Отчет о лыжном путешествии по Кондопожскому району респ. Карелия. 2-9.01. Рук.-Черняйкина И.
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Кондопожскй район респ.Карелия 2009. Отчет о лыжном путешествии. 2-9.01. Рук.-Черняйкина И.
Лыжный поход н/к
район похода - Карелия
Нитка маршрута: г. Москва - г. Петрозаводск - г. Кондопога - с. Бол. Вороново - пос. Кончезеро - г. Марциальные Воды - пос. Спасская Губа - г. Петрозаводск - г. Москва
Сроки похода: 2 января 2009 года - 9 января 2009 года
Руководитель: Черняйкина И.
Отчет о лыжном путешествии по Кондопожскому району респ. Карелия. 2-9.01. Рук.-Черняйкина И.
(маршрут: г. Москва - г. Петрозаводск - г. Кондопога - с. Бол. Вороново - пос. Кончезеро - г. Марциальные Воды - пос. Спасская Губа - г. Петрозаводск - г. Москва),
совершенном с 02 по 09 января 2009 года группой туристов при РООСРМТ "Туристский клуб" (Т/К Перово)
Маршрутная книжка: 1П
Руководитель: Ирина Черняйкина
Справочные сведения (паспорт путешествия)
Вид туризма | лыжный |
Проводящая организация: | РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб "Перово") адрес: г. Москва, ул. Металлургов, д.5, телефон: 306-32-73 |
Район проведения: | Кондопожский р-н респ. Карелия |
Категория сложности: | н/к |
Сроки проведения: | 02-09 января 2009г. |
Продолжительность: | Общая - 8 дней. Ходовых дней - 5. |
Число участников: | 7 человек |
Подробная нитка маршрута: | г. Москва - г. Петрозаводск - г. Кондопога - с. Бол. Вороново - пос. Кончезеро - г. Марциальные Воды - пос. Спасская Губа - г. Петрозаводск - г. Москва (см. прилагаемую схему) |
Протяженность активной части маршрута: | 54 км |
Список участников*
Фамилия, Имя, Отчество | Туристский опыт** | Обязанности в группе |
1. Черняйкина Ирина Александровна, 1981 | 2У Мста 4У Катунь |
руководитель |
2. Воронина Марина Васильевна, 1981 | 2У Мста | хронометрист |
3. Ельцова Инна Дмитриевна, 1981 | 2У Мста 1ПУ Ю. Урал |
финансист |
4. Манунин Сергей Петрович, 1988 | ПВД | завхоз в походе |
5. Привезенцев Александр Михайлович, 1983 | 2У Мста н/к Ю. Урал (лыж.) |
штурман |
6. Шайхиева Наталья Васимовна, 1981 | 2У Мста 1ПУ Ю. Урал |
медик |
7. Шаталин Дмитрий Валентинович, 1982 | 2Р Мста 1ПР Ю. Урал 4У Она |
снаряженец, реммастер |
*Изначально планировалось 8 участников, однако в последний момент из-за болезни восьмая участница, завхоз, вынуждена была отказаться от путешествия.
** В графе "Тур. опыт", если не указано иное, приведен водный опыт участников.
Почти у всех участников отсутствовал опыт многодневных лыжных походов, однако наличествовал опыт зимних ночевок в лесу в рамках ПВД в течение, как минимум, одного зимнего сезона (С. Манунин - осенне-зимний сезон 2008г.).
Первоначальный маршрут утвержден 24 декабря 2008 года МКК ФСТ-ОТМ в составе: В. Буяльский, М. Расторгуев, Н. Рязанский.
Общая смысловая идея путешествия
Отправной точкой для формирования идеи путешествия послужило желание группы провести новогодние каникулы не в Москве, на лыжах, в сроки, позволяющие использовать часть каникул в том числе и для "городских" нужд (т.е. 5-7 дней), и - с возможным комфортом.
Первоначально рассматривался вариант с размещением на базе, с радиальными выходами по окрестностям и несколькими ночевками в лесу, однако в процессе развития данная идея трансформировалась в идею несложного лыжного похода с целями: а) отдых, б) покататься, в) приобрести опыт зимнего лыжного похода.
Район путешествия - Южная Карелия - был выбран как наиболее очевидный, обладающий и определенной природной привлекательностью, и характерный удобством и скоростью заброски. При планировании путешествия группа рассчитывала захватить какую-нибудь достопримечательность в качестве культурной составляющей маршрута, не удаляться существенно далеко от населенных пунктов, и выбрать район, где с большой вероятностью есть более или менее развитая сеть просек и лесных дорог. Данные условия определили выбор Кондопожского района республики, соответствующего последним двум условиям, а также имеющего 2 интересных для посещения места - водопад Кивач и первый курорт в России, основанный Петром I, - Марциальные Воды.
Запланированный маршрут
Г. Москва - г. Петрозаводск - г. Кондопога - пос. Березовка (начало активной части) - вдп. Кивач - дер. Викшица - дер. Тереки - г. Марциальные Воды - пос. Кончезеро (конец активной части) - г. Петрозаводск - г. Москва.
Пройденный (измененный) маршрут
Г. Москва - г. Петрозаводск - окрестности г. Кондопога (начало активной части) - с. Бол. Вороново - окрестности дер. Викшица - пос. Кончезеро - г. Марциальные Воды - пос. Спасская Губа (конец активной части) - г. Петрозаводск - г. Москва.
Изменения маршрута и их причины
Первое изменение заявленного маршрута было сделано непосредственно перед выходом на маршрут. В связи с тем, что на участке пос. Березовка - вдп. Кивач достаточно много водоемов, относительно которых не было уверенности в том, что они замерзли настолько, чтобы по ним можно было безбоязненно ходить (в течение месяца до похода мы отслеживали изменения погоды по г. Кондопоге и в районе самого конца декабря там было потепление, при том, что температура в декабре, начиная со второй его недели, держалась на уровне 0, -1 - 3, крайне редко -7`C), было принято решение начать маршрут от г. Кондопоги, дойти до с. Бол. Вороново, что позволяло нам пересечь р. Суну по мосту и избежать многочисленных рек на пути от пос. Березовка до вдп. Кивач. Кроме того, на данном участке достаточно много заболоченных мест, которые, как подтвердил инцидент в первый день пути, также могли представлять опасность. После Бол. Воронова мы запланировали подняться до дер. Викшица и сделать радиальный выход до водопада, с дальнейшим продолжением маршрута согласно изначальному плану.
Решение о следующем изменении маршрута было сделано в конце второго дня пути, основываясь на скорости передвижения группы в течение этих двух дней. При том, что в первый день группа сделала 8 км, а во второй - 14 км в условиях достаточно "спокойного" рельефа, дальнейшая часть пути - от северной оконечности Пертозера до Марциальных Вод, предполагающая подъемы и передвижение в холмистой местности не давала группе уверенности в том, что запланированный маршрут будет пройден в срок, а возможности как-либо сократить маршрут при нахождении на данном участке отсутствовали. Теоретически возможным вариантом, конечно, мог бы быть переход по Мунозеру (самое широкое место не более 2 км) с его восточного берега на западный, что позволяет оказаться фактически сразу на трассе М-18, однако из соображений безопасности в связи с возможной непрочностью льда данный вариант не рассматривался. После ночевки в окрестностях дер. Викшица группа двинулась в сторону пос. Кончезеро с тем, чтобы посетить хотя бы одну запланированную достопримечательность маршрута - курорт Марциальные Воды.
Схема маршрута
Синий цвет - изначальный маршрут
Красный цвет - пройденный маршрут
Варианты подъезда и отъезда
Москва-Петрозаводск-Москва - поезд.
Петрозаводск - Кондопога - рейсовый автобус. Время в пути - 1ч.10м.
Выброска на заказанном микроавтобусе - от с. Спасская Губа до г. Петрозаводск. Время в пути - около 1 ч. 10 мин.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Фактически, измененный маршрут и можно предложить в ситуации, когда неизвестна прочность льда, который позволил бы пересечь водоемы и болота по пути, а также, при чрезвычайной ситуации, в короткий срок оказаться в месте, где возможно получение помощи.
Тем не менее, надо отметить, что из любой точки маршрута (как запланированного, так и измененного) до ближайшего населенного пункта не более 15 км по пути, не предполагающему пересечение водоемов, что делает маршрут достаточно безопасным.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
1. Водопад Кивач.
Самый известный водопад Карелии и второй по величине равнинный водопад Европы. Высота падения воды 10,7 метра. Кивач относится к типу водопадов - падунов, когда водный поток спускается по уступам скал, как по ступеням. Название водопада происходит, как считают ученые, от двух слов: или от финского слова "kivi", что означает "камень", или от карельского слова "kivas" - "снежная гора".
Водопад Кивач находится в центре одноименного заповедника, который был образован в 1931 году. "Кивач" - лесной заповедник, на территории которого представлены почти все формы карельского рельефа, что предопределяет богатство растительного покрова. В заповеднике преобладают 200 - 250 - летние сосняки, разновозрастные ельники, лиственные насаждения и небольшие болота. Разнообразен животный мир. На территории заповедника представлены посадки карельской березы и несвойственных таежным лесам пород деревьев и кустарников.
2. Марциальные Воды.
Первый российский курорт "Марциальные воды" был открыт в 1719г. (марциальные источники обнаружены в 1714г.) по указу Петра I. Этим было положено начало курортному делу в нашей стране.
Курорт "Марциальные воды" обладает двумя мощными природными лечебными факторами - железистыми минеральными водами (являются железистыми, поскольку содержат в своем составе более 20мг/л железа. По этому показателю они не имеют себе равных в мире. Железо в них двухвалентное, именно такая форма эффективно усваивается организмом. Железистые минеральные воды эффективны для лечения больных анемиями, хроническим гастритом с пониженной кислотностью желудочного сока, при некоторых формах холецистита, нарушениях обмена веществ) и габозерскими лечебными грязями (имеют сложный состав, содержат вещества, близкие к гормонам, витаминам, оказывают разнообразное благоприятное воздействие на организм человека, обладают противоболевым эффектом у больных с заболеваниями позвоночника, суставов).
График движения
Дни пути | Дата | Участок пути (от-до) | Протяженность в км | часов | Ср-во передвижения | Метеоусловия |
1 | 02.01 | Москва - | - | - | Поезд | - |
2 | 03.01 | - Петрозаводск - Кондопога - точка ночевки №1 (ТН1) |
50 км 2 км |
1ч.10 м 4 ч.50м |
Автобус пешком |
Утром - 18, вечером -21 Солнечно, небольшой снег |
3 | 04.01 | ТН1 - Бол. Вороново - ТН2 | 14 км | 6ч. 10 м. | лыжи | - 18, солнечно |
4 | 05.01 | ТН2 - Вост. Кончезеро | 13 км | 5ч.30м. | лыжи | - 20, солнечно |
5 | 06.01 | Вост. Кончезеро - Марциальные Воды | 13 км | 5ч. 20м. | лыжи | Утром -4, днем -1, вечером -5 Пасмурно, снег. |
6 | 07.01 | Марциальные Воды - Спасская Губа | 6 км | 2ч. | лыжи | - утром -18, вечером -21 Солнечно |
7 | 08.01 | Спасская Губа - Петрозаводск - | 60 км | 1ч.10м. | авто | - 22, солнечно |
8 | 09.01 | - Москва | - | - | поезд | - |
Описание маршрута
02.01.2009.
Первый день. Поезд Москва-Петрозаводск.
Отправление поезда №18 в 18.25. Отбой ок. 22 часов.
03.01.2009.
Второй день. Петрозаводск - Кондопога - точка ночевки №1. ЧХВ - 4ч.50м. (10.50 - 16.00)
8.45 - прибытие в Петрозаводск. Температура воздуха -18 С. Доходим до автовокзала, который неподалеку от ж/д вокзала.
9.30 - посадка в автобус до Кондопоги. 9.40 выезд.
10.50 - высадка из автобуса на развилке дорог на Кондопогу и Березовку (отмечена не на всех картах), с пересечением железной дороги.
Идем пешком 2 км по дороге, ищем просеку на запад.
11.20 - обуваем лыжи и уходим в лес около указателя 424 км, идем по тропе в направлении юго-запад - юг. Тропа достаточно четко выражена, однако неудобством является то, что идет по весьма каменистой местности, снега немного, постоянно утыкаешься в камни, либо даже просто обдираешь скользящую поверхность лыж о камни. Холодно, небо ясное, идет небольшой снег и светит солнце. Достаточно непривычно, что солнце низкое и фактически все светлое время висит примерно на одном уровне.
Стараемся смотреть друг за другом - не побелели нос и щеки - однако все нормально.
13.35 - 13.50 - перекус.
13.55 - выходим на грунтовую дорогу восточнее северной части оз. Юж. Восозеро. Через 5 минут движения по дороге в направлении северо-запад выходим на не обозначенные на карте ЛЭП и газопровод, идущие в направлении юг-север.
Продолжаем двигаться в направлении северо-запад.
14.35 - по грунтовой дороге дошли до юго-западной части оз. Сев. Восозеро. Десятиминутный перерыв.
Далее по грунтовой дороге выходим к развилке дорог, на юг - шлагбаум с надписью "Опасная зона. Идут взрывные работы". Вдоль дороги идет ЛЭП, принимаем изначально ее за ту, что отмечена на карте и по которой мы хотели двигаться, однако пройдя немного дальше выясняем, что по азимуту ее направление не совпадает с тем, что у искомой ЛЭП на карте .
Возвращаемся на развилку и идем в лес на запад, где метров через 5 виднеется еще одна ЛЭП, это уже наша.
Двигаемся по ЛЭП на юго-запад. Опоры ЛЭП стоят на холмах, на которые из-за малого количества снега, а также из-за кустарника неудобно забираться на лыжах, часть группы снимает лыжи и идет пешком.
Около 16 часов, после спуска с одного из холмов в низменности один человек проваливается обеими ногами по колено в болото (температура -17).
Поднимаемся на ближайший холм и встаем на ночевку.
Стараемся быстро развести костер и поставить лагерь. Сосен достаточно, но средний диаметр не больше 15-20 см. В процессе поиска дров видели клочья бурой шерсти на ветках и медвежий след на снегу (справедливости ради надо отметить, всего один).
Делаем нодью и запас бревен на ночь, чтобы подкладывать по мере прогорания нодьи.
Температура падает до -21, у костра сушим одежду и намоченную обувь.
Под тентом тепло от нодьи по показаниям термометра дает +10 градусов, спим при температуре -10 градусов.
22.00 - отбой.
04.01.2009.
Третий день. Точка ночевки №1 - Бол. Вороново - точка ночевки №2. ЧХВ - 6ч. 10 м. (10.00 - 16.10)
7.00 -общий подъем.
Температура воздуха -18.
Вышли в 10.00. От места ночевки идем по тропе на северо-запад до асфальтовой дороги, куда выходим в 10.25. Далее движемся по дороге на запад до деревни Бол. Вороново.
11.00 - мост и деревня. Река Суна покрыта льдом, под правым берегом полынья.
За деревней вдоль ЛЭП пошли по дороге на север - северо-запад. Дорога не расчищенная, но со следами протекторов.
Суна осталась справа. Чуть не доходя до резкого изгиба Суны, поворачиваем на юго-запад. Через 500 метров на холме кладбище. За кладбищем начинается охранная зона заповедника "Кивач".
На границе охранной зоны в 12.30 делаем перерыв 15 минут на отдых и заклейку ног троих участников.
Продолжаем движение.
Выходим на хорошо расчищенную дорогу, дорога расчищена настолько хорошо, что сложно идти - почти нет неукатанного снега.
По пути минуем два карьера. Первый - небольшой справа, второй - большой слева. За вторым карьером на перекрестке поворачиваем направо.
Через искусственно осушенное поле движемся на запад и упираемся в грунтовую дорогу на дер. Викшица (северо-запад). Идем по ней.
16.10 - встали на ночевку, не доходя 4 км до Викшицы, за высоким берегом оз. Пертозеро.
Сделали нодью. Температура воздуха -19, под тентом -11.
Оценив скорость и усилия, с которыми движемся, и предстоящий в ближайшие два дня рельеф, принимаем решение изменить маршрут.
21.30 - отбой.
05.01.2009.
Четветый день. Точка ночевки №2 - Восточное Кончезеро. ЧХВ - 5ч.30м. (09.30 - 15.00)
7.30 - подъем дежурных. Температура воздуха -20. Некоторые спальники мокрые, несмотря на используемые для отвода конденсата флисовые одеяла.
9.30 - выход. Идем по дороге на юг в поселок Кончезеро. Справа от нас оз. Пертозеро.
12.55 - вышли на асфальтовую дорогу до Кончезера.
13.15 - деревня Чупа.
13.40 - поселок Кончезеро.
Пытаемся найти дом с баней, где можно остановиться на ночь. Нам советуют поискать в отдаленной части поселка- Восточном Кончезере, утверждая, что там шансов найти ночевку больше.
Придя в Восточное, обнаруживаем, что деревня полностью нежилая, за исключением одного дома, где живут фермеры, мать и взрослый сын.
Они предлагают провести ночь у них. В доме только одна небольшая отапливаемая комната, нам гостеприимно предлагают всем семерым спать в ней вместе с хозяевами.
Узнаем, что в доме есть чердак, трое решают спать на чердаке, четверо спят в комнате с хозяевами, заодно сушатся спальники.
К вечеру повышается температура, ко времени отбоя, около 21.00, она уже -12.
06.01.2009.
Пятый день. Восточное Кончезеро - Марциальные Воды. ЧХВ - 5ч. 20м. (10.20 - 16.40)
8.20 - общий подъем. Температура -4 С. Усилился ветер, идет снег.
Благодарим хозяев, выходим в 10.20.
На выходе из пос. Кончезеро замечаем промоину на льду озера.
Движемся вдоль трассы до Марциальных Вод. Ветер и снег продолжаются, температура воздуха поднимается. Наблюдается небольшой подлип на лыжах. Идем мокрые - жарко, снег мгновенно тает на одежде.
14.30 - доходим до Марциальных Вод. Температура -1, снег заканчивается.
Посещение источников, дегустация вод.
После посещения достопримечательностей настроение приподнятое.
В сувенирной лавке расспрашиваем о транспортной ситуации. Выясняется, что выбраться отсюда достаточно сложно - автобус от санатория ходит 2 раза в день, но билеты надо покупать только в кассе, т.к. на самостоятельную продажу у водителей нет разрешения (?). Касса обычно работает до 15.00, завтра, в Рождество, не работает.
Проходящие автобусы, как от Марциальных Вод, так и от Спасской Губы, где у нас запланировано завершение маршрута, ходят по определенным дням и в четверг, 8 января, когда нам надо выбрасываться, его не будет.
Возле сувенирной лавки встречаем ребят из петрозаводского турклуба "Сампо", общаемся, они нам дают пару телефонов водителей, которые нас могут вывезти.
Уходим из города, идем в лес искать место ночевки. Идем вдоль трассы на Спасскую Губу. Долго ищем хороший лес, мало сосен.
16.40 - встали на ночевку севернее Марциальных Вод. Сушим одежду, опять идет небольшой снег.
Нашли большую ель, выглядевшую столь заманчиво, что под ней нельзя было не устроить дом. Вешаем тент "домиком", один кусок полиэтилена - под коврики, второй - наверх в качестве третьей стенки. Тепло, но уже по привычке делаем нодью, из березы (хвойных мало). Загорается, но быстро гаснет, т.ч. спим без нодьи.
22.00 - отбой.
07.01.2009.
Шестой день. Марциальные Воды - Спасская Губа. ЧХВ - 2ч. (11.00 - 13.30, с перерывом 30 мин.)
7.45 - подъем дежурных. Температура воздуха -18. Небо ясное.
Звоним по данным нам номерам, чтобы понять, можно ли рассчитывать, что завтра нас заберут из Спасской Губы. Водителям нужно какое-то время, чтобы сориентироваться в своих планах либо ценах. Ждем, не выходим, т.к. если возможности за нами приехать нет, смысл идти в Спасскую Губу также отсутствует, т.к. не сможем оттуда выбраться.
В 11 часов, после подтверждения, что на завтра все ок, выходим.
К 12.00 доходим до дер. Готнаволок. На картах она отмечена как нежилая, но люди там явно есть, т.к. дома ухоженные, из трубы одного идет дым.
В 12.30 доходим до Спасской Губы. Отправляем гонца в середину деревни за недостающими деталями рождественского ужина. Ждем 30 минут. Температура -16, ждать холодно. Решаем, что поскольку завтра забирать нас будут отсюда, смысла идти дальше нет, поэтому устраиваем полудневку. Уходим к началу деревни и - в лес
13.30 - находим место ночевки. Хвойного леса вокруг нет (в основном тополь и ясень), до вечера далеко, поэтому развлекаемся добычей/пилкой/рубкой дров, которые могли бы хоть как-то гореть и в количестве достаточном, чтобы дожили до отбоя.
Дальше от лагеря на заболоченных участках находим пару тоненьких сухих сосен.
21.30 - отбой. Температура -21, но нодью не ставим (не из чего).
08.01.2009.
Седьмой день. Спасская Губа - Петрозаводск.
7.00 - общий подъем. Температура воздуха -22.
10.00 - уходим с места ночевки, через полчаса, в 10.30, к месту встречи подъезжает машина.
В 11.40 мы в Петрозаводске. Температура -18.
Сдаем вещи в камеру хранения, идем искать баню, по пути девушки разграбляют пару магазинов женской одежды - хочется чего-то сухого и чистого.
Нашли баню, помылись, оставшееся до отправления поезда время просидели в кафе.
19.00 - отправление поезда № 17.
09.01.2009.
Восьмой день. Прибытие в Москву
8.57 - прибытие поезда на Ленинградский вокзал.
Дополнительные сведения о походе
(перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация)
В походе группа использовала вместо палатки два летних тента (тенты вешались внахлест и соединялись веревкой, внешний край каждого тента образовывал боковину - достойная альтернатива зимнему тенту), раздельные, не групповые, спальники.
9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Раскладка и докупка некоторого снаряжения в ремнабор: 7160 рублей.
Ж/д билеты: туда - 764 рубля, обратно - 893 рубля.
Автобус Петрозаводск - Кондопога, стоимость билета - 100 рублей. Багаж - 10 рублей/место.
Микроавтобус Спасская Губа - Петрозаводск - 1200 рублей.
Добровольно поблагодарили хозяев дома, где ночевали - 1000 рублей.
Итого без ж/д билетов - 10130 рублей на группу, на человека - 1447рублей.
Итоги
Можно считать, что цели группы были достигнуты - как в части отдыха, так и в части приобретения первого опыта зимнего путешествия. Достоинством этого похода стала его относительная несложность, однако в то же время было получено представление, с какими сложностями можно столкнуться в зимнем походе, и что нужно принять во внимание при подготовке к следующему походу.
Срок похода также был выбран оптимальный для достижения данных целей, при меньшем количестве времени полное впечатление бы не сложилось, при большем - морально было бы несколько сложнее, т.к. надо признать, что общий настрой, несмотря на понимание, что зимний поход отличается от зимнего ПВД, был на что-то вроде длинного ПВД, без учета того, что накапливается усталость от постоянного холода, спальники заледеневают и пр.
До начала путешествия никто из группы в этом зимнем сезоне не стоял на лыжах в связи с отсутствием снега в Москве, и это в первые дни несколько замедляло группу. Т.е. "привыкание" к лыжам стоит учитывать при планировании маршрута.
Выводы и рекомендации
Данные выводы и рекомендации рассчитаны, главным образом, на группы, не имеющие опыта многодневных лыжных походов, однако имеющие представление о ночевке в лесу в зимнее время года.
По погоде:
- Прогнозы погоды имеют обыкновение становиться похожими на истину только за неделю до похода. Весь декабрь метеосайты обещали на неделю нашего похода температуру не ниже - 7 - 10. И только примерно с 25 декабря прогнозы показывали - 15 - 17. На деле же температура днем была около 16-18 градусов, вечером - 20 - 22.
- При данной температуре болота могут оказаться не замерзшими, поэтому передвигаться на них необходимо с осторожностью и на лыжах.
По питанию:
Относительно питания: перекусы организовывались из чая, смесей фруктов и орехов, а также хлеба и, как варианты, корейки, сала, шпрот. Представляется, что более целесообразным будет использование на перекусы быстрозавариваемой лапши, а также сухарей вместо хлеба, поскольку хлеб при -20 превращается в камень с сердцевиной из смерзшейся воды (даже нарезанный на куски), а шпроты полностью замерзают и их почти невозможно извлечь из банки, равно как разжевать без предварительного оттаивания. В то же время сало было воспринято группой "на ура". Как вариант транспортировки незасушенного хлеба - раздать каждому его хлеб и носить его на себе, чтобы не замерз.
По снаряжению и организации лагеря и быта:
- Представляется оправданным использование технологии "зимний тент - нодья", поскольку по результатам измерений температуры было выяснено, что нодья дает +10 +8 градусов прибавки к температуре под тентом. Также весьма полезно делать запас из бревен пусть даже более тонких, чем основные бревна для нодьи, которые можно ночью подложить в нодью.
- В группе было 6 флисовых одеял, которые использовались для отведения влаги со спальных мешков. Данными одеялами укрывались сверху, и сверху спальники были сухие, однако снизу спальники у многих из нас были утром в ледяной корке, поэтому представляется, что, возможно, стоит брать одеяла с тем расчетом, чтобы подкладывать их и снизу, под спальники, чтобы они отводили влагу с двух сторон.
- В группе было 3 пилы - 2 лучковые и 1 двуручная, а также 2 топора. Следует признать, что на группу в 7 человек в зимнем походе, когда необходимо заготовить много дров, это количество является оптимальным, т.к. позволяет вовлечь в процесс заготовки дров максимальное количество человек и максимально ускорить данный процесс.
- В группе были рации, однако в условиях зимнего похода представляется, что лучше не допускать растяжения группы на расстояние, когда первый находится далеко от последнего настолько, что требуется рация. В принципе, один раз рация сыграла свою роль, когда первому было сообщено о попадании в болото одного из идущих сзади участников, и о том, что нужно срочно искать место для ночевки. С другой стороны, гораздо более безопасным представляется способ движения, когда каждый периодически оглядывается на идущего сзади и в случае его более или менее сильного отставания (не допуская исчезновения из зоны видимости) передает команду остановиться и подождать всем идущим впереди.
- Достаточно неожиданными для группы стали некоторые мелкие бытовые неприятные сюрпризы, как, например, замерзшие влажные салфетки, мази, крема, раствор для линз. Как вывод - все, что может понадобиться сразу, а не после оттаивания у костра, необходимо носить на себе.
Полезная информация
- При подготовке к путешествию была предпринята попытка получить разрешение на проход по территории заповедника Кивач, на территории которого, собственно, и находится вдп. Кивач. Ответ был получен достаточно однозначный - единственный разрешенный проход к водопаду - дорога из пос. Сопоха, при этом разрешается только посещение водопада и музея с дендрарием на небольшой территории возле водопада, вся остальная территория - заповедная зона, проход по которой невозможен ни при каких условиях.
- Группа регистрировалась в ПСС Кондопожского р-на (тел/факс: (814-51) 5-10-85, адрес: 186200, г. Кондопога, ул. Бумажников, 6). Для регистрации достаточно прислать по факсу список группы и планируемый маршрут, личный визит по прибытии не требуется.
- Из Спасской Губы выброска осуществлялась на восьмиместном микроавтобусе "Форд" (с багажным отделением). Водитель, Александр, занимается доставкой туристов также и летом. Тел. +7 911 420 71 78
Использованная литература, картографический материал
- Зимние спортивные походы. П. И. Лукоянов.
- Республика Карелия. Региональный атлас. 439 Центральная экспериментальная военно-картографическая фабрика им. В.В. Дунаева. 2002г. (масштаб атласа - 1:200 000. Атлас точен не во всех местах. Так, например, дорога от Кондопоги до Березовки, на пересечении с которой высаживалась группа, на этой карте показана как незавершенная, в то время как в реальности она уже существует. Продается в книжных Москвы.)
- Кондопога. Кедрозеро. Топографическая карта. ФГУП "Аэрогеодезия" Роскартографии. 2002г. (масштаб 1:100 000. Также ряд неточностей, например, встреченные в первый день пути ЛЭП и газопровод отсутствуют на этой карте. Тем не менее, с учетом того, что в Интернете нет карт такого масштаба данного района, такую карту однозначно стоит иметь. В Москве встречена только в книжном на Новом Арбате, есть и другие районы Карелии, но далеко не все. В Петрозаводске также некоторые районы можно найти в киоске прессы на автовокзале.)
- Карелия. Южная часть. Атлас. Арбалет. 2004г. (масштаб 1:100 000. Главная претензия к этому атласу - отсутствие какого бы то ни было рельефа. Т.е. работая с атласом, можно рассчитывать только на изображения дорог, населенных пунктов и водоемов. Горизонталей нет, сплошной зеленый фон, болота, по сравнению с другими картами, отображены весьма условно. В книжных магазинах Москвы не был найден, заказывался через Интернет, потом был обнаружен в одном магазине на втором этаже в "Экстриме")
Полная или частичная перепечатка авторского материала данного отчета без разрешения автора запрещена. Разрешение может быть получено по адресу: ic.praetor@gmail.com
Свежие материалы на сайте:

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.
Сложное сделать простым
 >>> - Подробнее
12 июля 2019 года   -   Марина Воронина

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Кондопожскй район респ.Карелия 2009. Отчет о лыжном путешествии. 2-9.01. Рук.-Черняйкина И.
Write a comment
- Required fields are marked with *.

© 1972-26.04.2025 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"
+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176
