.   График движения

Дата

Дни пути

Участок пути

Протяжен
ность, км

Ходовое время

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

27.июл

  1

Вылет в Иркутск

 

 

 

 

28.июл

  2

Иркутск – Култук (Слюдянка) – р. Урик (1 км выше моста через Урик). Стапель.

420 км

 

 

 

 

 

Переменная облачность. Тепло.

29.июл

  3

Место ночевки – лев.приток Хагархан

8,2 км (сплав), 2,8 км (пеш.)

3:52

 

Шкуродер, проводка судов

Солнечно, переменная облачность, после обеда дождь.

30.июл

  4

Место ночевки – приток Хара-Нурай-Холой – Место ночевки (3 км ниже притока)

9 км

7:40

 

Шкуродер, проводка судов, фильтрующие отмели, шиверы

В первой половине дня ясно, во второй кратковременные дожди.

31.июл

  5

МН – устье р. Хара-Жалга

9,2 км

7:15

Пор. Предбанник, Баобаб, Трехслойный, Монумент

Переменная облачность, солнечно, тепло.

01.авг

  6

Обнос каньона

5 км *3 раза (туда – обратно – туда)

6:40  6:40

Крутые подъемы. Заболоченная тропа.

Солнечно.

02.авг

  7

Место ночевки – экскурсия к Философскому камню -  – Амбартагольские щеки

12 км (сплав),

5 км (пеш. – 2,5 туда и 2,5 обратно)

40     2:40 – сплав

 

Пор. Три Бандита, Змейка

Солнечно, жарко.

03.авг

  8

Амбартагольский каньон. Занос вещей на нижнюю стоянку, прохождение каньона.

3,0 км

4:30

каньон

Солнечно, жарко, вечером гроза

04.авг

  9

Место ночевки – водопад (обнос по ПБ)

25 км

6:15

Шиверы, острова

Пасмурно, кратковременные дожди

05.авг

  10

ДНЕВКА

---

 

 

Переменная облачность, небольшой дождь.

06.авг

  11

Водопад  - р. Даялык – пор. Чертики – Стоянка на 1,5 км ниже

36 км

7:05

Пор. Чертики

Переменная облачность.

07.авг

  12

Место ночевки – Стоянка за 7,5 км до с. Хужир

57,5 км

8:00

Шиверы, валы,  бочки

Переменная облачность, небольшой дождь.

08.авг

  13

Место ночевки – Б. Белая – г. Бойник

37,8 км

6:15

Шиверы, валы,  разбои

Переменная облачность, вечером дождь.

09.авг

  14

МН – Черемхово –Слюдянка – тропа на пик Черского

110 км (авто) до Черемхово

250 Км Черемхово-Слюдянка

12 км (пеш)

3:00

 

Переменная облачность.

10.авг

  15

Подъем на Пик Черского - спуск

20 км

10:40

Перевал, подъем на пик, крутой спуск

Пасмурно, кратковременные дожди

11.авг

  16

Продолжение спуска - Слюдянка – Иркутск

17 км (пеш)

130 км (авто)

3:00

 

Переменная облачность.

12.авг

  17

Вылет в Москву

 

 

 

 

Итого активными способами передвижения: 202  км сплав и 66  км пешком

6.   Техническое описание

Условные сокращения:

К-2 – катамаран двухместный Вольный Ветер Каскад-2, экипаж: Антон, Мария;

К-4 – катамаран четырехместный, экипаж: Илья, Марина, Полина;

С, В, Ю, З – север, восток, юг, запад;

ЛБ, ПБ – левый/правый берег;

ЛП, ПП – левый/правый поворот;

КрЛП, КрПП – крутой левый/правый поворот;

ХВ (ходовое время) – общее время, потраченное на прохождение маршрута;

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное на сплав, без учета времени на отдых, просмотр препятствий, организацию страховки, фото и видео съемку и т.п.

Дата: 28 июля 2012 г.

День пути: 1

Погода:

(утро/день/вечер)

Облачно

Дождь

Пасмурно

Маршрут: г. Иркутск – п. Кырен – лет. Улзыта– р. Урик

Расстояние:420 км (а/м)

ХВ:13:30

ЧХВ: 0:00

7:30 – Прилетели в аэропорт г. Иркутск.

8:45 – Получив багаж, погрузились в микроавтобус SsangYong Istana и поехали на ж/д вокзал.

9:55 – Забрали багаж на ж/д вокзале.

11:30 – Обед в придорожном кафе.

14:40 – пос. Кырен, зарегистрировались в МЧС.

16:08 – Проехали пос. Монды.

18:25 – На стрелке р. Ока и р. Улзыта, возле летовки (летнего пастбища) Улзыта, пересели на а/м повышенной проходимости ЗИЛ 131 и поехали на В по сильно разбитой дороге до р. Урик.

22:15 – р. Урик. Проехать по заболоченной дороге вниз по течению, до старого моста, машина не смогла.

Поставили лагерь на ЛБ за 0,8 км до старого а/м моста. Начали стапель.

Стоянка представляет собой верхний край заболоченной поймы реки. Несколько относительно горизонтальных полянок на нижней кромке леса. Судя по количеству мусора это весьма традиционное место стапеля. За водой ходить не надо, рядом сочатся несколько ручейков. Ниже заболоченность. Дрова есть.

23:30 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 29 июля 2012 г.

День пути: 2

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Дождь

Пасмурно

Маршрут: Место ночевки – р.Хагархан

Расстояние: 8,2 км (сплав),2,8 км (пеш.)

ХВ:3:52

ЧХВ:2:58

11:00 – Общий подъем, завтрак, окончание стапеля.

13:48 – Вышли на воду, уровень воды очень низкий.

14:00 – Старый а/м мост через 0,8 км от места стапеля. Из пяти пролетов, проходим только второй слева, на выходе небольшая шивера.

Через 0,5 км, за ПП мелкая шивера.

14:20 – Через 1,3 км после а/м моста первый участок реки с большим количеством камней в широком мелководном русле. В дальнейшем количество таких участков росло, вплоть до впадения притока Хара-Нурай-Холой из оз. Хара-Нур.

16:14 – Брод старой дороги к оз. Хара-нур. Воды очень мало, решено отнести вещи по ПБ до стоянки на вершине холма (1 км), напротив впадения по ЛБ р. Хагархан, а потом провести разгруженные катамараны.

18:15 – Обед на стоянке на холме ПБ, напротив впадения р. Хагархан по ЛБ.

После обеда, провели суда до окончания мелководного участка, на 0,8 км ниже места стоянки. Ночуем на месте обеда.

22:30 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 30 июля 2012 г.

День пути: 3

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Дождь

Дождь

Маршрут:  р. Хагархан – притокХара-Нурай-Холой – Место ночевки (3 км ниже притока)

Расстояние: 9 км (сплав), 3 км (пеш.)

ХВ:7:40

ЧХВ:6:30

9:00 – Общий подъем.

10:00 – Завтрак.

После завтрака собрали лагерь, и дошли с вещами по берегу до катамаранов (на 0,8 км ниже стоянки), перед выходом ловили рыбу.

13:10 – Вышли на воду.

14:40 – Через 2,9 км начались мелководные шиверы. Экипаж К-2 решил отнести вещи по берегу до притока Хара-Нурай-Холой по ПБ (1,5 км), а затем провести пустой катамаран. К-4 отправил одного члена экипажа с вещами до притока, остальные проводили катамаран с оставшимися вещами.

17:30 – 18:40 – Обед на ПБ, за 0,5 км до притока Хара-Нурай-Холой.

19:20 – Через 1,2 км после притока с ходу прошли мелководную шиверу с заметным уклоном и несколькими сливами на выходе, перед КрЛП.

20:50 – Через 3 км, после притока, встали на ночевку на ПБ.

22:30 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 31 июля 2012 г.

День пути: 4

Погода:

(утро/день/вечер)

Пасмурно

Облачно

Облачно

Маршрут: Место ночевки – пор. Предбанник –пор. Баобаб – пор. Монумент – Верхняя стоянка Хара-Жалгинского каньона

Расстояние: 9,12 км (сплав)

ХВ:7:15

ЧХВ:4:25

9:00 – Подъем.

10:00 – Завтрак.

12:00 – Вышли на воду.

Через 0,5 км после стоянки пор. Предбанник. При низком уровне воды мелководная шивера с несколькими сливами, опознали порог по домику, стоящему на ЛБ и остатками навесного моста на ПБ.

Прошли с ходу, К-4, затем К-2.

12:20 – 12:50 – Рем.работы у К-4. Сильно сдувается одна из секций – на носу ката по протертому сгибу  сильно сифонит. Подкачивать судно раз в час желания нет, решили заклеиться.

13:40 – Остров с деревьями разделяет русло на две протоки, правая заканчивается крутопадающим сливом напротив высокого скалистого ЛБ. Через 0,2 км ситуация повторяется, в дальнейшем подобные участи встречались ещё.

15:10 – После продолжительного слаломного участка, через 3 км после первого острова, на КрЛП пор. Баобаб. Ориентир: высокая осыпь по ПБ. Слалом между больших камней.

Прошли с ходу, К-4, затем К-2.

15:15 – 17:35 – Сразу после порога встали на ПБ на обед и рем. работы К-4 – рама продырявила шкурку ката. Заодно пофотографировали прохождение другой группы. От нечего делать ловили рыбу. Рыбалка порадовала необычайно богатым уловом.

17:40 – Через 0,7 км после стоянки на ЛП вода сливается под высокий скалистый ПБ, создавая прижим. После поворота плес, на выходе из которого русло разделяется на три протоки, левая самая полноводная, заканчивается КрПП с прижимом на большой камень у ЛБ.

После продолжительного слаломного участка плес, а затем характерная серия водопадных сливов, по которым мы предположили, что это пор. Трехслойный.

17:55 – Струя бьет между камнями и скалистым ПБ, образуя прижим на него.

Затем ЛП и начало длинной шиверы с отдельными сливами, на выходе огромный камень у высокой скалы ЛБ, так и хотелось сказать - Монумент, на ПБ стоянка и тропинка, уходящая вдоль реки до начала каньона – начало тропы обноса Хара-Жалгинского (верхнего) каньона.

19:15 – Встали на ночевку, начали разбирать катамараны.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата:1 августа 2012 г.

День пути: 5

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Солнечно

Солнечно

Маршрут: Верхняя стоянка Хара-Жалгинского каньона – Нижняя стоянка Хара-Жалгинского каньона

Расстояние: 15 км пешком (2 ходки и возврат)

ХВ:6:40

 

9:00 – Подъем.

10:00 – Завтрак.

Окончательно разобрали катамараны, собрали вещи по рюкзакам для обноса в две ходки.

12:50 –Вышли на первую ходку обноса по тропе вдоль реки. Дойдя через 0,3 км до нижней стоянки, где начинается каньон.

Перед впадением притока Хара-Жалга с ПБ, тропинка резко уходит вверх по склону, до выхода на вездеходную дорогу 1,2 км, перепад высот +150 м. Дорога постепенно спускается к стоянке за каньоном 3,5 км, перепад высот -260 м. Периодически встречаются ответвления к руслу реки на просмотр порогов. По дороге не так давно ездили.

14:35 – Дошли до стоянки в конце тропы обноса. На большой поляне много места, рядом стоят другие школьные группы.

15:10 – Вышли за вещами на вторую ходку обноса.

19:30 – Вернулись с вещами в нижний лагерь, обнос закончен. За две ходки пройдено около 15 км.

Ловим рыбу, собираем грибы, экипаж К-2 проводит ремонтные работы.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 2 августа 2012 г.

День пути: 6

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Солнечно

Солнечно

Маршрут: Место ночевки – пор. Три бандита – пор. Змейка – Верхняя стоянка каньона Амбарта-Гольские щеки

Расстояние: 12 км (сплав), 5 км (пеш.)

ХВ:2:50

ЧХВ:2:50

8:00 – Подъем.

9:00 – Завтрак.

10:00 – Вышли на просмотр Хара-Жалгинского (верхнего) каньона. Решили посмотреть на каньон. По тропинке вдоль берега поднялись выше пор. Философский камень. Воды в каньоне очень мало, подпора воды перед философским камнем нет, струя, обходя камень «черепаху» у ЛБ, образует прижим с «карманом» у скалы ПБ, а затем сливается по обе стороны философского камня. В правом сливе бревно.

На обратном пути ловили рыбу, в общей сложности прошли около 5 км.

14:00 – Вернулись в лагерь.

15:00 – Обед.

16:50 – Вышли на воду.

17:05 – Через 1,5 км, по ПБ впадает приток Холбо.

17:45 – Через 3 км, приток Хара-Гол по ПБ.

Река представляет собой череду мелководных каменистых шивер, на поворотах часто встречаются прижимы под топляк, лежащий на прижимном берегу.

18:18 – Через 3,5 км после притока Хара-Гол – пор. Три бандита. За разгонной шиверой россыпь камней по ЛБ, а затем три больших валуна, перекрывают русло на 3/4, на выходе прижим под высокую скальную стенку ЛБ, на ПБ фильтрующая отмель из крупной гальки.

Прошли с ходу, К-2, затем К-4.

На следующем КрЛП, прижим на камни у скалы ПБ, на следующем КрПП обратная ситуация.

18:50 –Через 1,2 км после порога, за КрЛП после серии сливов струя бьет в два больших камня по центру русла.

19:40 – После 2,8 км слаломного участка русло делает плавный ПП - пор. Змейка. На пологом ЛБ, перед высокими скальными берегами нижнего каньона (Амбарта-Гольские щеки), стоянка и начало тропы обноса.

Ставим лагерь, ловим рыбу.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 3 августа 2012 г.

День пути: 7

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Жарко

Дождь с грозой

Маршрут: Верхняя стоянка каньона Амбарта-Гольские щеки – Нижняя стоянка каньона Амбарта-Гольские щеки

Расстояние: 1,7 км (сплав), 3,6 км (пеш.) – туда-обратно

ХВ каньона:4:30

ХВ обноса: 0:50 с вещами и 0:40 обратно

ЧХВ:1:30

8:00 – Подъем.

9:00 – Завтрак.

11:20 – Вышли с вещами на нижнюю стоянку. Тропа резко уходит вверх, в первые 0,8 км перепад высот +120 м, затем постепенно спускается вниз, на 1 км перепад высот -140 м.

12:40 – Пришли на нижнюю стоянку после каньона.

15:00 – После возвращения с нижней стоянки устроили перекус и начали прохождение нижнего каньона (Амбарта-Гольские щеки). Кат-4 (3) пороги проходил в составе 2-х человек. Полина от прохождения отказалась и занималась фотографией.

Все препятствия проходили тандемом К-4, К-2, с обязательным просмотром, в основном по единственно возможной, из-за низкого уровня воды линии движения. При очень низком уровне воды категория трудности каньона не превышает 4 к.т.

1 ступень.

Первый слив непроходим из-за малого уровня воды, в центре слива торчит каменный «зуб», обнос по камням ЛБ.

После прохождения второго слива, обнос негабаритного третьего, также по ЛБ.

После него проход по центральной струе, между камнями, затем слив под ЛБ и выход в плес у ПБ.

2 ступень.

16:28 – После скальной стены ЛБ, три слива, два чистые, в третьем полу обливной камень, по ЛБ галечная отмель.

16:36 – Оба катамарана прошли сливы и зачалились к отмели для просмотра.

16:48 – Катамараны проходят слив по центру и чалятся на ПБ (на ЛБ крупные валуны).

Далее слив через узкие каменные ворота на ПБ с небольшой бочкой на выходе, после которой струя бьет в каменный «зуб» в центре русла и почти сразу создает прижим с карманом к высокой скале ПБ. Выход из прижима в негабаритный слив между большими камнями ЛБ.

Оба катамарана прошли слив и зачалились в небольшое улово перед каменным «зубом».

17:22 – 17:48 – Обнос участка с зубом, прижимом и негабаритным сливом к выходу из 2-й ступени.

3 ступень.

Минуя несколько незначительных  препятствий, струя заходит в очередной слив у ЛБ и выходит на камни у ПБ, образуя большое улово, из которого вода уходит по двум сливам, проходим только левый.

После небольшого плеса у высокой скальной стенки ЛБ, струя уходит в мощный слив между ЛБ и большим камнем в центре русла. На выходе небольшой плес, на ПБ стоит одинокое старое дерево, из-за больших валунов виден каскад водопадов притока Хабтагай-Шалута.

18:10 – 18:45 – После прохождения препятствия рем.работы у К-4.

4 ступень.

18:50 – Водопадный слив, чалка у ПБ.

До конца ступени шиверы с отдельным сливами.

19:10 –пор. Амбарта-Гол. Основной поток идет в слив с парой каменных «зубов» между скальной стеной ЛБ и крупными камнями в правой части русла. По ПБ мелководный слив между камней.

Оба экипажа провели катамараны по сливу у ПБ.

19:30 – Чалка у нижней стоянки.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 4 августа 2012 г.

День пути: 8

Погода:

(утро/день/вечер)

Дождь

Дождь

Пасмурно

Маршрут: Нижняя стоянка каньона Амбарта-Гольские щеки – Водопад

Расстояние: 25 км (сплав), 0,2 км (пеш.)

ХВ:6:15

ЧХВ:4:30

10:00 – Подьем, завтрак.

13:30 – Вышли на воду.

Из-за малого уровня воды частые слаломные участки, периодически на крутых поворотах прижимы на скалистый берег.

13:45 – Через 0,5 км по ПБ приток Амбарта-Гол.

14:30 – Через 5,5 км приток Мангат-Жалга по ПБ.

15:00 – Через 3 км острова с деревьями, проход по левой протоке.

15:35 – 17:20 – Обед через 3,5 км после начала островов.

19:13 – Приток Хонхобой по ЛБ, через 9,2 км.

19:45 – Водопад через 3,3 км после притока Хонхобой.

За 1,5 км до водопада начинается т.н. водопадный каньон. S-образное русло проходит через серию плесов с живописными скальными берегами, соединенных между собой скоростными шиверами.

Заранее услышать низкий грохочущий звук водопада кому-то удалось, кому-то нет, однако надежным ориентиром он служить не может. После КрПП, водный поток огибает большую галечную отмель по ПБ и уходит влево на уступ водопада. На ПБ находится большая стоянка и тропа обноса водопада, заканчивающаяся через 0,2 км нижней стоянкой, на которой расположен «музей» туристских поделок.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата:5 августа 2012 г.

День пути: 9

Погода:

(утро/день/вечер)

Солнечно

Дождь

Дождь

Маршрут: Стоянка ниже водопада (дневка)

Расстояние: 0 км

ХВ:0:00

ЧХВ:0:00

11:00 – Подъем, завтрак.

До обеда стирали и ловили рыбу, начали топить баню, расположенную в заводи чуть ниже лагеря.

15:30 – Обед.

После обеда мылись в бане, снова ловили рыбу (как показало время, это было последнее место, где мы смогли её поймать).

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 6 августа 2012 г.

День пути: 10

Погода:

(утро/день/вечер)

Пасмурно

Облачно

Облачно

Маршрут: Стоянка ниже водопада (дневка) – р. Даялык – пор. Чертики – Стоянка на 1,5 км ниже

Расстояние: 36 км (сплав)

ХВ:7:04

ЧХВ:4:43

9:00 – Подъем.

10:00 – Завтрак.

12:20 – Вышли на воду.

12:32 – По ЛБ приток Хончин через 1,5 км.

13:33 – Изба на ЛБ (Нов.Шигна) через 9,6 км.

13:52 – 15:33 – Обед через 2,9 км.

15:57 – Через 3 км после места обеда, на ПП прижим к скале ЛБ, на выходе из прижима периодически появляется и исчезает воронка.

На протяжении всего участка в реку впадает большое количество притоков, мелководные шиверы постепенно превращаются в быстрины с валами и небольшими бочками. Уровень воды ниже среднего.

16:24 – Приток Янхор по ПБ.

16:47 – 17:16 – На излучине КрЛП с ПБ впадает р. Даялык, напротив, на ЛБ, поисково-спасательный пункт (ПСП) «Соболь». В домике можно переночевать, есть запас продуктов, рядом баня. Осмотрев ПСП, группа сделала запись в книге отзывов.

17:43 – Через 4,5 км после КрПП прижим на выступ скалы ЛБ, а затем КрЛП за этот же выступ.

17:52 – Спустя 1,4 км подошли к пор. Чертики. Перед высокими скалистыми берегами 1-й ступени по ПБ заводь и негабаритная протока, выходящая перед входом во 2-ю ступень. В заводи чалка для просмотра 1-й ступени.

Уровень воды выше, чем на предыдущих участках реки и приближается к среднему. Порог проходили тандемом К-4, К-2 по единой линии движения, за исключением 2-й ступени.

1 ступень.

После КрПП в высоких скальных берегах, с ЛБ русло перегораживает на 2/3 гряда полуобливных камней и несколько камней по ПБ чуть ниже. С ЛБ впадает один из многочисленных притоков.

Оба катамарана прошли по струе между камнями.

2 ступень.

Галечная фильтрующая отмель разделяет русло на две протоки. Чалка и просмотр с отмели. Основной поток идет по правой протоке. У ПБ большой полуобливной камень, от которого через центр русла идет мощная косая бочка, по ЛБ чистый пологий слив. После порога, за ПП, осмотр 3-й ступени по ПБ.

К-4 прошел по пологому сливу у ЛБ и встал на страховку. К-2 пошел по центру, в бочке закусило левую гондолу и едва не опрокинуло судно, но быстро отпустило и катамаран встал на ровный киль.

3 ступень.

Струя проходит через пару ворот между большими валунами. Перед входом в первые ворота мощная бочка по ЛБ, на выходе бочка по правому краю струи, за валунами ПБ небольшая заводь. Затем несколько бочек в створе вторых ворот и выходная быстрина с валами и отдельными бочками, в конце домики на ЛБ (геол. пос. нежил.)

Оба катамарана прошли по струе, лавируя между бочками.

После порога скоростной участок с валами и отдельными бочками.

19:24 –Стоянка на ЛБ, через 1,5 км после домиков на ЛБ.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 7 августа 2012 г.

День пути: 11

Погода:

(утро/день/вечер)

Пасмурно

Дождь

Дождь

Маршрут: Стоянка на 1,5 км ниже пор. Чертики – Стоянка за 7,5 км до с. Хужир

Расстояние: 57,5 км (сплав)

ХВ:8:00

ЧХВ:6:28

9:00 – Подъем.

10:00 – Завтрак.

12:00 – Вышли на воду.

12:13 –ПП в скалистых берегах, через 2,5 км, прижим на камни ЛБ.

12:22 –Перед небольшим каньоном через 1,3 км, прижим к камням у ПБ с бочкой.

12:44 – Приток Дэдэ-Борто по ЛБ через 3,7 км.

13:03 – После 3,3 км сплава КрЛП с прижимом на скалу ПБ, затем КрПП в ворота между валунов и S-образная быстрина с валами.

13:24 – бар. Борты через 3,3 км.

13:38 – 15:10 – Встали на обед через 2,3 км после бар. Борты.

15:34 – Через 1 км домик на ПБ после притока Дэдэ-Гайногор.

15:56 – Через 3,3 км полуостров по ПБ, на берегу домик.

16:23 – Приток Бол. Хая по ПБ через 4,3 км, ещё через 0,5 км дом на ПБ.

Следующий 32 км участок реки ничем примечательным на общем фоне препятствий не выделяется. Периодически встречаются фильтрующие отмели, шиверы и небольшие прижимы на крутых поворотах.

20:00 – Встали на ночевку.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 8 августа 2012 г.

День пути: 12

Погода:

(утро/день/вечер)

Облачно

Облачно

Дождь

Маршрут: Стоянка за 7,5 км до п. Хужир – приток Елахой – р. Бол. Белая – г. Бойник

Расстояние: 37,8 км (сплав)

ХВ:6:15

ЧХВ:5:01

9:00 – Подъем, завтрак.

11:00 – Вышли на воду.

11:22 – Через 2,7 км домик на ЛБ.

11:35 – п. Хужир после 2 км сплава.

Оставив позади высокие скалы по берегам, река вышла в заболоченную долину, на реке начали встречаться рыбаки на аэроглиссерах.

13:13 – Через  11 км дом с пристанью на ЛБ, перед КрПП и высокой известняковой стеной г. Серая на ЛБ.

13:39 – Пройдя 3,8 км, увидели большой остров посередине русла и п. Шанхар на ПБ.

13:46 – 15:00 – 1 км ниже п. Шанхар встали на обед на оборудованной стоянке ЛБ.

15:30 – Через 4,6 км после обеденной стоянки впадение притока Елахой у высокой скалы ПБ, вдоль которой река идет 8,5 км на СВ до впадения в р. Бол. Белая.

16:45 – р. Урик впадает в р. Бол. Белая.

17:15 – После 4 км сплава по р. Бол. Белая встали на антистапель перед горой Бойник, рядом с а/м дорогой из п. Инга.

Два человека из группы сходили в п. Инга и узнали, что рейсовый автобус выходит из п. Новостройка в 6:20 и будет у нас приблизительно в 7:00. Магазин в п. Инга работает до 18:00.

22:00 – Ужин.

0:00 – Отбой.

Дата: 9 августа 2012 г.

День пути: 13

Погода:

(утро/день/вечер)

Облачно

Облачно

Облачно

Маршрут: гора Бойник – г. Черемхово – г. Слюдянка

Расстояние: 110 км (а/м) до Черемхово, 250 км (а/м) до Слюдянки, 12 км (пеш.)

ХВ: 3:00

ЧХВ: 2:30

6:30 – Подъем.

7:00 – Погрузились в рейсовый автобус до г. Черемхово, за 5 человек и багаж заплатили 1500 руб.

11:00 – Приехали на ж/д вокзал г. Черемхово.

Сдали рюкзаки с судами и сплавным снаряжением в багаж (прием багажа до 12:00).

На привокзальной площади договорились с водителем, который за 5000 руб. довез нас до г. Слюдянка (маршрутка до г. Иркутск – 200 руб с человека), откуда мы во второй половине дня начали восхождение на пик Черского.

19:30 – дошли до ПСО, где сфотографировали карту маршрута с достопримечательностями. В GPS была только тропа.

В начале подъема русло р. Слюдянка было сухим, но через пару километров начали появляться небольшие ручейки. После мраморного карьера пришлось обходить броды а/м дороги по специальным мосткам.

21:30 – встали на ночевку за мраморным карьером.

Дата: 11 августа 2012 г.

День пути: 14

Погода:

(утро/день/вечер)

Пасмурно

Дождь

Пасмурно

Маршрут: мраморный карьер – пик Черского

Расстояние: 20 км

ХВ: 10:40

 

9:00 – Подъем, завтрак.

10:00 – Продолжили маршрут.

14:00 – метеостанция Хамар-Дабан. Обед. Девчонки сдали рюкзаки в камеру хранения на тур-базе.

16:00 – продолжили восхождение.

17:00 - достигли перевала. Поглядели сверху на озеро Сердце

Полазили по каменистым плитам.

18:00 – пик Черского.

18:15 – начали спуск.

20:00 – метеостанция Хамар-Дабан. Забрали вещи.

21:40 – встали на ночевку за несколько км от «базы 15 км» - верхний брод через Слюдянку (мостик).

00:00 - Отбой

Дата: 9 августа 2012 г.

День пути: 13

Погода:

(утро/день/вечер)

Облачно

Облачно

Облачно

Маршрут: пик Черского – г. Иркутск

Расстояние: 130 км (а/м), 17 км пешком

ХВ: 3:00

ЧХВ: 2:30

9:00 – Подъем, завтрак.

10:30 – Продолжили маршрут.

13:30 – Окраины г. Слюдянка, магазин, перекус.

14:50 – Автостанция. Купили билет на  маршрутку до Иркутска – 140 руб. с человека. Отправление 15:30.

17:45 – ЖД вокзал Иркутска. Принимаем душ. Дальше нас ждет прогулка по Иркутску, ужин в Позной и ночевка в аэропорту.

05:50 – Зарегистрировались на рейс.

08:40 – Вылетели в Москву.

Координаты мест ночевки, ключевых ориентиров и определяющих препятствий.

Широта

Долгота

Описание

N52°13'48.45"

E100°42'36.58"

Стапель, место ночлега 28 июля 2012 г.

N52°14'03.60"

E100°43'06.17"

Старый а/м мост

N52°15'48.02"

E100°44'58.29"

Место ночлега 29 июля 2012 г.

N52°17'03.35"

E100°50'31.58"

Место ночлега 30 июля 2012 г.

N52°16'38.50"

E100°55'37.77"

Верхняя стоянка и начало тропы обноса Хара-Жалгинского (верхнего) каньона, место ночлега 31 июля 2012 г.

N52°16'22.30"

E100°59'20.73"

Нижняя стоянка и конец тропы обноса Хара-Жалгинского (верхнего) каньона, место ночлега 1 августа 2012 г.

N52°17'13.98"

E101°03'28.77"

пор. Три бандита

N52°17'55.25"

E101°05'57.33"

Верхняя стоянка и начало тропы обноса нижнего каньона Амбарта-Гольские щеки, место ночлега 2 августа 2012 г.

N52°17'36.43"

E101°07'01.44"

Нижняя стоянка и конец тропы обноса нижнего каньона Амбарта-Гольские щеки, место ночлега 3 августа 2012 г.

N52°28'55.34"

E101°06'33.26"

Водопад, место ночлега 4 и 5 августа 2012 г.

N52°36'05.69"

E101°18'45.02"

пор. Чертики

N52°36'40.07"

E101°21'24.20"

Место ночлега 6 августа 2012 г.

N52°49'20.25"

E101°43'28.07"

Место ночлега 7 августа 2012 г.

N52°58'24.17"

E102°02'23.91"

Антистапель, место ночлега 8 августа 2012 г.

Лоция

В качестве лоции использовался текст, на который ссылается большинство отчетов. Это отчет Демидова А.Ю. 1998 г. (http://tlib.ru/doc.aspx?id=32181&page=1) с поправками на реалии нашего времени и уровень воды.

7.   Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

К потенциально опасным, можно отнести следующие препятствия и явления на данном маршруте.

8.   Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

9.   Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения).

Групповое и личное снаряжение

Специальное снаряжение, групповое:

Катамаран – 2                                                                      –         2 шт.

Катамаран – 4                                                                      –         1 шт.

Спасконцы (морковки)                                                         –         2 шт.

Весла                                                                                    –         5 шт.

Запасные весла                                                                    –         2 шт.

Ремнабор                                                                             –         1 шт.

Аптечка                                                                                –         1 шт.

Специальное снаряжение, личное:

Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки – 1 комплект на каждого участника.

Наименование

На 1 человека

На группу 5 человек

Продукты (всего/в день)

5,6/0,4

28/2

Личное снаряжение

12

60

Групповое снаряжение

21,1

107

Всего:

38,7

195

Максимальная нагрузка на мужчину 49 (транспортировалось в двух отдельных упаковках примерно по 25 кг), на женщину 32,5 кг (транспортировалось в двух отдельных упаковках примерно по 16 кг).

10.               Стоимость мероприятия

Затраты

На 1 чел., руб.

На гр. (5 чел.), руб.

Билет Москва – Иркутск (самолет)

17190

85950

Продукты

2292

11460

Автомобильная заброска

2250

18000 (8 человек)

Аптека

140

700

Телефонные переговоры

100

500

Выброска до Черемхово

300

1500

Переезд в Слюдянку (найм авто)

1000

5000

Авто Слюдянка - Иркутск

190

950

Багаж в Иркутск (124 кг) + хранение

710

3550

Багаж в Москву (132 кг)

670

3350

Страховка в Росно

1068

5340

Итого

25910

136300

11.               Итоги, выводы и рекомендации по маршруту

- Рыба: С самых верховий и до «Чертиков» рыба ловится хорошо, далее она есть, но у нас ловиться перестала.

- Голубика/черника встретилась в изобилии на обносе Хара-Жалгинского каньона. Жимолость присутствует практически везде. Черная смородина в большом количестве встретилась в последний сплавной день на высоком ПБ в нескольких км ниже Шанхара.

-  Кедровые орехи начали попадаться на участке с именитыми порогами. Легко добыть удалось на обносе Хара-Жалгинского каньона (руками трясли невысокие деревца). Ниже по реке орехи есть, добыть их сложно. Но у нас были запасы.

- Грибы в достаточном количестве собрали в конце обноса Хара-Жалгинского каньона. Потом они встречались, но в меньшем количестве и не по пути.

- В низовья Урика стала попадаться костяника и шиповник. Облепиху найти не удалось.

- Сагаан Дайля. До Чертиков растет везде.

- Малина. Спелую ягоду покушали у «Чертиков 3». Росла среди развалин.

12.               Картографические материалы

Карты М 1:200000 (т.н. Генштаб) с отметками мест ночлега, ключевых ориентиров и определяющих препятствий.


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Отчет о водном УТП школы СУ по реке Урик 4 к.с. под рук. Ворониной М.В.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-22.09.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика